«Правда в том, что международная экспансия — это сложно даже для компаний типа «Яндекс» или Google. Что уж говорить о стартапе. Невозможно понять нужды клиента без полного погружения в среду». МНЕНИЕ.
Андрей Дороничев — создатель мобильного приложения YouTube, сейчас он отвечает за направление виртуальной реальности в Google. В своем блоге в Instagram он рассказал об особенностях запуска глобальных продуктов: чтобы бизнес работал в других странах, начинать его нужно именно там, а не мечтать о дальнейшей экспансии из России: последнее сделать очень трудно даже гигантам.
— Как запускать глобальные продукты? Я уехал из России, чтобы этому научиться. Мне удалось. Теперь моими продуктами пользуются больше миллиарда человек. Я знаю, что многие русскоязычные предприниматели хотят того же. На днях выступал на конференции на эту тему. Хочу поделиться советами.
Я прошел классический путь стартапа в России. Что-то напрограммировал. Что-то заработало. Офис, пара человек. Растем. Работающий бизнес. Масштабируем. Покрыли все регионы России. Что дальше? Экспансия на Запад! Едем на выставку в Лондон. Платим кучу денег консультанту с британским акцентом. Переводим продукт на английский. Нанимаем продавца в Европе. Страдания. Ничего не получилось. А, черт с ним. Знакомо?
Мой главный урок. Если ваша цель — Россия, запускайтесь в России. Хотите строить глобальный продукт — запускайте сразу в США. Старт в России с целью выйти в мир после — ловушка. Правда в том, что международная экспансия — это сложно даже для больших компаний типа «Яндекс» или Google. Что уж говорить о стартапе.
⠀
Команда разработчиков в СНГ — хорошая стратегия. Но продакт менеджер и бизнес девелопмент должны быть на том рынке, куда вы целитесь. Очень сложно понять нужды клиента без полного погружения в среду. Я тогда это понял. Потому и уехал.
⠀
7 советов стартаперам от моих знакомых предпринимателей и стартаперов (в Инстаграм @mikitamikado, @ddumik, @libermans, @ndavidov): ⠀
1. Если вы фаундер или PM — лично езжайте в целевую страну на несколько месяцев. Впитывайте, эмпатируйте.
2. Говорите с людьми, делайте customer development. Ходите по всем тусовкам и всем питчите. Получайте фидбек.
3. Используйте носителей языка для проверки ваших текстов, презентаций и интерфейса. Местных можно нанять на upwork, недорого.
4. Собирайте MVP, можно на коленке. Можно с одной фичей. Доказывайте юнит экономику и product market fit на этом рынке.
5. Не пробуйте поднимать деньги в Штатах, пока у вас тут не доказана юнит экономика.
6. Как экономика сойдется - добирайте команду разработки в СНГ и bizdev на том рынке, где запускаете.
7. Постарайтесь попасть в акселераторы: или 500 стартапов или, если вы очень крутые, Y-Combinator. Это работает.