Инвесторы получают сюрприз за сюрпризом: стремительный рост стоимости нефти, торговые войны, санкции, обесценивание бумаг крупнейших компаний. Как заработать в этих условиях?
Лето – пора отдыха и отпусков, однако именно в этот расслабленно-релаксационный период в российской экономике не раз происходили катаклизмы. Директор представительства «БКС Ультима» в Екатеринбурге Виктор Долженко дал рекомендации инвесторам.
В 2018 г. и американский фондовый рынок, и отечественный доставляют инвесторам поводы для волнений. В прошлом году вы рекомендовали покупать российские облигации и американские акции. Сейчас ваша позиция претерпела изменения?
– Пока нет. В начале апреля, когда на российском рынке мы столкнулись с новым витком санкционной войны, то ощутили всю прелесть диверсифицированной стратегии. Российские рублевые и корпоративные облигации показали себя защитными активами, по большинству выпусков снижение цен было в диапазоне до 5%, акции же улетели за пару дней на 20-30 %. Это была локальная буря, не повлиявшая на вложения в американский рынок акций. Курс рубля снизился, это добавило бумажной прибыли владельцам акций Apple, Facebook и пр.
Что касается российских облигаций, мы по-прежнему считаем, что государственные финансы РФ в очень хорошей форме: у нас низкий долг к ВВП, низкий дефицит бюджета, хорошие золотовалютные резервы. В 2017 г. инвестиции в рублевые облигации принесли фантастические 16-18%, половину дохода дали купонные платежи, половину – рост стоимости облигаций на фоне снижения ключевой ставки. В текущей ситуации инвесторы получают 7,25%, и сверхдоходности в 2018 г. не стоит ждать.
Полагаю, что правительство удержит инфляцию на текущем уровне. Цены на нефть находятся на максимуме за три года, поэтому и за курс национальной валюты я бы не переживал – он постепенно опустится ниже 60 руб. за доллар. В таких условиях надо получать фиксированную доходность в российских облигациях.
Источник: БКС
Американский рынок с начала года демонстрирует снижение. Стоит ли в него инвестировать?
– С начала 2018 г. американский рынок акций действительно замедлился. И мы начали обсуждать, стоит ли в этих условиях уделить чуть больше внимания российским акциям. Но буквально через неделю были введены новые санкции, на этом фоне акции Сбербанка упали на 15%, а РУСАЛа и вовсе на 50%. Российский рынок с завидной регулярностью напоминает нам о своей спекулятивности. Это хорошая возможность для профессиональных инвесторов, но нервирует пассивных инвесторов, которые составляют ядро любого подразделения private banking.
Выбирая бизнесы для инвестирования, мы смотрим, чтобы экономика государства была большой, растущей, готовой создавать и потреблять инновации и чтобы в стране были высокие стандарты корпоративного управления. США и Европа этим критериям соответствуют. В течение 40 лет среднегодовой темп роста американского фондовый рынка составлял ок. 6%. Экономика США растет, инновации активно внедряются. К сожалению, в России нет таких компаний, как Tesla и Facebook, которые все-таки в большей степени определяют наше будущее, нежели, условно, компании, фокусирующиеся на добыче природных ресурсов.
Возможно, в 2018 г. инвестиции в американский рынок на примере S&P 500 принесут 6% годовых, а не 18%, как в 2017 г. Тем не менее, риски российского рынка акций очевидно выше, выше ли потенциал – большой вопрос.
Источник: БКС
Что делать тем, кто верит в светлое будущее сырьевых компаний?
– Варианты есть. Например, если инвестор полагает, что цены на нефть будут расти, можно взять бумаги Exxon Mobil и Total или Газпром и Роснефть, либо приобрести ETF-фонд, динамика которого зависит от цен на нефть, тогда мы устраним корпоративный риск из инвестиционного процесса.
Вы упомянули компанию Facebook, но ее акции в этом году упали в цене…
– Да, но на 15%. Многие инвестиционные дома на рынке сохраняют позитивный взгляд на бизнес этой компании. Не надо забывать о том, что ей принадлежат WhatsApp и Instagram. Хорошую динамику в этом году демонстрирует Twitter, с начала года акции прибавили порядка 35%. Важно формировать портфель, не покупая на все одну «любимую акцию». В целом ситуация с американскими технологичными компаниями продолжает быть позитивной.
Инвестиционные дома говорят об увеличении объема портфелей. Соответствует ли это действительности? За счет чего происходит рост?
– Нового богатства нет, по крайней мере мы не видим значительного количества людей, разбогатевших за последние пару лет. Однако индустрия в целом и наш офис, в частности, действительно здорово растут. Инвестиционные предпочтения клиентов меняются: 1,5-2 года назад люди активно извлекали «оборотку» из бизнеса, предпочитая на фоне снижения рентабельности вкладывать деньги, например, в еврооблигации. Инвестировавшие в недвижимость сейчас используют любую возможность, чтобы сократить в ней свои позиции. И, разумеется, большой эффект принесло снижение ставок по банковским вкладам.
Кроме того, государство стимулирует присмотреться к рынку инвестиций людей, ранее от него далеких.
Повышение пенсионного возраста неизбежно, и власти постараются по максимуму снять с себя ответственность за будущее человека и делегировать ее ему самому. В этих условиях необходимо предоставить людям инструмент, с помощью которого они могут формировать сбережения.
Наша страна не «изобретает велосипед»: американцы обратились к фондовому рынку, осознав, что на государство не стоит рассчитывать. Были сформированы пенсионные счета, на которые граждане начали переводить деньги и возвращать уплаченные налоги. В России эту задачу решает ИИС.
Следующий большой шаг в сторону инвестора был сделан в 2017 г.: когда доходность по корпоративным облигациям с точки зрения налогообложения приравняли к депозитам: вы не платите НДФЛ, если доход не превышает размера ключевой ставки +5%. Кроме того, была запущена программа народных ОФЗ, покупка которых даже с точки зрения оформления документов напоминает открытие вклада. На момент размещения средняя доходность в рублях по этим бумагам составляла 8,2%. Замечу, что в ОФЗ можно вложить от 30 тыс. до 30 млн. рублей.
С чего вы рекомендуете начать знакомство с рынком инвестиций?
– С такого устойчивого рынка, как рынок облигаций – корпоративных и государственных. Облигация – это классическая долговая расписка. Единственный риск – это риск дефолта или банкротства компании, рыночный риск инвестор на себя не принимает. Разумеется, если вам срочно потребуются деньги, и в этот момент ваши облигации будут стоить меньше, чем при покупке, вы понесете убыток. Дождавшись срока погашения по облигации, вы нивелируете рыночный риск.
Инвестировать в облигации достаточно просто. За последний год мои многие знакомые разобрались в этом инструменте. К тому же, он не требует постоянного внимания и сопровождения.
Раньше состоятельные люди предпочитали держать деньги за границей. Но государство предприняло ряд действий для раскрытия «зарубежных кошельков» россиян, кроме того, западные страны все чаще применяют санкции в отношении наших соотечественников. Как это в комплексе влияет на настроения инвесторов?
– Они фокусируют инвестиции в России. Пять назад все хотели открыть офшор, иностранный банковский счет – это было модно и выгодно. Около трех лет назад люди начали закрывать офшоры и два года назад – зарубежные банковские счета. Сейчас инвесторы, в том числе ультра состоятельные, говорят, что не видят ценности в хранении активов в европейских банках и осознают сопряженные с этим риски. Они хотят инвестировать в ценные бумаги зарубежных компаний, используя для этого российские платформы, в частности, компании БКС. Замечу, что в этом случае мы выступаем налоговым агентом и сами отчитываемся об инвестиционных доходах клиентов перед фискальными органами.
Я убежден: сейчас зарабатывать на рынке ценных бумаг легче и безопаснее в России. Отечественные компании, в частности Финансовая группа БКС, обладают инфраструктурой, позволяющей инвестировать из России по всему миру.