Грузовой импульс Грузовой импульс До последнего времени подержанные иномарки попадали в Россию по двум основным каналам: с Востока — из Японии и Кореи через Владивосток и с Запада — из Герма
Грузовой импульс
До последнего времени подержанные иномарки попадали в Россию по двум основным каналам: с Востока — из Японии и Кореи через Владивосток и с Запада — из Германии и Польши через Калининград. Кроме «японцев» и «европейцев», появлялись и американские машины, но покупали их на тех же японских аукционах и немецких стоянках. Но в прошлом году ситуация резко изменилась — буквально на глазах вырос рынок подержанных американских машин.
Автомобильная ассоциация «Компания «ДДТ» считает себя пионером этого на правления. Что, впрочем, ни один из опрошенных «ДК» дилеров не оспорил. Как это часто бывает, успешное направление бизнеса нащупали почти случайно. Фирма начала с поставок грузовой техники: тягачей International и Freightliner1 и полуприцепов. По словам коммерческого директора направления импорта «Компании «ДДТ» Михаила Кокотова, в ассоциации решили попробовать ввозить американские грузовики, поскольку они значительно дешевле «европейцев» и экономичны в эксплуатации. Плюс немаловажное преимущество: у американских тягачей три оси против двух у «европейцев», а значит, они выигрывают в грузоподъемности. Начав работать с США летом 2003 г., уже в следующем году «Компания «ДДТ» занялась импортом легковых автомобилей. Михаил Кокотов: Решение лежало на поверхности: во-первых, были налажены связи за океаном, «накатаны» пути в Россию, а во-вторых, купленные в Хьюстоне фуры ехали в Екатеринбург порожняком, и грех было не загрузить их, сэкономив на транспортных расходах. Так на стоянках компании появились легковые «Шеви» и «Крайслеры». А через некоторое время в США были куплены автовозы специально для перевозки легковых машин. В прицеп входит 9 автомобилей, автовозы транспортируют не только «американцев» из Санкт-Петербурга, но и отечественную автопродукцию из Тольятти.
Прежде чем начать колесить по уральским дорогам, американская машина преодолевает немалый путь. Сначала владелец сдает автомобиль одному из многочисленных секонд-хенд-дилеров — компаний, специализирующихся на торговле подержанными автомобилями. Сотрудники фирмы «ДДТ-Хьюстон» покупают на стоянках машины, пользующиеся наибольшим спросом в России, обеспечивают доставку и погрузку их на корабль. Морем автомобили добираются до России, в Петербурге их грузят на автовоз, затем доставляют в Екатеринбург, на стоянки «Компании «ДДТ». Там они проходят предпродажную подготовку (предусмотрена мойка, химчистка салона, замена эксплуатационных жидкостей) и дожидаются своего нового хозяина.
В настоящее время «Компания ДДТ» реализует около 10 легковых автомобилей с американского рынка в месяц. Грузовиков продается в полтора раза больше, а учитывая, что средняя стоимость тягачей заметно выше, выходит, что «грузовой» бизнес приносит существенно больше прибыли. Но фирма не собирается оставлять легковушки на откуп конкурентам, так как спрос на них будет только расти.
Подтверждение тому — появление новых игроков на рынке. В середине прошлого года со своими предложениями вышли фирмы «Американ моторс» и Carus Trading Ink. Компании работают по одной схеме: клиент, пожелавший приобрести машину с американского рынка, делает заказ на нужную марку и модель авто, обговаривает возраст, объем мотора и другие характеристики, а также условия доставки и примерную цену машины. В США у фирм работают свои представители. Carus Trading сотрудничает с Нью-Йоркским аукционом Manheim, «Американ моторс» — с дилершипом в Вэйкфилде. Салоны покупают автомобили и на Интернет-аукционах, кроме того, в поле их зрения попадают машины, сданные американским автодилерам по системе trade-in. Исходя из поставленных условий, представитель фирмы находит требуемую машину и организует ее отправку в Финляндию. Желающий сэкономить и попутешествовать клиент может забрать автомобиль уже там. В противном случае доставку до Екатеринбурга организует фирма-перевозчик. Санкт-Петербург — не единственные ворота в страну. В зависимости от марки автомобиля, сезона и других факторов используются иные пути въезда: Прибалтика, Калининград, даже Черноморское побережье. На заказ з США везут, в первую очередь, типичные американские авто: внедорожники, большие седаны. Денис Барышников: Мы не конкурируем с праворульными «японками»: у них цены начинаются с $5-7 тысяч, у нас же основная масса заказов не выходит за рамки $15-$25 тысяч. Привозили мы и, к примеру, BMW 750 за $60 000. На продажу фирмы доставляют популярные машины — Ford Focus и Countur (аналог Mondeo), Mazda 626, Mitsubishi Galant и др. Такие автомобили можно увидеть на стоянках, информация о них появляется на сайте компании, и рано или поздно авто находит покупателя.
Транспортировка из США прибавляет к конечной цене машины лишь около $1500— 2000. Гораздо дороже оказывается пройти таможню. Ее ставка, как известно, зависит от объема мотора. Например, Ford Focus в Америке не производится с двигателем менее 2 литров. А мало-мальски серьезные джипы, например Ford Explorer, — оснащаются моторами по 4 литра и более. Таким образом, таможня может увеличить цену авто и на $10000, и даже на $20000. Автомобили младше 3 и старше 7 лет в Россию не ввозятся из-за непомерных пошлин.
Таким образом, машина, купленная в США за $10000, в Екатеринбурге с учетом маржи перевозчика стоит ориентировочно $18000.
Разборки в маленьком Бронксе
Объяснений, почему этот бизнес появился именно сейчас, несколько. Руководитель компании «Американ моторс» Денис Барышников: Всего за полгода мы набрали неплохие обороты — спасибо курсу. И объемы растут все большими темпами. Постоянный рост европейской валюты созда ет значительные трудности со сбытом производителям, торгующим в евро. Та же проблема у японцев — курс йены укрепляется. И наоборот, американские концерны, благодаря девальвации доллара, увеличивают объемы продаж. И чем ниже курс, тем дешевле «американцы». Единственный минус — таможенные пошлины (составляющие нередко 1/2 цены авто), государство установило их в европейской валюте, которая, наоборот, растет.
У американских машин масса плюсов и помимо цены: автомобильный рынок Соединенных Штатов по объему составляет почти половину мирового, поэтому он очень важен для всех производителей. Жесткая конкуренция обусловила высокое качество сборки американских машин. К ним, кстати, относится не только продукция «Большой Тройки» — Ford, GM и Daimler-Chrysler. В США, Мексике, Канаде, а также в латиноамериканских странах работают автосборочные заводы практически всех мировых производителей. Здесь сходят с конвейера Mercedes ML, VW Bora, BMW X5, «японские» Lexus, Acura и др. Для американского рынка традиционны мощные моторы, автоматические КПП, практически 100% машин имеют кондиционер, электропакет и т.д. Многолитровые моторы низкой степени форсировки долговечны. То же можно сказать и о кузовах американских машин.
Кроме курсов валют, есть и другая причина, по которой спрос на чистокровных «американцев» резко вырос. Как рассказали «ДК» сервисмены центра «Оптима-2», до последнего времени владелец американской машины при малейшей поломке сталкивался с серьезными проблемами: было сложно найти даже гайку с дюймовой резьбой, не говоря уж о деталях двигателя и трансмиссии. Негде было сделать диагностику, приходилось месяцами ждать фару или стекло. Сейчас ремонт и запчасти не проблема — вырос парк.
Специализированные сервисы накопили немало опыта по ремонту и обслуживанию «американцев», наладили связи с поставщиками запасных частей, приобрели диагностическое оборудование с соответствующими программами, специализированный инструмент, обучили персонал. Кроме того, с увеличением количества американских машин на дорогах их значительно прибавилось на «разборках». Именно их, т.е. стоянки-свалки разбитых машин, выбирают многие владельцы подержанных машин в качестве источника недорогих легальных запчастей. И все же миф «купил американца — нажил проблем с обслуживанием» продолжает жить в умах автомобилистов и является одним из главных сдерживающих спрос факторов.
Другой миф связан с «чистотой» машин: вспоминают и русскую мафию, и американские тайфуны. С американскими авто, уверяют автосалоны, дела обстоят получше: за «чистотой» авторядов следит Интерпол, бюро которого, кстати, есть и в Екатеринбурге. Сдерживает продажи «американцев» также рост цен на топливо. В США бензин всегда был относительно дешев, и конструкторы американских моторов до сих пор не озабочены экономией горючего. Если добавить к этому огромный литраж двигателей, солидные размеры (а значит, вес) машин, а также почти полное отсутствие дизельных силовых агрегатов, становится понятно: эксплуатация «американца» при сегодняшних ценах на бензин — удовольствие для обеспеченных людей.
Среди других недостатков — размеченный в милях спидометр, задние указатели поворота красного цвета, отсутствие места под передний номерной знак у некоторых машин. Зато у всех автомобилей, привезенных из США, левый руль.
Можно предположить, что импорт автомобилей с североамериканского рынка в дальнейшем будет наращивать обороты. Так же, как это было с праворульными «японцами» — все больше автолюбителей отдают предпочтение американским машинам, а значит, спрос будет расти опережающими темпами. Главное при этом — сохранение тех же макроэкономических тенденций.
1«Компания «ДДТ» открывает еще одно «американское» направление: поставка тяжелой техники Western Star на российский север.