«Государство осознает: нужно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, численность которого сокращается. Я бы хотел, чтоб плеснули в это дело керосинчика. Когда бизнес успешен, хорошо всем».
«Время первых» — совместный проект DK.RU, свердловского регионального отделения «Деловой России» и туркластера «Гора Белая», в котором мы рассказываем о тех, кто своими руками и мозгами делал уральский бизнес — предпринимателях 90-х, чьи имена до сих пор на слуху, а компании по-прежнему работают. В своих историях они дают ответ на вопрос: когда было проще строить бизнес — тогда или сейчас.
Анатолию Лебедеву Екатеринбург обязан появлением интернета. Он основал первую в городе интернет-компанию «Урал Релком». А после продажи ее федеральному игроку ушел в «Кабinet». На DK.RU Анатолий Лебедев вспоминает, как начинал бизнес в 90-х, почему помогать нужно лучшим, как изменить отношение к предпринимательству в России и отчего вернулся в поэзию.
>>> Читайте также бизнес-историю Анатолия Лебедева. Человек Сети
В 90-е страна была в ужасном состоянии. Перед людьми стояла проблема выживания. Когда суп заваривали из пакетов, народ понимал — чтобы купить пачку пельменей, надо хорошо поработать. Накопления съела дикая инфляция. Моей маме не хватало до северного стажа двух лет. Ей сказали — поработай еще и будешь получать к пенсии 20 руб. И вместо того, чтобы отдыхать, она согласилась, осталась работать в школе, где получила инсульт и в 93-м году умерла. Я сам в те годы работал на четырех работах. Но вместе с тем ужасом, который тогда царил в стране, открылись шоры. Люди сориентировались по-разному. Одни пошли в политику, вторые — в бандиты, а третьи, которым не осталось место ни там, ни там — стали искать новые технологии.
Технологии нельзя обмануть. Их нужно знать. А лучше — разрабатывать свои. На одном из инвестиционных форумов наши инвесторы, которые за 90-е и 2000-е привыкли, что есть западные технологии, спросили большого иностранного предпринимателя: «Скажи, куда деньги вкладывать?». Он в ответ: «А какие у вас есть разработки?». «Да ерунда все это! Никаких нет. Скажи, куда деньги вкладывать?». Он ответил: «Вы хотите получить молоко, не имея коровы». Это точно. Если в 90-х были прорывные западные технологии, про которые знали: вложишь рубль — получишь пять, то затем они закончились. Надо самим участвовать в мировом процессе их создания.
К примеру, как появилась сотовая связь. Дмитрий Зимин из Билайна установил на башне МИДа в Москве в 92-м году первую передающую станцию. Договорился и на голом энтузиазме сделал. Я его очень хорошо понимаю. Мы интернет в Екатеринбурге делали так же — из соплей и двух спичек.
Интернет в Екатеринбурге мы сделали в 91-м. Выяснилось, что людей, которые занимаются этим в Москве, я знаю с 75-го года по стажировке в Институте атомной энергии. Мы подключились к сети, которую развивала московская компания «Релком» — они первыми наладили связь с зарубежными серверами и стали соединять между собой регионы СССР. Мы заключили с ними договор и запустили узел mplik в день начала путча в Москве — 19 августа 1991 г. Теперь этот день считается днем рождения интернета в Екатеринбурге.
Первыми пользователями глобальной паутины стали высокообразованные специалисты из научного сообщества. И первые бизнесмены — адрес электронной почты на визитке котировался не меньше, чем дорогой пиджак или иномарка. Наличие ящика подчеркивало статус — особенно при работе с западными партнерами (например, основатель холдинга «4 канал» Игорь Мишин рассказывал мне, что в середине 90-х гг. получил грант в $5 тыс. в том числе и потому, что указал на своей визитке e-mail).
Предприятия связи в 90-х вместо того, чтобы развивать интернет и внедрить у нас сети нового поколения, закрывали дефицит. За бешеные деньги продавали стационарные телефоны, устанавливали дикие тарифы за междугородние переговоры. Компьютерные фирмы продавали не программы, а оборудование. 386-й компьютер стоил, как самосвал — 70 тыс. руб. Программное обеспечение делали в подарок — никто не ценил эти вещи. Это сейчас все перевернулось. Но многие руководители, образно говоря, до сих пор продают стационарные телефоны. А технологии являются основой для роста экономики и развития малого и среднего бизнеса, который более мобилен и может что-то изменить.
Не зря такие гиганты, как Google и Яндекс, покупают стартапы, которые ближе к потребностям пользователей. Разработка нового — творческий процесс с рисками, интересами, выгоранием, объединением людей.
Первое время мы загибались. Интернет никому был не нужен, клиентов было мало. Это был не бизнес, а выживание, где деньги надо было вкладывать, а не зарабатывать. Неоценимую услугу нам оказал Центр содействия предпринимательству Свердловской области во главе с Александром Заборовым. Нам дали займ под льготные 30% (инфляция была 50%) и мы одни из немногих его вернули. Без таких точечных, вовремя сделанных инъекций бизнесу трудно, потому что это всегда риск. Надо заниматься и поддержкой бизнеса, и разработкой технологий, которые могут быть востребованы. Одно только госрегулирование необходимый уровень не поддержит.
У меня есть три истории, которые характеризуют разные периоды времени. Первая произошла в 90-е в столовой. Напротив меня сели два парня. И я случайно подслушал их разговор. Один говорил другому: «Я по жизни понял уже, что если видишь на прохожем дорогую куртку, шубу или драгоценности — зачем драться? Лучше убью и спокойно сниму с трупа!». У меня волосы на голове зашевелились.
Второй разговор произошел во время полета в Москву в 2000-х. Тогда было много пассажиров с калькуляторами и Excel — менеджеров-управленцев. Двое обсуждали, как отбили предприятие, которое было лидером на рынке, и чтобы избавиться от руководителя, организовали против него пиар-кампанию. Захват успешных предприятий тогда был трендом.
Третий случай из 2010-х мне пересказали. Топ-менеджеры крупной компании решили оболгать одного из успешных директоров, который не хотел работать по их правилам, и закрыть его в тюрьму.
Во всех этих трех случаях действовали преступники. Но в общественном сознании это считается обычным элементом ведения бизнеса. Правильно говорят — нормы поведения задает культурная матрица. 90-е запомнились малиновыми пиджаками, которые кого-то обокрали или прижали. В 2000-х нам показывали в сериалах: если злодей, то обязательно бизнесмен. Эта культурная матрица и приводит к тому, как в обществе воспринимают предпринимателей. Надо ее менять, потому что в стране очевидно есть потребность в развитии предпринимательства.
Я думаю, государство все больше осознает, что нужно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, численность которого год от года сокращается. Такой запрос есть. Какие будут механизмы, нужно обсуждать. Но прежде всего необходимо осознать приоритеты.
Первое — это разумное общество. Второе — изменение культурной матрицы: необходимо говорить о том, что предприниматели — это уважаемые люди, они нужны, они создают рабочие места, выкладываются, рискуют. Третье — выявление и поддержка лучших.
Я считаю, чтобы изменить ситуацию, нужно искать лидеров в разных областях. Если есть люди, которые имеют компетенции, добились успеха, знают, как я это называю, свои внутренние «числа пи», нужно им помогать. А не идти легким путем, распределяя госденьги между своими. Все вместе это может дать хороший стимул для внутреннего развития.
В 90-е, когда интернет создавался, была большая иллюзия. Казалось, что границы открыты, а глобализация — то, что нужно всем. Это же все общее — технологии, развитие, общение. Многие вопросы управления сетью регулировались неправительственными организациями. Интернет не был массовым. Месяц обслуживания стоил, как килограмм хорошей колбасы. А сейчас интернет везде. Про электричество же все понимают: не влезай — убьет. Интернет сегодня — это информационное электричество. Есть специфические правила, но относиться к нему нужно так же, как к обычной жизни. Если совершено преступление в Сети — это преступление. Если чьи-то права нарушены — надо разбираться.
Что такое интернет? Это сети передачи данных. Все остальное — организационные и прикладные вещи. Погуглите для интереса вопросы управления мировой паутиной.
Когда все живут дружно, международное разделение прав и обязанностей по регламентации — нормальный процесс. Когда в мире мало доверия, возникают вопросы в части безопасности. И относятся они не к интернету (он как был сетью передачи данных, так и остался), а к политике, к тому, например, как Google и Facebook распоряжаются огромным объемом данных о нас.
Я не фанат соцсетей. И знаю многих первых интернетчиков со схожей позицией. Мы делали сети, которые позволяли бы людям общаться. Так в недрах «Урал Релкома» появился проект Е1. Он тогда решал и гуманистические, и экономические вопросы, потому что внешний трафик стоил очень дорого, а окупаемость внутреннего мы могли определять сами. Было пять видов трафика, за который мы брали деньги. Сейчас иногда поисковая система раньше вас узнает, что вы беременны, анализируя ваши запросы. Это говорит о многом! Как в старом анекдоте, где судья говорит: «А сейчас я расскажу, на каких сайтах вы были вчера вечером». На что подсудимый отвечает: «Не надо! Я признаюсь в убийстве».
Сейчас я могу назвать свое первое дело «Урал Релком» успешным, но его сложно считать предпринимательством в современном понимании. Лозунг был — не зарабатывать деньги, а работать так, чтобы услуги были востребованы и люди к нам приходили бы сами. Не было активных продаж, агрессивного маркетинга, всех этих интернет-семинаров, где владельцев магазинов учат, как залезть в дом и мозги потенциального клиента. Сама технология вымывала и отбирала людей, двигала бизнес.
Недавно губернатор вручил мне знак «Заслуженный предприниматель Свердловской области». Жена говорит: «Ты как лауреат Нобелевской премии, который когда-то сделал открытие, и в старости дошла очередь до премии».
Это как в старом анекдоте: чтобы выглядеть молодым и стройным, держитесь ближе к толстым и старым.
Когда вокруг сгущается слишком много несправедливости, человеку нужен выход. Иначе он заболеет. Для меня такой психотерапией оказалась поэзия. Первую золотую медаль за стихи я получил в 1962-м из рук Юрия Гагарина в «Артеке». И потом только в 60 лет вернулся к поэзии благодаря интернету. Я обратил внимание на сайт «Стихи.ру» — мне чисто профессионально было интересно, как он устроен. Зашел, разместил дежурное стихотворение про любовь, нажил первых врагов и поклонников и стал изучать, как это работает. Сейчас я лауреат международных и всероссийских поэтических конкурсов.
Предпринимательством заниматься из-под палки нельзя. Как и писать стихи. Почему люди сейчас чаще хотят быть чиновниками и полицейскими, а не предпринимателями? Они хотят иметь гарантированное соцобеспечение, которое формируется за счет налогов. А налоги-то платит бизнес. Сейчас из бизнес-проектов у меня есть «Урал Релком-Плюс», который является региональным центром справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Как сервисная служба мы зависим от общей экономической ситуации. Если предприятия растут, они рискуют, ищут возможности и больше интересуются нормами права. Когда идет упадок или застой, спрос на эти системы меньше.
Сейчас спрос есть, но хотелось бы, чтобы он был больше. Я бы хотел, чтобы плеснули в это дело керосинчика — предпринимательство возросло, промышленность во всех ее проявлениях пошла вверх. И тогда многие сервисные службы, которые их снабжают услугами, кормят, одевают, тоже вырастут. Город же не имеет одной домны, вокруг которой все крутится. Город зависит от успешности бизнеса. Когда бизнес успешен, все у всех хорошо.
Был бы я помоложе и погорячее, и сейчас бы занялся развитием или внедрением новых технологий. Это же интересно. Когда ты попадаешь не под ливень, а только видишь нарастающее движение воздушных масс и сама технология — новая, востребованная — несет тебя. Ты делаешь продукт, который естественным образом востребован, к тебе приходят люди и отдают деньги за то, что им реально нужно. Находиться в нужном месте и заниматься делом, которое и тебя развивает, и деньги приносит без навязывания товаров и услуг, — это и есть настоящее счастье. И я все еще надеюсь на участие в новом подобном проекте.
Фото: Игорь Черепанов, DK.RU
Материал публикуется в рамках спецпроекта «Время первых» — совместный проект портала DK.RU, свердловского регионального отделения «Деловой России» и туркластера «Гора Белая».
Читайте в предыдущих выпусках:
«Все мои деньги уходят на создание собственного государства», — Антон Баков
Александр Оглоблин: «У многих людей есть предел. Так что не каждый может быть бизнесменом»
«Вот если бы мне было 20 лет, я бы поехал в Китай, нашел партнеров и построил там бизнес», — Олег Ананьев
Николай Яковлев: «Если есть идеи, что привнести нового, то все равно пробьешься даже на нерастущем рынке»