Меню

Артем Черанев: «В сфере бизнес-обучения у нас катастрофа. Есть примеры покруче Гандапаса»

Артем Черанев. Иллюстрация: Личный архив

«Хотите ощутить себя ветеранами Вьетнама? Добро пожаловать!» Откуда ноги растут у странных тренингов в Екатеринбурге, и где вместо обучения людям продают лечение. Опыт участника и наблюдателя.

Артем Черанёв, генеральный директор компании «Инсис»: 
 
 Меня очень радует, что хоть кто-то обратил внимание на весь тот идиотизм, который творится в сфере бизнес-образования. Я про толпы интеллектуальных инвалидов, по-другому назвать не могу людей, которые регулярно ходят на мероприятия разных «великих гуру», продающих общение с собой как великое счастье. Причем под видом «полезного обучения». 
 
Эта история с отзывом о тренинге Гандапаса по ораторскому мастерству, к сожалению, скоро забудется. А жаль! Потому что проблема поднята очень и очень важная и для делового сообщества, и для сферы обучения в целом. 
 
Так как я в свое время сам попадал в подобные ситуации, был на такого рода тренингах, много общался с людьми, которые их проводят, сопровождают, их прошли и активно пропагандируют, то вынужден был для себя сделать совершенно конкретные выводы. 
 
Если коротко, то, в моем понимании, все тренинги делятся на две большие группы: функциональные, которые посвящены обучению каким-то предметным навыкам (финансы, управление людьми, маркетинговые технологии и т.д.), и тренинги личностного роста или направленные на развитие отдельных качеств личности. 
 
К учебным программам первой категории у меня претензий нет: изучается конкретный профессиональный навык, делается это нередко с предварительным сбором запросов и с различным посттренинговым сопровождением. А если еще программы продолжительнее двух-трех дней и заточены под корпоративный формат, так вообще красота.
 
Но есть вторая категория. И она сейчас просто расцвела буйным цветом. Чтобы понять, в чем, так сказать, ядро проблемы, надо знать, откуда «растут ноги» у всех тренингов личностного роста вообще и подобных учебных проектов. 
 
Изначально они появились как инструмент преодоления вьетнамского синдрома у американских отставников в 1970-е годы. Для США тогда это была настоящая национальная катастрофа: резко вырос уровень преступности, начались массовые самоубийства, накалилась социальная обстановка. Люди разучились жить в мирное время. Понятно, что к каждому ветерану или инвалиду не приставишь профессионального психолога, вот и разработали методики коллективной работы, а основными их чертами стали агрессивность, быстрое и жёсткое преодоление кризиса через буквально перепрограммирование человека, настрой на тотальный позитив и заражение человека энергией действия. Штука вышла страшная, но американцев можно понять, они были в ужасе и решали проблему, угрожавшую буквально существованию их общества. Из двух зол, конечно, выбирают меньшее.
 
Все получилось по принципу «Против лома нет приема, если нет другого лома».
 
То есть в борьбе с одной проблемой психологи создали мощнейший инструмент, который, конечно, в основной своей массе проблему решил, но породил новые. И сейчас, спустя 40 лет, мы с вами разгребаем именно эти проблемы. 
 
Вдумайтесь только — все эти программы личностного роста и развития изобрели, чтобы спасать людей в тяжелой форме психических расстройств, глубоких стрессов и буквального упадка сил. А их, как тяжелый наркотик, вкалывают еще вполне здоровым людям. И губят их психику и здоровье. 

Почему так происходит? А потому что разные компании «по бизнес-обучению» смекнули: можно стабильно и хорошо зарабатывать, если не столько учить людей, сколько лечить их. Да, именно лечить! 

Функциональное обучение они заменили более простым и эмоционально вовлекаемым — этими самыми приемами тренингов личностного роста времен Вьетнама. И все бы ничего, но сейчас людей на такие проекты завлекать уже сложнее, чем в 1990-е, и организаторы стали продавать такие программы под соусом функционального обучения. 
 
Возвращаясь к уже много раз упоминавшемуся ораторскому искусству. Нельзя проводить мероприятия по такой непростой теме, нарушая банальные, буквально физические требования формата: например, нельзя собирать зал в 200 человек, такой масштаб никто не потянет; нельзя не проводить предварительный отбор участников хотя бы по минимальным уже имеющимся навыкам, потому что эта тема требует подготовки и немалой базы от обучаемого. Там селекция должна быть на входе, вплоть до таких: произнеси пару скороговорок, не можешь — извини, ты еще не готов. 
 
Иначе это халтура и обман! Мы микшируем эту проблему, не говорим о ней, а она рядом, и ее нельзя игнорировать. 
 
Почему люди ходят на такие программы и продолжают ходить? Ложь в названии продолжается ложью в подведении итогов. Людям дают ощущение эйфории и собственного величия, и на него они подсаживают. Это наркомания, и туда идут за кайфом.
 
И я вам больше скажу — большинство таких людей тем преданнее такому обучению, чем жестче их эмоциональная зарядка привязана к нему, чтобы не было альтернатив. Например, если участник реально станет успешным, то он же не вернется, значит участнику постоянно придумывают новые проблемы. А когда эффект спадает, жертвы уверяют себя, что нужно сходить снова, подзарядиться. Вместо того чтобы признать, что ты не на той дороге, они заходят еще на один круг.  
 
Никто не хочет признаваться, что обучение  это как спорт для мозга. Каждая секунда достижения в спорте  это многие месяцы труда и километры усилий, она дается скучно, долго и больно, через поражения. Вместо этого нас погружают в розовый мирок, где каждый участник  молодец, уже вот-вот достигнет результата. И, конечно, такой человек снова захочет прийти в этот мирок, снова заплатит денег. 
 
Приведу конкретный пример, чтобы все время не доставалось одному только Гандапасу. Здесь все куда хлеще! Тренинг «Контекст» от Business Relations и ведущий Арсен Рябуха  это классический пример современного, завернутого в очень качественную упаковку и хорошо организованного тренинга личностного роста, который, по сути, просто подсаживает людей на наркотик виртуального величия. Да, говорит Арсен шикарно, он прекрасный оратор и отличный ведущий, но суть от этого не меняется. 
 
Я видел прошедших этот тренинг, я был там, видел ясные глаза его последователей, накачанных энергией людей, которые готовы рваться в бой, но их мотивированность скорее пугает, чем вдохновляет. И эти ясноокие люди ведь проходят «Контекст» снова и снова. Я разговаривал с одной женщиной, занимающей высокий пост в компании сферы Telecom, в организации которой проходили такие тренинги.
 
Да, результаты в бизнесе были налицо, но откуда взялись эти результаты? От катастрофического перекоса в распределении сил.
 
Люди забивают на семьи или вообще разводятся, бросают интересоваться чем-либо еще, они несколько месяцев несутся как загнанные лошади, и это, естественно, дает результат. Но что потом? Они падают без сил, их уже не поднять. Они превращаются в инвалидов, которые не могут ходить без эмоциональных костылей. Все это сопровождается совершенно идиотскими жестами, фразами, какой-то странной мимикой, на них смотришь, будто на психически больных. 
 
Мне известны случаи, когда в крайней форме это доходило и до самоубийства: какой-то парень после одного из подобных тренингов взял в долг крупную сумму денег, чтобы как раз достигнуть успеха, как его учили, но по неопытности все провалил и не пережил неудачу. Его же учили, что он крут, и у него впереди только победа. 
 
Понятно, что такие тренинги всегда будут находить каких-то адептов. Есть люди с реальными проблемами, есть те, кто хотят «сладкую жизнь», но вообще не понимают, как она достигается. Им говорят, что после тренинга они горы свернут и всего достигнут, и они покупаются на это. 
 
Но давайте уже называть вещи своими именами: для решения деловых задач эта фигня не то что бесполезна, она опасна. Пусть шоу устраивают подальше от моих сотрудников, мне, да и не только мне, информационные наркоманы в бизнесе не нужны. 
 
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU.