Меню

Андрей Мовчан: «В России 90% бизнесов выставлены на продажу, дела идут плохо у всех»

Андрей Мовчан. Иллюстрация: личная страница на Facebook

«Я сейчас не занимаюсь акциями, ведь я не такой бедный, чтобы пытаться там заработать, и не такой богатый, чтобы терять деньги. Вкладывать в евро или в доллар? Без разницы, главное — не в рубль».

Финансист, СЕО Movchan’s Group  Андрей Мовчан 21 марта выступил в Московском Столичном Клубе, он рассказал собравшимся о ситуации в российской и мировой экономике. Главное из выступления эксперта — в материале DK.RU.

— Согласно анализу исследовательского центра «Сколково», активы у богатых россиян по стоимости распределены так: 65% — вложения в собственный бизнес, 15% — инвестиции в проекты в самом широком смысле (венчурные, благотворительные, образовательные), 10% — недвижимость. Оставшиеся 10% — подушка безопасности, то есть более или менее ликвидные средства, вложенные в то, что должно приносить доход и сохраняться на потом. В России эта доля очень маленькая.

Такое впечатление, что в нашей стране — процветающий рынок в отличие от Европы и Америки, где подушка безопасности равна 25-30%.

У российских инвесторов в конце прошлого года было всего 7% в акциях, 20% — в облигациях, а 46% — в кэше. Как будто люди готовы покупать бизнесы — для чего еще может быть нужен кэш? Однако почти 90% бизнесов выставлены на продажу, и цены на них сильно упали. Продать хотят почти все, мало кто удовлетворен тем, как идут дела.

Существует много «примет» надвигающейся рецессии в США. С 2009 года американские фондовые индексы растут без всяких триггеров 119 месяцев подряд. Это вызывает опасения, потому что в современном мире рынки должны вести себя более сбалансированно. 

По мнению UBS, внимания инвесторов сейчас заслуживают только Америка и Китай, больше нигде ничего интересного происходить не будет. Европа занята решением проблем неэкономического свойства, от Латинской Америки тоже ждать особо нечего.

Если говорить о макроэкономической обстановке в двух словах, то мир находится недалеко от рецессии, хотя в 2019 году, наверное, в нее еще не войдет. Когда риск-премия на рынках акций и облигаций сильно падает — это верный сигнал о том, что грядет большой кризис. По формальным признакам сказать, что он ожидает нас скоро, я не могу. По неформальным — судя по всему, мы подошли к опасной зоне. 

Читайте также: Андрей Мовчан: «В России главное в профессии бизнесмена — вовремя смыться»

Я человек осторожный. В жизни я заработал денег много и считаю, что теперь мне не надо зарабатывать, главное — не терять. Например, мы в компании сейчас не занимаемся акциями, на этом рынке стало слишком волатильно, и мы туда не входим — зачем? Мы не такие бедные, чтобы пытаться там заработать, и не такие богатые, чтобы терять деньги.

Лучший способ защититься от убытков — иметь много разных инвестиций. Например, в наших портфелях находится по 30-40 бумаг одновременно. Благодаря этому потери, если вдруг они случаются, не так ощутимы.

В чемпионате стран по инвестиционным рискам я бы отдал первое место Китаю, второе — Аргентине, а третье — Индии. Про Россию не говорю, она вне игры. У нашей компании нет инвестиций на российском рынке не потому, что тут много рисков, а потому, что они все здесь реализовались.  

Текущий курс $1,13 за евро не сильно отличается от паритетного $1,19, поэтому острота вопроса «в какую валюту инвестировать на долгий срок» пропала. Если, конечно, не упоминать рубль — вот в него не стоит.

Российские инвесторы не любят вкладывать средства просто в рынки, акции и облигации. Им нужно что-то красивое, что обещает много денег. Сейчас есть три активных во всех смыслах темы: финтех, big data, изменение потребления в мире в связи с тем, что население стареет. Кроме того, интересен еще рынок образовательных услуг.

О рынке криптовалют, считаю, говорить вообще неприлично, потому что любой рынок предполагает возможность аналитики. А криптовалюты — абсолютно искусственное образование, у них нет внутренней стоимости в принципе. У кого еще ее нет? У бриллиантов. Но их цены устойчивы потому, что на рынке драгоценных камней существует квазимонополия. У криптовалют ничего похожего нет и быть не может.

Есть наблюдение: частные инвесторы ждут американской рецессии в 2019 году, профессиональные — в 2020-2021 годах. Первые более осторожны, а вторые, вероятно, более точны.