Является ли наша страна мировым агрессором, стоит ли русским добиваться любви Европы и почему фермер из Пскова не устает интересоваться Америкой, наплевав на свои проблемы — в колонке на DK.RU.
— Точка зрения, которая будет изложена в этой колонке, может показаться неоднозначной. Если найдутся те, кто с ней согласится — ну и хорошо. «Британские ученые доказали — ну и молодцы». Те, кто будет против, пусть считают это проявлением моей личной наглости, невежества и мракобесия.
Однажды я смотрел ток-шоу с участием Николая Злобина — американца русского происхождения, который представляет в публичном пространстве позицию Америки. Речь зашла о проблемах США, и Злобин откровенно спросил: «Почему вам всем Америка покоя не дает? У вас своих проблем не хватает? Что до Америки фермеру из Пскова? Вот фермеру из Айовы до России никакого дела нет, он своими проблемами занят. А у вас — дорог нет, шуба сгнила, но об Америке все беспокоятся». Участники шоу не нашлись, что ему ответить по существу. А вообще ответ достаточно простой. На фермера из Айовы не нападали ни разу, а на фермера из Пскова — дважды за XX век, в 1918 и 1941 году. Причем не просто нападали — его убивали, жгли, насиловали, превращали его жизнь в руины. Эти испытания, живущие в нас исторической и генетической памятью, пришли именно с Запада.
При этом — парадоксально — именно Россия считается мировым агрессором, хотя история XX и XXI веков не дает никаких для того оснований.
Нам можно поставить в вину только два эпизода — советско-финскую войну и ввод войск в Афганистан. Хотя эпизод с советско-финской войной вполне соответствует моменту: тогда большинство государств делали все возможное, чтобы обезопасить свои границы. Например, Англия напала на Норвегию, чтобы перекрыть Гитлеру поставки руды из Швеции. Ввод войск в Афганистан действительно можно рассматривать как акт агрессии, но по сравнению с Первой и Второй мировыми войнами, в которых пострадала Россия, даже этот эпизод теряется.
Агрессия Запада в отношении России — это история, которая тянется со времен Сигизмунда III, польского короля, с начала XVII века. И эта точка зрения излагается не только доморощенными патриотами, но и, например, Арнольдом Тойнби. Всемирно признанный ученый однозначно трактует действия Западной цивилизации как агрессию — не только по отношению к восточной Европе, но и к Африке, Азии, Латинской Америке.
К России западный мир относится как к внешнему врагу очень давно и все время при этом допускает ошибку. Вообще-то выбор врага — дело не менее важное, чем поиск союзника. Внешний враг необходим для нормального функционирования внутренней политики почти любой страны.
Так вот, Запад — и Европа, и Америка — на протяжении последних 120 лет с выбором врага ошибался.
Возьмем 1918 год. Завершилась Первая мировая война, и врагом западной цивилизации были назначены коммунизм и советская Россия. В принципе, этой «букой» успешно пользовались, но через 20 лет внезапно выяснилось, что враг-то не советская Россия, а нацистская Германия. И Запад за неправильный выбор заплатил страшную цену. На руинах Европы в 1946-м внешним врагом снова назначили Сталина и Советский Союз. Прошло 45 лет — и выяснилось, что врага этого нет, он испарился — СССР распался. И
НАТО, куча институтов, инвестиций, научных и военных разработок оказались бессмысленными.
И снова Запад стал метаться в попытках что-то изобрести в качестве внешней угрозы: Саддам Хусейн, сербские живодеры-людоеды, Усама бен Ладен и исламский терроризм. Но это для Запада — враги несоизмеримые. И тут по истечении 15 лет мы, решив отчасти свои экономические проблемы, снова появились на мировой арене. Естественно, Россию и Путина тут же назначали экзистенциальными противниками. Интересно будет, если через 20-30 лет выяснится, что настоящим врагом является Китай. Или Япония, которая ничего никому не забыла и не простила. И опять придется платить кровью за борьбу с подспудно выросшим реальным, а не придуманным противником, на которого внимания никто не обращал.
У нас в стране обратное заблуждение: мы считаем Европу колыбелью цивилизации.
Для нас это кладезь достижений науки, искусства, философии, знаний о государственном управлении, экономике и финансах; светоч разума и основа для всех человеческих свобод, всего доброго, мудрого и вечного, что есть в отношениях между людьми и государствами. Но если опять же взглянуть на историю XX и XXI века, складывается впечатление, что европейцы — это неразумные дети со спичками, которых нельзя оставлять без присмотра. Оставишь их одних — и вот тебе Первая мировая война, детище Англии, Франции, Германии и Австро-Венгрии. Или — развяжут на ровном месте Вторую Мировую, которая разнесет Европу и еще полмира в пух и прах.
Когда в 1946 г. на руинах Европы собрались деятели союзных государств, было уже понятно, что управлять миром будет не Европа, а Америка, у которой к тому времени было ядерное оружие, и Советский Союз, для которого создание атомной бомбы было делом недалекого будущего. Тогда же пришло осознание, что если оставить Европу один на один со своей экономической, социальной и политической безответственностью, то это рано или поздно приведет к уничтожению мира. Тогда договорились, что Америка будет отвечать за Западную Европу, а Советский Союз — за Восточную. И эта система неплохо работала, что доказал и Карибский кризис, и Берлинский кризис, и еще ряд событий.
В 90-м Советский Союз ушел с мировой арены, предоставив Восточную Европу самой себе, а Америка при отсутствии внешнего врага отпустила вожжи. В результате — война в Югославии, война на Украине, толпы мигрантов, которые уже начали представлять серьезную угрозу для западной цивилизации. Поэтому посыл о том, что Европа — это светоч разума, становится очень сомнительным. И наши элиты — политическая, интеллектуальная, экономическая, управленческая — должна достаточно четко определить свою позицию по поводу Запада.
У нас же пока в основном обсуждается вопрос «почему Запад нас не любит». Но что значит «не любит»? Вообще, любовь возникает между двумя субъектами. Не бывает такого, чтобы все сразу полюбили тебя и ты сразу полюбил всех людей.
И когда речь заходит о нашем стандартном комплексе «Запад нас не любит», я всегда задаю вопрос: о любви кого с кем идет речь?
Спрашивал людей: вот вы приезжаете в Европу или США. Вас там ненавидят? Да нет, говорят, на уровне бытового и делового общения, в ресторанах, в отелях относятся хорошо, особенно, если не ввязываться в драку и не наваливать кучу в коридоре.
Так кто же тот самый экзистенциальный Запад, который нас ненавидит? Это начальство, государственные руководители, представители СМИ, которые транслируют государственную позицию. Получается, что нужно завоевывать любовь этих людей: государства не могут любить друг друга, государство — это не субъект, а аморфное понятие. То есть, речь идет о
Хиллари Клинтон,
Ангеле Меркель, Франсуа Олланде,
Терезе Мэй, Хайо Зэппельте — журналисте, который снимал фильм о наших спортсменах. Но ведь в принципе невозможно добиться любви руководителей стран, для которых мы являемся конкурентами, в ситуации, когда имеет место соперничество — в экономике, а где-то на третьих территориях — в политике. Верить в нежные отношения — это наивно, а такая наивность у взрослых людей зовется глупостью. Эти люди никогда не смогут нас полюбить, ни при каких обстоятельствах.
Но вообще-то некоторые из них крайне несимпатичны и даже просто отвратительны.
Хотеть их любви и стремиться вступить с ними в человеческие и любовные отношения — это, скорее всего, тяжелый вид сексуального и психологического извращения.
Или проявление некоего скрытого комплекса неполноценности. Или стремление к мазохизму, которое есть у некоторых наших граждан.
Все сказанное выше ни в коей мере не отменяет искреннего уважения и интереса, который мы проявляем к западной цивилизации и достижениям западного мира в вопросах культуры, техники, быта. Надеюсь, что это будет взаимным, и мы сможем уберечь будущие поколения от прошлых ошибок.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU