К 23 февраля «ДК» подготовил спецпроект «Мужское дело». Владимир Черных, герой второй истории, — съездил с супругой и двумя друзьями в Антарктиду, чтобы установить бюст первооткрывателю континента.
Четверо свердловчан: электрофизик, художник и арбитражный управляющий с женой посетили Антарктиду, чтобы установить бюст ее первооткрывателю Фаддею Беллинсгаузену. Президент Уральской СРО арбитражных управляющих Владимир Черных поделился с «ДК» впечатлениями от поездки:
Я никогда не мечтал стать полярником, исследователем Арктики с Антарктикой. Для меня наша экспедиция на шестой континент, на станцию Беллинсгаузена, стала итогом цепочки обстоятельств. В песне поется «Любовь нечаянно нагрянет», вот и с путешествием получилось так же.
Началось все с самой, что ни на есть, рутины — я работал арбитражным управляющим в МУП «Тагилэнерго». В Нижнем Тагиле познакомился с Сергеем Бусыгиным — он художник-камнерез, член Союза художников. Сергей рассказывал, что в 2003-2004 гг. участвовал в экспедиции на станцию Беллинсгаузена, помогал строить храм Святой Троицы в Антарктиде. У меня тогда челюсть отпала — это же просто космос, туда не попасть! А спустя 1,5 года Сергей позвонил и говорит: «Прошло 10 лет с момента возведения церкви — юбилей. Есть возможность навестить Антарктиду!». Электрофизик Равиль Уразов, который решил ехать с нами, тоже уже был на станции, но в 2004-2005 гг. И он предложил: уж если ехать, то не с пустыми руками.
Так у нас родилась идея привезти в Антарктиду бронзовый бюст одного из первооткрывателей континента — Фаддея Беллинсгаузена.
Бюст Беллинсгаузена весит 62 кг
Этой мыслью я поделился с хозяином одного художественного салона — просто разговорились, я рассказал, что готовлюсь к поездке. Он сразу написал в Facebook впечатления от нашей беседы — очень был удивлен. И посыпались отзывы: мол, делать людям нечего, лучше бы детям помогли или корабль отремонтировали. Такой был кислый и тухлый скепсис, которым отличается блогосфера. Там лишь бы язык почесать, вместо того, чтобы сесть, подумать и что-то сделать. Когда я вернулся из экспедиции, был горд собой: мужик сказал — мужик сделал. Сказали — Антарктида, значит, Антарктида. Сказали, что не с пустыми руками — слово сдержали.
Изначально мы думали, что бюст полетит с нами, что возьмем его в самолет. Но выяснилось, что он слишком тяжелый: 62 кило. В DHL пообещали быстрее быстрого доставить фигуру в Пунта Аренас — южную точку Чили, откуда до Антарктиды всего 1,2 тыс. км. Когда мы вылетали из Екатеринбурга, бронзовый Беллинсгаузен уже был в Сантьяго, и мы расслабились. Это потом я понял: когда собираешься в путь, терять бдительность нельзя ни на минуту.
Когда мы пришли забирать Фаддея Фаддеевича из офиса DHL в Пунта Аренас, нам заявили: «Он ждет вас в Сантьяго». Причем эти люди говорят только на испанском! Мы — только на русском, и все вместе пытаемся найти общий язык — английский — через онлайн-переводчик. Уже начали отчаиваться, но случайно столкнулись на улице с двумя соотечественниками.
Русского человека вообще в любой стране видно издалека: если местные жители были одеты очень легко — там ведь лето, то эти двое шли в комбинезонах и с чрезвычайно красными от солнца лицами. Они нам очень помогли: объяснили в DHL, что договор перевозки предусматривал доставку груза в Пунта Аренас. Через три дня бюст пришел. И началось веселье с растаможкой. Объясняли: мы не хотим ставить скульптуру в Чили, она транзитом идет на территорию международного сотрудничества. Пришлось искать таможенного брокера. В таможню мы ходили как на работу — с утра вставали, весь день в переговорах. И так девять суток!
Растаможка бюста в Чили заняла долгие девять дней
Попутно решали, как добраться до Антарктиды. Пришли в чилийскую авиакомпанию Aerovias DAP — она единственная возит пассажиров из Чили на шестой континент. Нам сказали: «С удовольствием вас доставим! Фрахтуйте маленький самолетик и долетите без проблем. За $29 тыс.». Мы отказались — дорого.
Из Чили в Антарктиду летают небольшие самолеты местного авиаперевозчика
Пока суть да дело, решили съездить на экскурсию в национальный парк Torres del Paine. И там опять совершенно случайно встретили русских. Да не простых! А полярных летчиков, которые на следующий день должны были везти группу знаменитого полярника Артура Чилингарова, президента Государственной полярной академии, из Антарктиды в Пунта Аренас. И ученые планировали в скором времени снова вернуться на шестой континент. Это была настоящая удача!
Группа оказалась впечатляющей: сам Артур Чилингаров, дважды Герой — СССР и России, спецпредставитель президента по вопросам международного сотрудничества в Арктике и Антарктике. А еще президент РАН Владимир Фортов и министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. Они совершали облет станций Новолазаревская, Прогресс и Восток – чтобы подготовить программу финансирования российских научных разработок в Антарктиде. Оказалось, что за границей с русскими общаться проще, даже если они титулованы и увешаны орденами и медалями. Сергей поговорил с министром о проблемах камнерезного дела на Урале — тот пригласил к себе на прием, в Москву. А Чилингаров проникся нашей идеей и сказал, что любые начинания по закреплению российского приоритета в Антарктике приветствуются.
Члены уральской экспедиции и группы Артура Чилингарова (в центре) встретились в Пунта Аренас
Но с самолетом вышла заминка: группе долго оформляли фрахт, в итоге наши попутчики собрались улетать в Москву. Нам сказали: «Оставляйте вашего Беллинсгаузена, в феврале на станцию полетит экспедиция РПЦ и «Русгидро» — доставят». Но у нас креатив был выше ватерлинии! Спросили, сколько стоит этот фрахт до Антарктиды, оказалось, что почти в два раза дешевле, чем у Aerovias DAP. И мы рискнули. Погрузились в самолет (вместе с бюстом) и оказались на шестом континенте.
Станция Беллинсгаузена основана в 1968 г. на острове Ватерлоо
Храм Святой Троицы открыт в Антарктиде уже 10 лет
На станции мы пробыли недолго — самолет должен был возвращаться в этот же день. Изначально хотели установить бюст на колонну, на открытом месте, но оказалось, что все не так просто. Есть конвенция, которую подписали 28 стран — о том, что Антарктида не принадлежит ни одному государству. И нужно чтобы все 28 подписантов одобрили установку памятника. Сейчас идет согласование — не думаю, что страны будут против. Пока же Беллинсгаузен находится на станции — на почетном месте, в кают-компании. На этом наша миссия была выполнена.
Финальная точка экспедиции: бюст Беллинсгаузена доставлен на полярную станцию
Сергей Бусыгин подарил полярникам тагильский поднос
Начальник станции Беллинсгаузена Олег Неручев (в центре) подписал благодарственные письма членам уральской экспедиции
Стены кают-компании украшены фотографиями прошлых экспедиций
Новогоднюю елку в кают-компании 16 января еще не убрали
Суммарно мы пролетели под 20 тыс. км, преодолели девять часовых поясов. Это примерно 25 часов лета в один конец — 2,5-3 суток в пути. Для мужиков-то тяжело! Смещаются временные рамки, полушария, времена года. А с нами летала моя супруга Татьяна! Прекрасно справилась, еще и нас подгоняла в некоторых случаях. Но путешествие того стоило! Наш русский турист очень часто себя обкрадывает - когда ездит по одним и тем же маршрутам и набивает брюхо на олл инклюзиве. Жалко этих людей — кроме Турции, Египта и Таиланда есть и другие континенты, которые стоит увидеть.
Когда мы вернулись, нас стали ругать — мол, почему молчали, что собираетесь ехать. Оказывается, у многих людей мечта детства — побывать в Антарктиде. Один известный адвокат чуть не плакал, рассказывал, что юристом быть не хотел, грезил стать полярным исследователем. А я думаю, если не только мечтать, а прилагать усилия, все сбудется.
Сейчас у нас идея восстановить историческую справедливость до конца. У Антарктиды ведь два первооткрывателя — Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Нужно и второму бюст установить — но уже на станции Новолазаревская. Начальник станции Олег Неручев нас поддерживает: сказал, что рад будет нас принять. А еще есть мысль построить в Антарктиде второй храм. Дело за тем, чтобы найти соратников. Желающих присоединиться к экспедиции может быть много. Главное, чтобы они действительно решились и выдержали дорогу. Но лично я твердо настроен вернуться на шестой континент.
Пингвины не боятся людей и ходят по протоптанным полярниками тропинкам
Полярники изучают все, что их окружает: животных, воду, снег, атмосферу, недра и т.д.
Указатели показывают расстояние до городов, жители которых побывали на станции
Температура воздуха на станции Беллинсгаузена была около нуля градусов. Сами полярники называют эту станцию "курорт"
фото из личного архива Владимира Черных
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Счастье луковое»: Дмитрий Элизбарашвили — об армии, бизнесе и спорте
Полковник Дмитрий Элизбарашвили в 2009 г. попал под сокращение. Командирский опыт пришлось адаптировать к штатской жизни: оказалось, что руководить проектами «Воентелекома» — не совсем то, что командовать подразделениями и воинскими частями. Впрочем, прощаться с оружием не пришлось: офицер открыл в Екатеринбурге стрелковый клуб и вошел в сборную России по 3D-стрельбе из лука.