Аркадий Чернецкий, член Совета Федерации ФС РФ: Восстановление школ - совместная задача города и области Общественное недовольство, вызванное дефицитом мест в детских садах Екатеринбурга, очень
Аркадий Чернецкий, член Совета Федерации ФС РФ: Восстановление школ - совместная задача города и области
Общественное недовольство, вызванное дефицитом мест в детских садах Екатеринбурга, очень скоро может вновь проявиться - ситуация со средним и высшим образованием в городе стоит достаточно остро.
В 2003 году, когда мы принимали план стратегического развития города, и проблема с детскими дошкольными учреждениями еще не стояла столь откровенно, мы видели остроту этой ситуации. Но если говорить честно, мы не думали, что она получит такую негативную реакцию. Все мы прекрасно помним, что было в Екатеринбурге в 90-е годы – разрушение системы государственных предприятий, а вместе с ней и системы детского дошкольного образования, невостребованность учебных заведений и, как следствие, их перепрофилирование. Это было обусловлено экономическим положением страны после развала Советского Союза, и так было во всей России.
Сейчас начался обратный процесс – мы вынуждены «выкарабкиваться», преодолевать последствия 90-х. Строим и восстанавливаем десятки садиков ежегодно... Но в обществе сложилось другое мнение: нет, товарищи-руководители, вы обязаны восстановить порядок, причем немедленно, никакие доводы нас не интересуют. Представьте себе, почти половина всех детских садов была перепрофилирована – просто невозможно вернуть все назад за короткий срок.
Решения, которые мы принимали 7-8 лет назад, были революционными. Столько, сколько мы сделали для восстановления системы дошкольного образования, не делал никто другой в любом из городов России. Тем не менее, все это получило неоднозначную оценку.
Чтобы через пять лет точно такая же оценка не была дана сегодняшним усилиям по поддержанию потенциала средней школы, нам нужно уже сейчас проработать решения: с одной стороны, по обеспечению материальной базы для развития образования, а с другой – по регламенту самого учебного процесса. Для этого существуют Программный совет, Общественная палата, гордума и администрация. Задача градоправителей сегодня – сформировать общий тренд и донести его до губернатора и общества. Если появится официальный документ за подписью Александра Мишарина – считайте, что дело сдвинулось с мертвой точки. Важно понимать, что восстановление всей системы образования это процесс последовательный: сегодня мы восстанавливаем детские сады, завтра – решаем другие проблемы в образовании.
Среднее образование в Екатеринбурге, на мой взгляд, находится на высоком уровне. Несмотря на все негативные явления, мы смогли достигнуть почти невозможного. Поэтому сегодня нам нужно сохранить этот уровень. Развитие – это следующий этап.
Все без исключения должны получить качественное среднее образование - от азов и до профильных предметов. Не создав благоприятные для этого условия, мы никогда не получим рассвет творческой личности. Это понятно каждому. Но денег на все не хватает – это факт. Отсюда начинаются ограничения и недофинансирование. Причем, очень часто недофинансирование касается тех вопросов, которые невозможно решить, не имея ресурсов. На этой стадии возникает понимание, что у нас достаточно большое количество детей учатся тем вещам, которые никогда в жизни им не понадобятся. Мы их учим просто так, по принципу «все лучшее - детям». Оправдан ли этот принцип – это нам еще предстоит выяснить.
Другая проблема, которая также становится на повестку, - это практика взаимодействия средней и высшей школы. Если говорить честно, то позиция высшей школы, на мой взгляд, невнятна. Я как член наблюдательного совета Уральского Федерального Университета не раз задавал вопрос ректору – зачем вы такое количество выпускников собираетесь набирать, зачем такое количество студентов? Я прекрасно понимаю, что здесь есть экономическая подоснова: больше студентов – больше средств, которые выделяет государство. С одной стороны, УрФУ формируется как учреждение, способное аккумулировать большой ресурс – он тянет студентов из других областей, стран СНГ и зарубежья. Но с другой стороны, абсолютно не понятно, что будет, если он вытянет весь городской и областной ресурс. И в этом году уже произошло именно так – детей, рожденных в первой половине 90-х, было не так много.
При этом все мы знаем, сколько людей, отсидев пять лет в институте, получив диплом, так и не идут на работу, согласно полученной специальности. И это в то время, когда в регионе наблюдается острая нехватка квалифицированных специалистов, особенно в технических областях! Если так пойдет и дальше, то очень скоро у нас не останется ни одного слесаря, ни одного токаря или шофера. Но ведь невозможно бесконечно восполнять этот ресурс за счет иностранных рабочих.
Поэтому тема среднего образования на муниципальном уровне имеет прямое влияние на высшее образование: лишние головы, которые мы учим или собираемся учить, не дадут возможности и нормальных условий учиться «не лишним». Сегодня должны быть созданы механизмы отсечения. В этом я полностью разделяю точку зрения министра образования Андрея Фурсенко, нужна система, которая будет обеспечивать «логистику» – кому дорога в бакалавры, кому в магистратуру, а кому в профессионально-технический колледж. Ее создание – залог дальнейшего развития всей системы образования.
Колонка написана по итогам заседания Программного совета стратегического развития города Екатеринбурга. Материал подготовил Сергей Дружинин.
Колонка написана по итогам заседания Программного совета стратегического развития города Екатеринбурга. Материал подготовил Сергей Дружинин.