Жить в доме, имеющем историческое значение? В Европе таких предложений много, есть выбор и в Москве, а в регионах объектов на продажу наперечет. Будущих владельцев отпугивает либо цена, либо ветхость.
Опрошенные «ДК» эксперты сходятся во мнении, что рынка «антикварного» жилья в Екатеринбурге нет, а существующие объекты покупателями недооцениваются.
Рынок недооценивает «антикварное» жилье
Михаил Хорьков, руководитель аналитического отдела УПН:
— Жилой фонд Екатеринбурга формировался совершенно по-другому, чем в столице или в большинстве европейских городов. У нас нет такого количества жилых зданий с богатой историей. Но и к тем единичным объектам, которые являются знаковыми для различных этапов развития города, должного уважения нет. Десятилетиями эти объекты остаются недооцененными рынком. Изношенные сети и внешняя ветхость отпугивают покупателей от исторических зданий.
Между тем, у города — колоссальное промышленное наследие. Вовлечение старых индустриальных зданий в современный рынок жилья в новом качестве могло бы создать совершенно новый пласт рынка недвижимости — лофты, квартиры-студии и т. д. Далеко не все из них являются памятниками архитектуры, и это упрощает их адаптацию под новые условия.
Покупателей отпугивают ветхость и обременения
Евгений Новосёлов, генеральный директор ГК «Новосёл»:
— В Екатеринбурге нет рынка «антикварного» жилья. Дома, построенные известными архитекторами по индивидуальным проектам, или такие, где проживали исторические личности, конечно, имеются. Но спрос на них невелик. На рынок он никак не влияет. В моей практике было несколько подобных объектов. Например, у квартиры в доме на ул. 8 Марта, где живал Борис Ельцин, было некое конкурентное преимущество в глазах покупателей. К тому же, это дом, построенный для партийной элиты, — в удобном месте, в центре, из хороших материалов, с великолепными на тот момент планировками.
Но у нас не Москва, и сталинских высоток или домов архитектора Щусева вы не встретите. В основном же «антикварный» жилой фонд у нас изношен. Плюс — у таких домов часто есть дополнительные обременения, ведь зачастую они относятся к памятникам архитектуры. Поэтому основной массив исторических зданий Екатеринбурга (старые особняки и пр.) еще в 1990-е гг. был переведен в статус коммерческой недвижимости: физлицам расходы на реконструкцию и содержание просто не потянуть.
В опросе приняли участие: Михаил Хорьков (УПН), Евгений Новосёлов (ГК «Новосёл»).