В ближайшие 10 лет при помощи телефона или компьютера можно будет узнать абсолютно все о человеке, который находится на расстоянии 50-ти метров от вас. Для этого даже не надо будет знакомиться.
Профессор Бостонского университета и заведующий кафедрой компьютерных наук колледжа Метрополитен при Бостонском университете Анатолий Темкин выступил на конференции Big Data Conference и заставил слушателей задуматься о том, куда исчезла наша свобода, как скрыть пин-код от своей карты и при чем тут большие данные. Главные тезисы выступления публикует портал RB.RU.
Про свободу, которой у нас больше нет
— Люди медленно и плохо считают, зато замечательно распознают образы. А что делают компьютеры? Компьютеры считают быстро и без ошибок, но образы распознают не очень хорошо. Значит, что мы стремимся сделать? Мы стараемся создать нейронные сети, которые бы распознавали образы и определяли корреляции так же хорошо, как это делаем мы. При этом мы сами не очень понимаем, как наш мозг работает.
Если нейронные сети будут обладать такой же структурой, как наша голова, тогда компьютеры будут делать все то же, что делаем мы. При этом заметьте, что человеческая голова — это звучит красиво — работает на 3 или 4% от того, как могла бы работать.
Получается, что на меньшем количестве нейронных сетей нам удастся добиться того, что сейчас получается, когда доходит до нашего мышления. Преподаватели русского языка поставили бы мне двойку за такие выражения, но все так и есть.
Непонятно, будем ли мы, как человечество, довольны этим, потому что мы абсолютно потеряли нашу прайваси. Прайваси — это не безопасность, это свобода. Именно ее мы и потеряли. Мы ее потеряли безвозвратно и навсегда. Я докажу вам это на нескольких примерах.
Пример 1. Дьявольское устройство
Каждый из нас носит дьявольское устройство в кармане. Когда вы покупаете это устройство, вы как бы заключаете договор с государством.
Договор такой: нам разрешают звонить, обмениваться сообщениями и так далее, но за это мы разрешаем государству знать, где мы находимся. Даже когда ваш телефон выключен, это не имеет абсолютно никакого значения. Государство знает, где вы находитесь 24 часа в сутки.
Есть еще такая штука, называется GPS, она есть и в машинах, и в телефонах. Государство знает, где мы находимся, с точностью до метра 24 часа в сутки. Но это еще не все.
Пример 2. С Google вы всегда откровенны
Сейчас я вам расскажу, как мы теряем прайваси. У нас по закону не имеют права прослушивать телефонные разговоры. Я думаю, что этот закон не нарушается, потому что это ведет к большим проблемам. Телефоны не прослушиваются. Если простой американец звонит за границу, то все разговоры записываются, машина анализирует их, но это другой разговор. Что важно — это meta data: кто звонил, куда звонил, откуда и длина разговора.
Если у вас имеется огромное количество meta data, то вам даже не нужно знать содержание разговора, чтобы понять, о чем разговор.
Разбираем кейс... Итак, вы немножко заболели. Что вы делаете?
1. При условии, что у вас есть компьютер. Вы идете в Google. Вбиваете туда все симптомы. При этом, если кому-нибудь вы могли бы и соврать, то с Google вы всегда откровенны.
2. Вы написали все симптомы. Это одна data, которую Google запомнит навсегда. Что вы делаете дальше?
3. Вы звоните врачу с целью прийти и полечиться. Позвонили врачу, очень хорошо, известно, когда вы звонили, известно, как долго вы разговаривали.
4. После этого вы пришли к врачу. Врач вам выписал лекарства. Вы пошли в аптеку и заплатили вашей кредитной картой. Абсолютно вся эта информация сохраняется.
5. Потом ваш врач отправил вас еще к какому-нибудь специалисту. И к нему вы тоже записались и тоже прогуглили все, что касается того, что вам сказал врач. Вся эта информация соединяется и коррелируется.
Где мы здесь потеряли прайваси? Не там, где появляются конкретные данные о каждом факте, а там, где это все коррелируется.
Теперь о нашем будущем...
Наше будущее очень светлое. Оно заключается в следующем: вы идете по улице, навстречу вам идет человек. Вы хотите познакомиться с этим человеком, расстояние 50 метров. Вы смотрите на ваш телефон. Там вся информация об этом человеке: имя, фамилия, отчество, где живет, женат — не женат. Болел: да — нет. Если да, то чем. Это все будет максимум через 10 лет.
Дальше вы хотите пойти в магазин, открываете дверь, входите, на вас внимательно смотрит продавец. У него в телефоне полная информация о вас. А главное — какой у вас доход. Потому что в зависимости от дохода вам будут предлагать разные товары.
Например, вчера я гулял по Малой Бронной и видел такое количество Майбахов, какое за 30 лет жизни в Америке не видел. Так вот, если вы заходите в магазин дилера, то продавец вместо Toyota сразу предложит вам Майбах. По-английски это называется pointed advertisement — когда вы совершенно точно знаете, кто ваш клиент и чего он хочет, еще до того, как он появился. Я считаю, что это полная потеря прайваси.
А где будущее Big Data?
Будущее в том, что все нейронные сети будут совершенствоваться, они будут более мощными. Мы будем делать намного более мощные вычисления. Для биологии и медицины это совершенно замечательно, потому что лекарства будут тестироваться вне человеческого организма и тестироваться намного быстрее. Это очень хорошо.
При этом мы абсолютно потеряем нашу прайваси. Ее просто не будет. Слово будет, а смысла, который оно несет, не будет. Я пытался придумать слово, которое есть, но смысла его для меня уже нет. Это слово «граммофон». Эта же судьба ждет и слово «прайваси».
Возвращаясь к Big Data, самое большое значение будет иметь интеграция разных платформ, если не брать в расчет нейронные сети. Big data будет вылавливать закономерности и корреляции. Вопрос в том, а что они будут означать. У вас имеется огромное количество данных, компьютер описал закономерность, а что это означает, с точки зрения здравого смысла? Это отдельная проблема.
Закономерностей в мире множество, но что-то мы просто не понимаем. Например, такая закономерность: поездка в метро от одной станции до другой занимает 11 минут, а мороженое стоит 50 рублей. Имеет ли это какой–то смысл?
Глупый пример, но такая закономерность тоже может быть выявлена. Это то, что нас ждет в будущем.