Семейство Андрея Рожкова увеличилось еще на одного ребенка. Теперь их шестеро. О том, как остаться любящим отцом и не провоцировать детей на ревность, если колена у папы по-прежнему всего два, а же
Семейство Андрея Рожкова увеличилось еще на одного ребенка. Теперь их шестеро. О том, как остаться любящим отцом и не провоцировать детей на ревность, если колена у папы по-прежнему всего два, а желающих забраться на них стало больше, - его очередная колонка.
«Никакой он тебе не папа. Пап, скажи ему, что ты не папа!» В последнее время часто слышу такие слова от Женьки – все началось после того, как в нашей семье появился шестой ребенок. Так получилось, что наша няня больше не могла оставлять своего сына у родителей, как она это делала раньше, и встал вопрос: либо она от нас уходит, либо приводит к нам своего сына. Мы выбрали второй вариант, и сейчас в доме появился еще один ребенок – Ваня, который чуть постарше нашего Саввушки. Началась интересная пора для нашей семьи. Ванька очень ласковый ребенок, и у детей появляется ревность. Особенно потому, что Ваня вдруг начал называть меня «папой». Когда твой ребенок видит, что ты уделяешь время еще и чужому сыну, он начинает возмущаться. Ведь количество моего внимания осталось прежним, но теперь делится на всех с учетом еще одного малыша.
Моим аргументом против того, чтобы няня приходила к нам со своим ребенком, было то, что человек – все-таки наполовину гаденькое существо и вот эта вторая половина первой всегда начинает комментировать.Например, если тебе нужно поделить одно яблоко на двоих, то половинку побольше отдаешь своему ребенку. И нам всем – и няне, и мне с женой – приходится работать душой, чтобы так не поступать. Очень сложно быть объективным – все время ловишь себя на крайностях. Порой с чужим ребенком поступаешь мягче, чем со своим, боясь обидеть его близких. То есть своему бы шлепнул, а чужого прощаешь. Порой, наоборот, хочется своему поблажки сделать, но поблажки только ослабляют. Понятно ведь, что глупо на тренировках давать своему сыну штангу полегче – на соревнования он выйдет хуже подготовленным.
Аргументов за то, чтобы Ваня жил у нас, было намного больше. Все педагоги говорят, что в коллективе ребенок развивается интенсивнее. Сложнее всего для детей искать стимул для развития, преодоления себя, а когда детей двое, стимул появляется сам собой – дух соревнования, чувство соперничества. К нам приходит педагог по пению, они теперь вместе поют, с тренером по плаванию вместе учатся плавать, с педагогом по развитию вместе занимаются. Ваня с Саввушкой проводят вместе весь день – вместе учатся, вместе едят и играют – и быстро перенимают друг у друга навыки. Например, Ваня уже умел ходить на горшок, а Саввушка еще ходил в памперсах и в туалет проситься не умел, но, общаясь с Ваней, очень быстро научился. То есть первый видимый положительный результат их общения уже есть. Да и Саввушка с появлением ровесника перестал восприниматься в семье как самый маленький, младшенький.
Знаю, что порой соревновательность между детьми может перейти во враждебность – это недогляд и «недолюб» родителей, которые не смогли такие процессы вовремя остановить.Ничто так не объединяет людей, как внешний враг. Я думаю, если таким «врагом» для детей станут преподаватели, то они не будут из противоречия пытаться быть антиподами, когда, если у одного что-то хорошо получается, второй вовсе отказывается это делать.
У нас пока нет такого, скорее, все наоборот. Если один лезет на колени, то второй тут же пристраивается рядом. Если один просит пить в машине, то второй сразу начинает: «Дайте мне попить. Дайте попить. Что он так долго пьет? Папа, он сейчас все выпьет. Он мне не даст». Попугайничество – это не очень хорошо. Маленькому ребенку ведь не объяснишь, что нужно исходить из того, что ты хочешь, а не из того, что делает другой. Малыши еще не умеют разбираться в мотивах своих желаний. Впрочем, такое копирование – проявление здорового эгоизма, что не так уж и плохо. Хуже, когда его нет. Здоровый эгоизм – это чувство собственного достоинства плюс воспитание. Есть люди, которым предложишь выбрать яблоко из вазы, и они возьмут себе самое маленькое и неспелое яблочко с краю. Нужно научить детей: вот ваза – выбирай лучшее для себя.