В условиях кризиса российские ритейлеры активно осваивают новые форматы, чтобы удовлетворить экономящих покупателей и одновременно остаться в плюсе.
Три относительно новых для России торговых формата набирают популярность во время экономического спада. Это аутлеты, оптовые (складские) клубы и ритейл-парки, пишет интернет-журнал «Понедельник».
Аутлет – это магазинный комплекс, где брендовая одежда, обувь и аксессуары продаются со скидкой. От дисконт-центра аутлет отличается тем, что там представлены действительно эксклюзивные, премиальные вещи.
Часто аутлеты открывают за городом, что создает в этом месте трафик покупателей, благодаря чему рядом быстро появляются точки общепита, развлекательные детские площадки и тому подобное. Например, в Финляндии планируется выстроить целую деревню аутлетов, рядом с которыми располагались бы гостиницы и другая инфраструктура для туристов из России и других стран.
В условиях, когда зарубежные шопинг-туры стали для россиян невыгодны, отечественные аутлеты могли бы стать заменой заграничным.
По словам управляющего директора FASHION HOUSE Group Брендона О'Рейли, аутлеты можно рассматривать как антикризисную модель:
«Наша компания открыла первый аутлет-центр FASHION HOUSE Outlet Centre в Польше в 2004 году и с тех пор построила и успешно управляет уже пятью аутлет-центрами в Польше, Румынии и России. Их общая арендопригодная площадь составляет почти 100 тыс. кв. м. Индустрия моды в России находится на подъеме, россияне любят хорошо одеваться и высоко ценят как международные, так и местные бренды, так что здесь мы изначально видели большой потенциал. Аутлет предлагает оригинальные марки со скидками 30–70%, а это значит, что покупатели могут оптимизировать свои затраты и вложить свои средства максимально эффективно. В период кризиса эта модель особенно востребована. За последние 15 месяцев мы видим двузначный рост посещаемости и продаж».
Топ-менеджер считает, что его компании удалось заразить россиян аутлетоманией. Более 85% клиентов его аутлета регулярно посещают эту точку.
«С одной стороны, мы помогаем бизнесу: с помощью аутлета ритейлеры могут распродать оставшиеся коллекции. С другой стороны, у покупателя есть возможность купить качественный товар с большой скидкой. Как правило, аутлеты расположены на окраине, но имеют удобную локацию и обычно заполнены в выходные дни. Клиенты посещают их реже, но тратят здесь больше времени и денег в течение одного визита», – рассказал Брендон О’Рейли.
По мнению президента МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди» и председателя совета арендаторов ТЦ «Москва» Ольги Косец, востребованности аутлетов способствует динамика модных тенденций, позволяющая сбрасывать по приемлемой цене остатки коллекций круглый год.
«Покупатели тоже распробовали данный вид торговли и охотно едут в аутлеты, чтобы сохранить часть бюджета семьи. Да и серьезные компании уже охотно идут в такие центры – например, в работающем аутлете во Внуково в скором времени открывается первый магазин премиум-класса Loriblu», – поделилась эксперт.
Оптовый (складской) клуб предполагает продажу наиболее популярных товаров в укрупненной упаковке. Целевой аудиторией этого формата являются семьи и оптовики. Клубная карта дает право на скидки. Примером такой формы торговли являются «Ряды» в Санкт-Петербурге.
Ритейл-парк выглядит как несколько ангаров вокруг большой парковки, каждый из которых занимает крупный продавец.
Эти форматы, уже широко распространенные в Европе и США, решают одну или несколько проблем современной торговли: прежде всего, логистическую и финансовую (условия для поставщиков обычно очень выгодные за счет расположения за городом).
«Относительно складских клубов ситуация тоже подсказана временем — это короткий контакт продавца и покупателя с использованием новых информационных технологий. Причем такая организационная форма дает возможность тому же продавцу регулировать свое время, не тратя его на сидение в офисе, а имея возможность в течение дня позаниматься в спортзале, встретиться с партнерами или друзьями, и в то же время быть рядом с клиентом в случае его заинтересованности», – объяснила Ольга Косец.
Между тем, по мнению директора отдела исследований рынка CBRE Олеси Дзюбы, в настоящее время на рынке Московского региона не представлены реализованные проекты классических ритейл-парков:
«Близкие к данному формату – существующие торговые комплексы, состоящие из отдельных зданий, занятых крупными гипермаркетами: это комбинация гипермаркета Globus и «Леруа Мерлен» на Новорижском шоссе и в г. Климовск, а также гипермаркеты «Ашан» и «Леруа Мерлен» на 65-м км МКАД. Из строящихся проектов близких по формату, но все же не совсем ритейл-парки – проект 007-М7Ритейл-парк в Павлово-Посадском районе и ритейл-парк «Видное» на 28 км МКАД».
Эксперт считает, что в России в ближайшее время вряд ли приживется классический формат ритейл-парков. По мнению Олеси Дзюбы, он не является привлекательной опцией для девелоперов, так как экономика таких проектов не выдерживает конкуренции с классическими торговыми центрами.
При этом, говорит Олеся Дзюба, у формата складских клубов и оптоклубов в нашей стране есть неплохие перспективы из-за отсутствия явной конкуренции и снижения доходов покупателей.