Меню

Альфа-Банк разочаровался в санациях

Альфа-Банк больше не хочет становиться санатором — такова оценка итогов трехлетнего процеса присоединения банка «Северная казна».

Топ-менеджеры Альфа-Банка рассказали, что делают ставку на покупку других активов и противостояние новым вызовам.

История циклична, кризисные явления 2008 г. отчасти повторяются — заявил Петр Авен, председатель банковской группы Альфа-Банк: «Мы слышим первые звоночки по ликвидности. Пока они выражаются в росте ставок межбанковского кредитования. По оценке Альфа-Банка, отток иностранных инвестиций из страны уже составил порядка $50 млрд и в ближайшие 5-7 лет российскую экономику ждет стагнация». «Это будет период маленького роста показателей и волатильности на всех рынках», — прокомментировал Рушан Хвесюк, главный управляющий директор Альфа-Банка. Корпоративный сектор не принесет кредитным организациям сколько-нибудь существенных доходов, пояснил г-н Авен, деньги на счетах юрлиц будут расти темпами, не превышающими рост инфляции, — «около 7%»: «Для банков основными источниками фондирования снова станут средства физлиц. А значит, конкуренция за качественного клиента ужесточится».

В сложившихся условиях банкиры ожидают дальнейшей консолидации рынка. Некоторые банки будут выбирать нишевую модель, другие присоединятся к крупным структурам, в основном к госбанкам. Альфа-Банк намерен расширяться. «Банки будут продавать и приобретать активы. Мы себя видим в роли покупателя разного рода активов как иностранных, так и отечественных банков», — сообщил Владимир Татарчук, первый зампред правления. Когда это может произойти и какие активы намерена приобрести кредитная организация, он отказался уточнить, но добавил, что «банк рассматривает все возможности в розничном и корпоративном бизнесе, в сегменте крупных и средних клиентов». Скорее всего, речь идет о портфелях кредитов. От сделок, подобных санации «Северной казны», Альфа-Банк впредь воздержится, рассказал г-н Хвесюк.

В конце 2008 г. Альфа-Банк был одним из первых, кто пошел на присоединение более мелкого банка, испытывавшего проблемы. Хорошие банки, которым плохо, в России еще не кончились. Согласитесь стать санатором еще раз?

— Скорее нет, чем да. С «Северной казной» была противоречивая история. С одной стороны, мы получили новых клиентов, опыт такого рода деятельности. С другой стороны, наши финансовые ожидания не оправдались.

Какие, например?

— Например, мы удовлетворены результатом в розничном бизнесе, но в меньшей степени — в корпоративном. Дефолтность кредитного портфеля юридических лиц была за гранью того, что мы предполагали. Ясно, что со временем все эти проблемы были решены, но на момент входа все оказалось гораздо хуже, чем мы ожидали... Поэтому наш общий вывод: недружественные сделки либо сделки в горячке, учитывая российскую непрозрачность баланса банковской системы, очень опасны.

В то же время мы почерпнули новые знания, какие-то системы взаимоотношений с клиентами. Заимствовали некоторые технологические решения (интернет-банк «Северной казны» признавался одним из лучших в стране. — Прим. ред.). Многие сотрудники из блока IT «Казны» перешли в Альфа-Банк. Вообще, любая консолидация предполагает серьезное отвлечение ресурсов, чтобы два разных банка перешли к единой платформе и единой политике. Это действительно отнимает много времени и ресурсов.

А банки в регионах готовы к новым потрясениям? Как вы оцениваете их состояние?

— Мы по-прежнему считаем, что банков в России слишком много и некоторые будут присоединяться к более крупным. Хотя на отдельные региональные банки тенденции в экономике никак не влияют, они следуют скорее не за экономикой, а за финансовым состоянием своих местных клиентов. У региональных банков есть преимущество — в мобильности, возможности оперативнее реагировать на изменяющиеся экономические условия, чем любой федеральный банк. Минус — там вы не сможете получить тот набор сервисов, продуктов и объем средств, который вам готов предоставить любой федеральный банк.

Что будет с более крупными игроками?

— Есть два ключевых тренда. Во-первых, исход западных банков. Причина проста — замедление темпов роста в Европе. Проблемы у материнских компаний — и, как следствие, меньшее внимание к развитию в России. Конечно, крупные игроки останутся в нашей банковской системе, но общий тренд на уменьшение доли банков с участием иностранного капитала явно прослеживается. Это открывает возможности для отечественных банков, и для региональных в том числе, пополнить клиентскую базу, занять освобождающиеся ниши. Главное — быть начеку.

Наш анализ показал также, что совокупная доля госбанков продолжает устойчиво снижаться. Тут могут быть разные причины. Одна из них — тренд по укрупнению госсектора делает эти банки менее мобильными. Я думаю, снижение мобильности в принятии решений притормаживает возможность кредитовать лучшие компании, «голубые фишки». Мы сравнили, кто из игроков — госбанки, иностранные и частные банки — в какие направления бизнеса вкладывается. Оказывается, примерно в одни и те же, но с разными темпами. Приоритеты — розничное кредитование и привлечение розничных депозитов. Это обостряет конкуренцию.

А корпоративный сектор в стороне?

— Если посмотреть данные за восемь месяцев 2011 г., подушка ликвидности банковского сектора растет в основном за счет физических лиц, а не корпоративных клиентов.

Почему? Юрлицам не нужны деньги или банки не дают?

— Во-первых, потребности компаний не так высоки, а во-вторых, у банков меньше возможностей предоставлять «длинное» финансирование. При сжатии ожиданий потребности в росте кредитных ресурсов нет.

Так конкуренция переходит на уровень «у кого сервис лучше»?

— Верно. В основном конкурируют сервисами. Для одних банков это простые линейные решения, процентные ставки например. Нишевые и региональные банки могут ответить большей мобильностью, продвинутостью в каких-то направлениях кредитования на локальном рынке, поскольку они понимают, что нужно местному бизнесу. Мы определяем для себя несколько ниш и ставим на сложность инструментов. Но ничего плохого в том, что банки выбрали для себя похожие стратегии, я не вижу. В итоге выигрывает потребитель.

Но еще одна плоскость конкуренции — это кадры. Люди уходят Госбанки постоянно крадут у нас людей, устанавливая им зарплату, превышающую нашу в три раза. А мы выращиваем новых. Но мы к этому привыкли, это даже во многом воспитывает, подстегивает нас.

Петр Авен говорил о «первых звоночках кризиса ликвидности». Какие инструменты будут использовать банки, чтобы его преодолеть?

— Центробанк накопил большой опыт по управлению ликвидностью системы. Инструментов много: беззалоговые аукционы, субординированные кредиты и т. д. Банки могут прибегать к расширению своего ломбардного списка. «Звоночки» по ликвидности будут и дальше, но наши монетарные власти уже умеют на них реагировать.

Что делают сами банки? Одно и то же: всех клиентов делят на три группы и обозначают разным цветом. Начинается более консервативная кредитная политика. Надо утолщать подушку ликвидности.

А какие группы клиентов окрашивает красным цветом Альфа-Банк?

— Это коммерческая тайна. Есть разные статьи рисков, и есть свои рекомендации. Деление может быть как отраслевое, так и по форме собственности.
 
Антонина Курносенко