Меню

«Антикризисный менеджмент — это переход на ручное управление!» — Леонид Гительман

Зачем нужны менеджеры, которых кризис застает врасплох? Почему амбициозные управленцы не зациклены на угрозах? Как научить студентов жить завтрашним днем? Колонка Леонида Гительмана для DK.RU.

Леонид Гительман, завкафедрой систем управления энергетикой и промышленными предприятиями УрФУ, научный руководитель НОЦ «ИНЖЭК»:

 

— Антикризисному менеджменту в стране начали обучать в середине 90-х гг. Актуальность такой специализации определялась появлением частных предприятий, накопивших долги, у которых было два пути — санация или банкротство. Новым управленцам предлагали выявлять и предотвращать кризисы, обусловленные разными причинами, включая макроэкономические. Сейчас антикризисная проблематика входит во все образовательные программы менеджмента. И это понятно: зачем тушить «пожар», если его можно предотвратить? Конечно, для этого необходимо хорошее управленческое образование.

Избежать кризиса, впрочем, удается не всегда.

В России достаточно предприятий с эффективными менеджерами, но даже самые продвинутые из них не могли предвидеть мировой финансовой кризис или то, что в 2014 г. США и Евросоюз применят экономические санкции против РФ. Заложниками политических решений стали многие российские предприятия.

Замечу, что антикризисный менеджмент — это всегда перевод предприятия на ручное управление. Самое главное здесь — тактика, которой придерживаются менеджеры, спасающие свою компанию. Те из них, кто мыслит категориями угроз, смогут нивелировать негативное воздействие, но этим все и ограничится. Но те, кто ищет в кризисах новые возможности и не боятся нестандартных решений, смогут вывести свои компании на новый уровень.

Это станет возможным, если мы будем учить студентов знаниям завтрашнего дня, чтобы в сложных ситуациях они искали новые возможности. Мы стремимся подготовить именно таких выпускников. Речь идет о компетенциях принципиально другого управления — опережающего.

Профессия управленца с каждым годом все сложнее. Парадокс в том, что менеджер сегодня должен столько знать и уметь, что одному человеку это уже не по силам. Бизнесу нужны менеджеры-предприниматели, менеджеры-организаторы, менеджеры-инноваторы. Это разные роли и разные компетенции, совместить их в одном человеке невозможно. Но при умении организовать командную работу менеджер сможет выполнять все эти разные функции за счет синергии коллективного профессионализма.

Наша задача — развивать у менеджеров инновационное мышление, добиваться, чтобы они видели перспективу, могли принимать решения и действовать в условиях неопределенности. Мы «ломаем мозги», как говорят наши студенты. Специальные методики призваны вовлечь студентов в проектную работу, позволяющую совершенствовать системы управления и бизнес-процессы. В идеале менеджер должен создать собственную методологию решения сложных задач — свое антикризисное ноу-хау.

Образовательных технологий несколько. В чем их суть?

Для обучающихся важно управлять своим развитием. Мы помогаем им с психологической оценкой и самодиагностикой сильных качеств и ограничений. Такая личная дорожная карта учитывает также планы профессионального и карьерного роста.

Другой подход — интеллектуальные деловые игры, которые проводятся студентами совместно с молодыми менеджерами высокотехнологичных предприятий. Главный результат в том, что участники погружаются в реальные задачи бизнеса — это создает мощный мотивационный заряд на собственное профессиональное развитие.

И есть еще «менеджмент-инкубатор» — он успешно применяется для систем корпоративного обучения. Специфика технологии в том, что она позволяет организовать насыщенную учебно-производственную и учебно-проектную деятельность. Интеграция полученных результатов не только рождает новые идеи, но и создает реальные проекты, обладающие новизной. Студентам сложнее работать по этой технологии, чем молодым специалистам, но те, кто проходят весь «инкубационный период», получают реальный опыт и профессиональную закалку.

Сейчас мы хотим интегрировать накопленный опыт в масштабной программе подготовки лидеров, которые будут модернизировать энергетику и высокотехнологичные отрасли. Управленцы, способные принимать упреждающие решения, чтобы подготовить бизнес к непредсказуемым изменениям внешней среды, — это самые дефицитные кадры. Применительно к университетам речь идет об опережающем обучении, применительно к бизнесу — о том, как сделать инновационные процессы эффективными. Для университета и бизнеса предусмотрена технологическая платформа, обеспечивающая внедрение инноваций в образовательную и производственную деятельность.

Это наш вклад в преодоление кризиса!