Зачем нужны менеджеры, которых кризис застает врасплох? Почему амбициозные управленцы не зациклены на угрозах? Как научить студентов жить завтрашним днем? Колонка Леонида Гительмана для DK.RU.
— Антикризисному менеджменту в стране начали обучать в середине 90-х гг. Актуальность такой специализации определялась появлением частных предприятий, накопивших долги, у которых было два пути — санация или банкротство. Новым управленцам предлагали выявлять и предотвращать кризисы, обусловленные разными причинами, включая макроэкономические. Сейчас антикризисная проблематика входит во все образовательные программы менеджмента. И это понятно: зачем тушить «пожар», если его можно предотвратить? Конечно, для этого необходимо хорошее управленческое образование.
Избежать кризиса, впрочем, удается не всегда.
В России достаточно предприятий с эффективными менеджерами, но даже самые продвинутые из них не могли предвидеть мировой финансовой кризис или то, что в 2014 г. США и Евросоюз применят экономические санкции против РФ. Заложниками политических решений стали многие российские предприятия.
Замечу, что антикризисный менеджмент — это всегда перевод предприятия на ручное управление. Самое главное здесь — тактика, которой придерживаются менеджеры, спасающие свою компанию. Те из них, кто мыслит категориями угроз, смогут нивелировать негативное воздействие, но этим все и ограничится. Но те, кто ищет в кризисах новые возможности и не боятся нестандартных решений, смогут вывести свои компании на новый уровень.
Это станет возможным, если мы будем учить студентов знаниям завтрашнего дня, чтобы в сложных ситуациях они искали новые возможности. Мы стремимся подготовить именно таких выпускников. Речь идет о компетенциях принципиально другого управления — опережающего.
Профессия управленца с каждым годом все сложнее. Парадокс в том, что менеджер сегодня должен столько знать и уметь, что одному человеку это уже не по силам. Бизнесу нужны менеджеры-предприниматели, менеджеры-организаторы, менеджеры-инноваторы. Это разные роли и разные компетенции, совместить их в одном человеке невозможно. Но при умении организовать командную работу менеджер сможет выполнять все эти разные функции за счет синергии коллективного профессионализма.
Наша задача — развивать у менеджеров инновационное мышление, добиваться, чтобы они видели перспективу, могли принимать решения и действовать в условиях неопределенности. Мы «ломаем мозги», как говорят наши студенты. Специальные методики призваны вовлечь студентов в проектную работу, позволяющую совершенствовать системы управления и бизнес-процессы. В идеале менеджер должен создать собственную методологию решения сложных задач — свое антикризисное ноу-хау.
Образовательных технологий несколько. В чем их суть?
Для обучающихся важно управлять своим развитием. Мы помогаем им с психологической оценкой и самодиагностикой сильных качеств и ограничений. Такая личная дорожная карта учитывает также планы профессионального и карьерного роста.
Другой подход — интеллектуальные деловые игры, которые проводятся студентами совместно с молодыми менеджерами высокотехнологичных предприятий. Главный результат в том, что участники погружаются в реальные задачи бизнеса — это создает мощный мотивационный заряд на собственное профессиональное развитие.
И есть еще «менеджмент-инкубатор» — он успешно применяется для систем корпоративного обучения. Специфика технологии в том, что она позволяет организовать насыщенную учебно-производственную и учебно-проектную деятельность. Интеграция полученных результатов не только рождает новые идеи, но и создает реальные проекты, обладающие новизной. Студентам сложнее работать по этой технологии, чем молодым специалистам, но те, кто проходят весь «инкубационный период», получают реальный опыт и профессиональную закалку.
Сейчас мы хотим интегрировать накопленный опыт в масштабной программе подготовки лидеров, которые будут модернизировать энергетику и высокотехнологичные отрасли. Управленцы, способные принимать упреждающие решения, чтобы подготовить бизнес к непредсказуемым изменениям внешней среды, — это самые дефицитные кадры. Применительно к университетам речь идет об опережающем обучении, применительно к бизнесу — о том, как сделать инновационные процессы эффективными. Для университета и бизнеса предусмотрена технологическая платформа, обеспечивающая внедрение инноваций в образовательную и производственную деятельность.
Это наш вклад в преодоление кризиса!