На номинацию «Социальный бизнес» премии «Человек года» заявились 35 уральских компаний. В интервью каналу «Малина.am» управляющий филиала «Ситибанка» (партнера премии) рассказал об этой номинации.
В рамках премии «Человек года», которую организует «Деловой квартал», номинация «Социальный бизнес» существует с 2011 года. И партнером ее традиционно является «Ситибанк», который поощряет победителей денежными грантами в размере 3 тысяч долларов. Управляющий управляющий филиала банка Антон Тодосийчук рассазал каналу «Малина.am» о том, кто претендует на приз в этом году.
- Наш разговор пойдет о премии «Человек года» журнала «Деловой квартал». Мы эту премию будем поддерживать как телеканал, будем на этой площадке работать. Вы тоже активно принимаете участие в этом году. Расскажите, почему. Можно ли как-то оценить значимость этой премии?
- Мы, на самом деле, не первый год принимаем участие вместе с «Деловым кварталом». Мы считаем, что это уникальное для нашего региона мероприятие.
- Я знаю, что на данный момент все заявки на номинацию «Социальный бизнес» отправлены, приём заявок закончен. Сейчас их тридцать пять, правильно?
- Верно, их тридцать пять. В этом году наша номинация отличается тем, что мы открыли набор заявок через сайт, тридцать пять анкет мы получили.
- Для большого города, такого, как Екатеринбург, немного.
- Конечно, немного. Этих предприятий намного больше. Мы только в начале пути. Может быть, на следующий год будет больше заявок. Мне почему-то кажется, что будет намного больше.
- Какие в этом году были? Что компании делают?
- Это компания, например, которая занимается производством экологически чистой продукции. Компании, которые занимаются переработкой мусора и отходов. Это компании, которые ведут образовательные проекты для незащищённых слоёв населения: программы адаптации детей-сирот, социальной адаптации, профессиональной адаптации, подготовки их к вузам. Среди таких известных компаний, которые подали заявки, например, центр «Микрохирургия глаза».
- Такую позицию, наверное, чаще всего занимают крупные компании, у которых есть возможность выделять отдельные средства, чтобы быть социально ответственными. Или это так кажется и маленькие компании тоже такие проекты берут на себя?
- Я бы сказал, что это миф, заблуждение. Размер компании не имеет значения. Скорее даже, если в международной практике взять, небольшие компании, микропредприниматели наиболее успешны именно в социальном бизнесе. Есть такой интересный портал Ashoka.org — международный фонд, который объединяет социальных предпринимателей по всему миру. Там очень много примеров в разных странах, кто становится социальным предпринимателем. Это маленькие компании. Например, в Великобритании это компания, которая решила проблему запугивания детей в школах. В Великобритании не хватает профессиональных психотерапевтов для того, чтобы качественно решать эту проблему — запугивание детей в школах среди старшеклассников, дедовщина в классах и так далее. И одна из психотерапевтов проявила инициативу, сделала профессиональную социальную сеть среди консультантов. В группу вошли волонтёры, в том числе и сами школьники, чтобы помогать тем школьникам, которые сталкиваются с запугиванием, чтобы их адаптировали. И порядка сорока тысяч школьников в течение нескольких лет решили проблему через такое предпринимательское решение.
Напомним, в 2013 году премия «Человек года» будет вручаться в двенадцати номинациях. В трех из них выдвинуты люди, чей бизнес помогает решать социальные задачи. И если собственно номинация «Социальный бизнес» вручается уже в третий раз, то две другие — «Благотворительность» и «Спортивная инфраструктура» — премьерные.
Номинация «Благотворительность» учреждена совместно с КПМГ. В ней представлены инициаторы конкретных благотворительных проектов — уже действующих и только разворачивающихся. Так, в числе номинантов — руководители добровольческих движений и благотворительных фондов, представители культурных учреждений и даже иерей Екатеринбургской епархии. Проекты тоже разнообразны: программы помощи инвалидам и детям-сиротам, строительство семейного кризисного центра временного проживания, музыкально-просветительские начинания и другие.
Еще одна премьера премии «Человек года-2013» — «Спортивная инфраструктура». В этой номинации — руководители и владельцы спортивных объектов Екатеринбурга и окрестностей. За последнее десятилетие на Урале сформировалась уникальная частная спортивная инфраструктура — от конных клубов и фитнес-центров до ледовых арен и площадок для гольфа. Часто для инвесторов это непрофильный бизнес — или не бизнес вовсе: вложения в спортивную инфраструктуру редко приносят прибыль. Но социальный эффект — например, для развития массового спорта, — несомненен.
В каждой из социальных номинаций — не более девяти претендентов. Сформировать эти отраслевые лонг-листы «ДК» помог Экспертный совет премии. В его числе — руководители отраслевых объединений, лауреаты премии прошлых лет, главы региональных министерств — промышленности и науки; экономики; физкультуры, спорта и молодежной политики, а также и. о. министра строительства и развития инфраструктуры. Список претендентов в номинациях «Благотворительность» и «Спортивная инфраструктура» доступен на сайте премии www.человекгода-екб.рф.
У номинации «Человек года в социальном бизнесе» — особая методика. Здесь впервые подать заявку руководителям бизнеса можно было самостоятельно. В течение 1,5 месяцев на сайте премии был организован прием таких заявок. К 31 октября о своем желании участвовать сообщили 35 компаний. На прошлой неделе «ДК» и Ситибанк составили шорт-лист претендентов. Это бизнесмены, чьи компании максимально соответствуют требованиям номинации — целям и задачам социального бизнеса.
Между тем голосование в премии «Человек года» завершается. По заказу «ДК» анкетирование ее номинантов и экспертов проводит социологическая компания. Церемония вручения премии назначена на 27 ноября.
Шорт-лист номинации «Социальный бизнес» премии «Человек года-2013»:
▪ Лариса Абашева, театр «Шарманка»
(частный театр для детей)
▪ Ольга Жигальцова, «Центр Бизнес-Образования»
(пятилетний благотворительный проект «Дорога в будущее» — высшее образование, социальная адаптация и трудоустройство детей-сирот)
▪ Максим Зайков, Центр образования за рубежом
(программа бесплатного обучения за рубежом для людей с разным уровнем достатка)
▪ Игорь Калинин, «Центр передовых технологий»
(безопасность на дорогах, игровая обучающая площадка «Безопасный город»)
▪ Ольга Козловских, медико-оздоровительный центр «Мамин Клуб»
(медицина, реабилитация, оздоровительная деятельность)
▪ Наталья Ларионова, туристская компания «Детское бюро путешествий» (детский туризм)
▪ Владимир Попов, ЗАО «ПКФ «Палникс»
(безвозмездная передача многодетным семьям 20 земельных участков со всей инфраструктурой)
▪ Юрий Потапенко, «Бюро по трудоустройству лиц, попавших в экстремальную жизненную ситуацию» (помощь заключенным и бездомным)
▪ Михаил Сухогузов, «Таленто» (сеть детских клубов)
▪ Алексей Филиппов, НПФ «Образование»
(программа пенсионной грамотности населения)
▪ Юрий Фишер, ГАЗЭКС (газификация отдаленных территорий региона за счет инвестпрограмм компании)