Кадровые сервисы пропагандируют среди работников то, что выгодно самим порталам, а в результате толкают тысячи перспективных сотрудников на самоубийственное поведение на рынке труда. Колонка на DK.RU.
Артем Черанёв, генеральный директор компании «Инсис»:
— Недавно на DK.RU вышло интервью руководителя портала HeadHunter Михаила Жукова — о ситуации на рынке труда и некоторых тенденциях, связанных с поиском квалифицированных кадров для бизнеса. В целом материал мне понравился, но есть два момента, которые вызвали резкое отторжение. И так как эти «моменты» касаются напрямую регионального бизнеса и тех, кто в нем работает, я решил вступить в дискуссию.
Первый спорный тезис: «Если руководитель вырос внутри компании и долго в ней работал, то он не сможет адаптироваться к резким изменениям на рынке, к каким-то критически важным внешним событиям». Г-н Жуков говорит, что эффективный «руководитель, который прошел все ступеньки карьерной лестницы и разбирается в тонкостях технологии» — это такой идеальный вариант. «Вопрос — способен ли такой человек, сильно погруженный в детали, перестроить работу предприятия, если экономические условия в стране изменятся? Увы, нет — это доказано», — пишет он. Уж простите, но если у тебя противоположного опыта не было, это не значит, что такого нет вовсе.
Может быть, в крупных корпорациях, где человек долгие годы ничего не видит, кроме практики одной компании, и встречается такая сложность, то обобщать это правило на весь бизнес нельзя. Или, может, директор HeadHunter сталкивался в этом вопросе только с примерами «красных директоров». Подобные люди в силу привычек, возраста, менталитета не смогли перестроиться на какие-то новые рельсы, не смогли отреагировать на изменения. Но ведь противоположных примеров просто масса. По факту, хороший рост внутри одной компании — как раз вариант наиболее предпочтительный, если человеку действительно ценен, важен и интересен тот бизнес, в котором он работает, и дело, которым занимается. И самое главное — г-н Жуков в силу федерального масштаба своего взгляда просто забывает про специфику локальных рынков.
На региональном рынке подавляющее большинство организаций живут в таких условиях, которые просто не позволяют руководителям закапываться внутрь компании, не глядя на окружающую обстановку.
Поэтому для любого регионального рынка вся история про «не забывайте менять бизнес, а то потеряете связь с реальностью, не будете понимать, что вообще происходит», совершенно не актуальна. У нас тут реальность стучится во все двери и окна и лезет изо всех щелей.
Так что если вы работаете руководителем в региональном бизнесе, то первое — вам не миновать продолжительного этапа универсальности в своем развитии: будете и швец, и жнец, и на дуде* игрец, это нормально. Второе — не бойтесь задерживаться в одной компании помногу лет, я уверен, вы от этого нисколько не подешевеете на рынке.
Но если этот тезис еще как-то можно принять, с долей условности, то вот второе вызвавшее мой интерес заявление — полная чушь. Речь об идее, что работники всегда должны мониторить рынок труда, и смотреть, нет ли предложений лучше. Мол, они такие же продавцы ресурса, и более выгодный покупатель может найтись в любой момент. Г-н Жуков говорит, что надо ходить на собеседования, смотреть предложения. По мне, так это просто чепуха!
Почему? Потому что искать работу — это отдельная работа, и как только человек начинает ею заниматься, времени на основную у него становится критически мало, а главное — голова оказывается занята другим.
Нельзя эффективно работать на результат бизнеса и одновременно думать о том, какой бы другой бизнес предпочесть.
Думаю, ни для кого не секрет, что работодатели просматривают открытые источники с резюме, и в том числе ищут таких вот «активных продавцов своего труда» из числа нынешних своих работников. А если находят, то к работникам возникает масса вопросов. Легко в теории быть сторонником либеральности и разной там терпимости к интересам сотрудников, но когда прижимает тебя лично, своя рубашка оказывается ближе к телу. Уверен, что когда сотрудник самого г-на Жукова пойдет на собеседование в компанию-конкурента, он такого человека если не уволит сразу, то возьмет на заметку.
Про себя скажу однозначно: конечно, из моего бизнеса периодически уходят люди, это нормально, но они сначала для себя все поняли здесь, принимали какие-то важные и ответственные решения, а потом уже искали новое место. И если я узнаю об обратном порядке, то такой человек у меня не задержится. Да, бывают исключения, но они только подтверждают правило.
Дорогие работники, и особенно те, кто претендует на руководящие позиции — не надо попадаться на очень опасную уловку. Советы вроде того, что дал герой интервью, — это советы крайне заинтересованного человека.
Я понимаю интерес Михаила Жукова — его портал и стоимость его бизнеса напрямую зависят от того, как много дорогих специалистов постоянно находится в их базе. И он не заинтересован в том, чтобы квалифицированные кадры слишком надолго задерживались у одного работодателя. Если отличный спец трудоустроился в одну компанию и убрал свое резюме из базы портала, не откликается на новые предложения, то такого спеца уже больше никак не продать. А это плохо сказывается на закрытии вакансий у других заказчиков портала. Вот и пропагандирует г-н Жуков среди работников идеи «знай себе цену», «будь всегда на рынке». Вообще-то это называется тихая подрывная деятельность. Ай-ай-ай! Я как клиент за такое по головке кадровый сервис бы не погладил!
* - выполняет функции иностранного агента