«Если у нас прекратятся служебные романы, я задумаюсь о проблеме эмоционального климата в компании». Это — неизбежная составляющая нормально работающей организации, считает основатель «Инсис».
Недавно на портале DK.RU вышла колонка основателя компании «Труба-Дело» Ивана Зубарева, в которой он объяснил, почему он, как руководитель, плохо относится к служебным романам. Основатель и генеральный директор компании «Инсис» Артем Черанев уверяет: романы между сотрудниками — нормальное дополнение в работе молодого эффективного коллектива.
— К служебным романам я отношусь хорошо, и их перед моими глазами прошел не один десяток. За 19 лет работы «Инсис» сотрудники отпраздновали такое количество свадеб и нарожали столько детей, что на детский сад хватит. Сегодня средний возраст работников — 30 лет, а когда мы только начинали, он был еще меньше — 25-26. Романтика в среде молодых людей с образованием, мозгами и хорошими амбициями — самая естественная штука. Я сразу выношу за скобки отношения, в которые вступают люди «с багажом» — семьями, детьми и престарелыми родственниками. Такие встречи редко заканчиваются хорошо, причем не только в плане работы и карьеры: годами сидеть на двух стульях, метаться, загибаться от чувства вины плохо и для здоровья, и для окружающих, и для дела. Если же сотрудники свободны — то вперед за орденами!
По поводу таких романов все говорят: надо отделять рабочее от личного. Спасибо, кэп, а то мы сами не догадываемся, что офис — это не бордель. Конечно, нужно. И делается это довольно просто.
Любой нормальный руководитель должен в первую очередь создать систему правил, задач и отношений в своем коллективе и начать ей подчиняться. То есть ты создаешь механизм, в котором у всех есть свой круг задач, привилегий и ограничений, и сам в него встраиваешься.
Я, например, могу не приходить ежедневно в офис к 9 утра. Но я не имею права пропустить важную корпоративную конференцию. Я не могу забить на еженедельную пятничную планерку. Мне никто не позволит не согласовать в установленный срок бюджет на будущий год — в каком бы состоянии я ни находился — болею ли я или влюблен. То же относится и к остальным сотрудникам. И возникает момент, когда совершенно неважно — начальник ты или подчиненный, спите ли вы после работы в одной постели или нет. И у тебя, и у твоего любимого/любимой есть собственный круг задач, которые надо выполнять, и на них личные отношения они не влияют.
Порой могут возникнуть сложности: например, рабочий разнос начальника, с которым ты встречаешься, воспринимается как личный наезд. Но если изначально подбираются адекватные, психически здоровые сотрудники, этот вопрос тоже снимается.
Г-н Зубарев говорит в своей колонке: мне все равно, кто с кем спит, но я против служебных романов. Мне, по большому счету, тоже все равно, кто и с кем — у меня нет задачи держать свечку.
Но если завтра в моей компании перестанут заводить личные отношения, я сяду и глубоко задумаюсь — а все ли нормально у нас в коллективе. Ведь это в том числе — очень тревожный показатель того, что людям здесь неинтересно, некомфортно, они не могут найти общий язык.
Если у сотрудника или сотрудницы долгое время что-то не складывается на личном фронте, их работа страдает. Особенно у женщин, которые без пары нестабильны. Мужчины неудачный роман чаще всего сублимируют карьерными свершениями, одинокая женщина нередко забивает на свои обязанности и вкладывает все усилия на поиски «второй половинки». Этому, кстати, очень способствует давление общественности. Если барышню ежедневно спрашивают «А ты почему не замужем?» и многозначительно добавляют про часики, которые «тик-так», она находится в перманентном неврозе. По собственному опыту могу сказать: удовлетворенная личной жизнью сотрудница работает втрое эффективнее одинокой. Да, бывают исключения, но они редки.
Если вам все-таки упорно не нравятся служебные романы, смиритесь хотя бы с тем, что они абсолютно неизбежны. Во-первых, именно на работе, где мы проводим большую часть времени и где частенько случаются авральные ситуации, действительно хорошо видно, что из себя представляет человек. Вне работы ты можешь годами узнавать своего избранника, здесь же ты сразу видишь, какие у него привычки, как он общается с людьми, как реагирует на стресс. Во-вторых, ты, как руководитель компании, создаешь не просто коллектив, а клуб по интересам. Ведь люди, которые у тебя работают, — они же здесь не от безнадеги. В идеале им нравится эта отрасль, они разделяют твои цели, они прошли отбор по какой-то интеллектуальной планке.
Фактически, твои компания, рынок и отрасль отфильтровали людей с общими ценностями, послужили естественной воронкой, своего рода акселератором гендерного отбора. Глупо потом бегать с большими глазами и голосить: «Ааааа, они, оказывается, еще и сексом занимаются!». Естественно, занимаются. Я больше скажу: им есть о чем поговорить после секса.
Безусловно, я не говорю о том, что личную жизнь люди устраивают исключительно на работе, но по теории вероятности шансы найти там человека, интересы которого тебе близки, весьма высоки.
Еще меньше я понимаю тех, кто вопит про проблему харрасмента и приставаний на работе. Во-первых, эту проблему активно раздувают на Западе, где уже не знают, по какому поводу бы еще сходить с ума. У нас к проявлениям знаков внимания, к отношениям относятся куда проще — другая психология.
Смотрите, в Америке Клинтон замутил с Левински — дошли до импичмента. Трамп позажигал с девицами — скандал во всех СМИ. У нашего президента роман с Кабаевой, ему: «Вован — мужик, красава».
Во-вторых, особо громкие скандалы раздуваются про представителей шоу-бизнеса. Будем честными: там действительно по ряду причин частая смена партнеров и менее формализованные отношения имеют место быть. И, в-третьих, жертвами домогательств на работе в нашей стране как раз часто являются мужики.
Ошибочно считать, что мужчина — завоеватель женщин. В ситуации установления отношений он, скорее, товар в витрине, выбирает всегда женщина, и, приложив усилия, она добьется своего: известно ведь, что «ни один моряк не устоит перед пением сирен».
Поэтому именно молодой адекватный неженатый руководитель будет подвергаться атакам декольте до пупа и юбок по самые не хочу куда чаще, чем, например, его секретарша. Я лично на заре «Инсиса» столкнулся с такой ситуацией, пришлось ужесточать наказание за нарушения рабочего дресс-кода.
Но в конечном итоге любой вопрос личного характера в офисе можно решить за счет подбора адекватных сотрудников, четких правил, предельно понятных задач и нормальной коммуникации. И руководитель должен решать именно эти задачи, а не голосить про «ужасные служебные романы».