В интервью DK.RU один из основателей компании «Высотка» рассказал, почему оставил город конкурентам, что строит сегодня и почему неохотно выбирается из дома.
Группа компаний «Высотка» принимала участие в строительстве объектов, ставших для Екатеринбурга знаковыми, среди них БЦ «Высоцкий» и «Башня Исеть». Однако в последние годы в столице Урала о ней мало слышно.
справка
Долгое время «Высотка» была одним из самых известных и авторитетных подрядчиков Екатеринбурга. О вас давно не слышно. Чем компания занимается сегодня?
— Мы строим объекты Росатома. Начали десять лет назад с выполнения определенного объема на Белоярской атомной станции. Дальше — больше: Воронежская, Димитровградская, Ростовская АЭС, ядерный объект в Озерске. Сейчас строим Белорусскую атомную станцию.
Признаюсь, сначала пришлось нелегко. Открывая это направление, мы не осознавали до конца, насколько сильно промышленное строительство отличается от гражданского: в нем применяются другие технологии и совершенно иной уровень контроля и ответственности.
Репутация, наработанная на строительстве жилых домов и небоскребов, в этой сфере ничего не значит. По сути, нам пришлось многое начинать с нуля, проходить очень сложное лицензирование, получать допуски, сертификаты. Но мы были заряжены желанием отличиться, расширить свои компетенции. Надеюсь, в будущем мы получим заказы из дальнего зарубежья.
Все же почему вы ушли в это направление?
— Сейчас в Екатеринбурге не строят такие объекты, как «Высоцкий» и «Башня Исеть» — самые сложные и в то же время самые любимые для нашей компании. Остальное — не столь интересны. Кроме того, мы знаем себе цену и получаем на строительстве атомных станций деньги, которых стоим.
У «Высотки» три основателя-собственника. Как вам удается «смотреть в одну сторону» столько лет, избегая развития событий в духе басни Крылова «Лебедь, щука и рак»?
— Около двух лет назад мы разошлись. Окончив строительный факультет УПИ, мы с партнерами стали работать на себя: начали с ремонта квартир, потом — коттеджей. Постепенно доросли до строительства торговых центров, домов, небоскребов, и, наконец, атомных станций. Но в какой-то момент бизнес начал напоминать лодку с тремя рулями. Мы поняли, что «плыть» дальше нельзя. Я отношусь к этому как к стадии роста: это не плохо и не хорошо.
Расставание было естественным и бескровным: мы поделили бизнес и разошлись. Сейчас на рынке две компании «Высотка» — моя и Дениса Воробьева. Третий партнер ушел из строительства в другую сферу. Проигравших нет, у всех дела идут хорошо.
Параллельно с возведением небоскребов и атомных станций вы построили дом для себя — в коттеджном поселке «Образцово». Как пришли к этой идее?
— Была большая предыстория. Меня всегда тянуло на природу, к воде. В течение многих лет мы проводили выходные на даче у друзей в Челябинской области. Это было до атомных станций и небоскребов. Но дачу продали, и мы начали искать замену, даже снимали на лето турбазу.
Потом наша компания занялась коттеджным поселком «Финский залив» — это один из моих любимых проектов. Он пошел «на ура»: мы построили и продали его за три года. Все было прекрасно — лес, водоем, тишина, чистый воздух. Однако вскоре я понял, что хочу жить в лесу, но не готов ежедневно тратить по часу на дорогу в офис. Дом для постоянного проживания должен располагаться ближе к городской инфраструктуре.
Квартира меня уже тяготила. Мы с женой довольно долго находились в состоянии поиска, поскольку понимали: каким бы прекрасным не было место, если оно удалено от города, — это не вариант. Сейчас поддашься минутной слабости, потом пожалеешь.
Затем появилось «Образцово». У нашего коттеджного поселка масса преимуществ, главное — исключительная география. Я добираюсь до офиса на ВИЗе за 10 минут, при этом в поселке создается ощущение, что город где-то далеко-далеко, а ты находишься в классном лесу. Кстати, мы старожилы «Образцово» — заехали в него вторыми.
Вы профессиональный строитель. Наверняка полностью контролировали реализацию проекта?
— Безусловно. Я контролировал проект до мелочей и твердо знаю, что мой дом построен грамотно. Конечно, мы привлекли профессионалов — дизайн-студию «Двое». Это очень талантливые ребята. Когда они спросили, какой дом мы хотим — богатый, красивый, удобный, уютный, мы с женой в один голос ответили: уютный. Именно таким он и получился. Мы слышим это от всех гостей. Если в доме уютно, в нем хочется находиться. Иногда мы понимаем, что попали в ловушку: здесь настолько хорошо, что никуда не хочется выезжать.
Ведущей скрипкой в создании проекта были дизайнеры: они разработали концепцию дома и интерьера. Но мы были вовлечены во все процессы, в противном случае вряд ли достигли бы такого результата. Строительство дома заняло 2-3 года, поскольку совпало с кризисом 2008 г. В тот момент не хотелось выводить деньги из компании. Поэтому какие-то процессы заняли больше времени.
Дом Пучковых — один из самых красивых в «Образцово». Он стал своего рода визитной карточкой поселка
У «Высотки» репутация высоко технологичной компании. Нашло ли это качество отражение в вашем доме?
— Не все объекты требуют высокой технологичности. Внимание к мелочам — вот что важно. В строительстве дома это продуманность каждой детали — последовательности и размеров помещений, их освещенности и пр.
Мы применили систему «умный дом». Пришлось проложить километры проводов. Возможно, сейчас появились технологии, позволяющие этого избежать. В любом случае мы ею очень довольны — она решает все вопросы с формированием микроклимата в помещениях. Есть и другие технологические решения, но все-таки сильной стороной нашего дома я считаю уют.
Я горжусь домом и люблю его показывать. Мы часто принимаем гостей — из города и поселка. Много общаемся с соседями, с ближайшими — даже хотим сделать общую калитку, чтобы прямиком ходить друг в другу в гости.
Если бы пришлось начинать дом с нуля, поменяли бы что-то?
— Нет. Приступая к проекту, я понимал: будет непросто, потребуется много сил, энергии, средств. Я тщательно выбирал место и строил дом, который удовлетворит меня на 100%. Я ничего не хочу в нем менять, и мне не нужен новый.
У вас трое детей. Вы видите продолжение своей семейной истории в «Образцово»?
— Время покажет. У нас трое сыновей: младшему 6 лет, среднему 11 лет, старшему 14 лет. Я точно не буду покупать им дома или таунхаусы. Максимум — однокомнатные квартиры. Я хочу, чтобы они сами прокладывали дорогу в жизни, были максимально самостоятельными, могли реализовать себя.