Минфин придумал, как сделать так, чтобы курс рубля не рос при увеличении стоимость нефти. Как пояснил глава ведомства Антон Силуанов, «сырьевой рост нам не нужен».
Сдерживать укрепление рубля при колебаниях цен на нефть должен будет новый вариант бюджетного правила.
«Мы подготовили подарок в честь моего дня рождения — новый вариант бюджетного правила, согласно которому будем изымать все дополнительные доходы, которые должны получать, если будут высокие цены на нефть, в Резервный фонд», — заявил министр финансов Антон Силуанов на Биржевом форуме, прошедшем во вторник, 12 апреля. По его словам, это «не допустит укрепления рубля и негативного влияния изменений цен на нефть на перспективы роста экономики, инфляции, процентных ставок и т.д.».
Силуанов пояснил, что главное последствие роста цен на рынке нефти – это укрепление рубля. Из-за этого может снижаться конкурентоспособность наших отраслей, структура и качество роста при этом ухудшаются. Об этом пишет РБК. Министр также отметил, что в резервы будут направляться все дополнительные доходы, которые будут поступать в бюджет при цене барреля нефти выше $50.
«Самый важный фактор, влияющий на экономический рост сейчас, — это, конечно, цены на нефть. Рост цен на нефть на $10 за баррель дают 0,8–0,9% экономического роста. Но нужен ли нам такой рост, который является не столь качественным? Качество плохое у этого роста, это с одной стороны. С другой стороны, мы опять приходим к отсутствию устойчивого роста, а ведь нам нужна именно устойчивость роста из года в год, а рост цен на нефть дает только разовый скачок», — добавил министр финансов.
Силуанов считает, что России в настоящий момент нужен инвестиционный рост, a инвесторы вкладывают средства только в том случае, если рентабельность от инвестиций превышает риск.
«Давайте посмотрим, что произошло в 2015 году: произошел рост прибыли и прибыльности наших отраслей за счет изменений курса. Но куда эта прибыль пошла? В дивиденды, а не в новые проекты, инвестиции, а на выплаты участникам и акционерам компаний», — продолжил Силуанов.
Причина такой ситуации – неуверенность инвесторов в экономической политике властей страны, считает министр.
«Нам нужно дать правильные сигналы, как будут действовать экономические власти. А сигнал здесь очевиден: мы не можем повышать налоги, поскольку это приводит к дестимулированию роста, не можем увеличивать дефицит бюджета, поскольку это также будет негативно влиять на общую ситуацию с финансами и денежно-кредитной политикой. Соответственно, нужно больше работать с расходами», — говорит он.
Отметим, нынешнее бюджетное правило, которое действует с 2013 года, сформировано следующим образом: правительство высчитывало среднюю цену на нефть за предыдущие годы. Доходы, которые поступали в бюджет от цены выше средней, направлялись в Резервный фонд. Предельный объем госрасходов высчитывался исходя из суммы доходов (в рамках расчетной цены на нефть) плюс дефицит бюджета в размере не более 1% ВВП. То есть бюджетное правило запрещало наращивать общий объем расходов за счет излишка нефтедолларов. Но в 2015 году де-факто это правило не работало, так как цена на нефть была гораздо ниже средних показателей прошлых лет: средний показатель составлял $96, тогда как нефть стоила $30-40.
Напомним, ранее DK.RU писал о том, почему иностранных инвесторов не слишком интересует новая волна приватизации, о которой говорят в России. Оддна из причин – недоверие к экономической политике Кремля и неуверенность в том, что власть даст бизнесу развиваться без вмешательства.
Читайте также: Западные инвесторы не верят путинской приватизации: пусть вкладывается Китай