Меню

Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта

Иллюстрация: Личный архив

«Смелость в бизнесе — это здорово. Но когда один хочет открыть кофейню, «как та, через дорогу», второй — «магазин, как у Яндекса», то такая смелость уже граничит с глупостью» — Алексей Загуменнов.

В 34 года Алексей Загуменнов стал владельцем крупнейшего предприятия в России по производству игрового и развлекательного оборудования. Только по итогам 2016 г.  выручка группы компаний «Авира» превысила 450 млн руб. За семь лет работы «Авиры» бизнесмен накопил такой опыт работы в секторе B2B, что неожиданно для себя начал отговаривать начинающих предпринимателей создавать свое дело. На примере индустрии развлечений Алексей Загуменнов рассказал, как не стоит стартовать и почему в конце 2010-х нейминг снова стал основополагающим критерием малого и среднего бизнеса.

Алексей Загуменнов, управляющий группой компаний «Авира»:

— Аналитика — это то, благодаря чему бизнес работает дольше, чем пару месяцев. Без качественной аналитики невозможно представить развитие стартапа, продвижение, выход на новые рынки. Только за 2016 год в России открылось чуть меньше 500 тыс. новых компаний. По данным ФНС, закрылось в то же время чуть больше 500 тыс., а год стал одним из самых неудачных для предпринимателей. Знаете, в чем я вижу проблему? Слишком многие захотели работать, «как все».

Смелость в бизнесе — это здорово. Но когда один хочет открыть кофейню, «как вон та, через дорогу», второй — «магазин, как у Яндекса», третий — «поисковик, как у Сереги Брина», то такая смелость уже граничит с глупостью.

По данным Минкомсвязи, сегодня уже 75% населения России пользуется интернетом. Это значит, что и мальчик Петя из второго класса, и баба Вера из Малых Моховиков могут взять смартфон или планшет и проверить, есть ли смысл в новом заведении «как у всех» и стоит ли нести туда свои деньги.

Уникальность — это именно то, чего сегодня просит каждая отрасль рынка, за исключением, пожалуй, большинства гостендеров с их дорогими автомобилями и одинаковыми детскими площадками.

Уникальность должна определять концепция заведения, а ее, в свою очередь, нужно заявлять в наименовании предприятия. В 2017 г. эти основы ведения бизнеса будто вычеркнули из всех учебников и самоучителей!

По итогам прошлого года специалисты маркетинговой поддержки клиентов группы компаний «Авира» и члены НП «Гильдия маркетологов» провели собственный анализ новых брендов. Оказалось, в индустрии развлечений чаще всего закрываются те компании, которые хотели быть, как все.

Очертить границу между серыми буднями и ярким, звонким и раскрашенным всеми цветами радуги игровым центром — что может быть лучше! Но почему сегодня это делается так топорно?

Чаще всего владельцы игровых комнат и развлекательных центров называют свои детища «Джунглями», «Островами» и «Городами». В одной только Москве 140 «Островов» и больше 70 «Островков», а новые продолжают появляться.

Клиент перестает видеть уникальность товара или услуги, за которую платит — и уходит в заведение с более продуманной концепцией. Туда, где за свои деньги он получит кусочек уникального подхода к своим потребностям.

Мы проводили анализ, взяв за основу предприятия в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Челябинске, Омске, Самаре, Ростове-на-Дону, Уфе, Красноярске, Перми и Воронеже. Итогом этой работы стал своеобразный антирейтинг, демонстрирующий подход малых и средних предпринимателей к своему бизнесу. Вот он:

10. Непоседы

9. Мадагаскар

8. Лимпопо

7. Lego

6. Kids (+ второй корень)

5. Лэнд (+ первый корень)

4. Play (+ второй корень)

3. Город (+ дополнительное определение)

2. Остров

1. Джунгли 

Очевидно, что налицо признаки кризиса. В топ-наименований вошел даже чужой и зарегистрированный бренд! При этом аналогичную ситуацию сегодня можно наблюдать в самом хайповом направлении предпринимательской деятельности — блокчейн-технологиях.

Взгляните, например, на список ближайших ICO. Каждое пятое название проекта содержит в себе слова coin, token, data или mining. Ребята! Если у инвестора всего три секунды на то, чтобы зацепиться за проект во время его презентации, как ему отличать DateCoin от RuCoin?!

«Театр начинается с вешалки», «как ты свой корабль назовешь…», «название определяет суть» — необходимость брендинга уже вовсю гуляет в пословицах и поговорках. В середине 90-х прошлого века услуги нейминга считались самыми сложными, поскольку от одного верно подобранного слова еще до запуска проекта зависела его судьба, история и, естественно, рентабельность. Сегодня, когда благодаря интернету все в одночасье стали специалистами по неймингу, эти услуги снова становятся востребованными. И все по той же самой причине — верно подобранное слово или словосочетание определяет концепцию, наполнение, тематику, судьбу бизнес-проекта.

Чтобы вещи встали на свои места, нужно назвать их своими именами. Мы в «Авире» уже давно отошли от производства отдельного оборудования — мы предлагаем юрлицам почти готовый бизнес, добавляя к комплексу развлекательного оборудования и разработку идеологической концепции, и маркетинговую поддержку, и PR-продвижение. Удивительно, но даже с такими бонусами предприниматели часто создают бизнес, «как у всех», лишая себя части гарантированной прибыли и возможности масштабирования предприятия.

Сегодня моя задача — увеличить количество этих бонусов. Мы уже начали создания собственного производства роботов-аниматроников, начали строительство отдельного завода в Челябинской области, вводим новые службы поддержки клиентов. Каждый бизнес-проект, каждое предприятие в России должны быть уникальными. Не будет уникальности — не будет и прибыли. И начинать проект сегодня нужно с самых банальных основ. Как бы ни странно это звучало.

Материал подготовила Ольга Селезнева, DK.RU