Инвесторы теряли интерес к строительству ТЦ — покупательская способность россиян остается на низком уровне из-за затянувшегося кризиса. Новые объекты строят в основном в Москве и в малых городах.
По итогам 2017 г. ввод торговых центров в российских регионах может сократиться вдвое, до 552 тыс. кв. м торговых площадей, пишет «Коммерсантъ». По расчетам компании «Магазин магазинов», это минимальный показатель за последние 10 лет. Максимальный ввод был в 2014 г. — тогда в регионах построили 1,88 млн кв. м торговой недвижимости.
Столь низкий ввод ТЦ — следствие кризиса 2015-2016 гг. и сокращения покупательской способности граждан, объясняет глава отдела исследований и консалтинга «Магазина магазинов» Андрей Васюткин. За это время многие девелоперы решили отказаться от строительства новых объектов. Управляющий партнер Colliers International Николай Казанский прогнозирует суммарный объем ввода ТЦ в России на уровне 650–700 тыс. кв. м. — это самый низкий уровень с 2003 г., отмечает он.
Впрочем, рынок постепенно начинает восстанавливаться: готовятся объекты, ввод которых запланирован на 2019-2020 гг. Но в объеме ввода торговой недвижимости растет доля прежде всего городов с населением до 300 тыс. человек — она увеличилась с 9% до 20%, а у городов-миллионников — снизилась с 25% до 14%. В Санкт-Петербурге не будет открыто ни одного нового качественного объекта, а доля Москвы составит 29%, как и в прошлом году.
Впрочем, за счет маленького объема ввода новых площадей в торговых центрах снижается уровень вакантных площадей: по итогам первой половины 2016 г. он составил 8,4%. Но в проектах 2014-2016 гг. пустует 30-40% арендопригодных площадей. Сокращение ввода торговых площадей положительно повлияет на рынок недвижимости за счет снижения свободных площадей.