Меню

Автобусам дали по тормозам

Разговоры о необходимости в обязательном порядке оснастить все автобусы системами АБС велись уже давно. В Свердловской области только за семь месяцев текущего года зарегистрировано 100 ДТП с участи

С августа в Свердловской области вслед за другими регионами России в ГИБДД прекращают регистрировать новые автобусы, не оборудованные антиблокировочной системой тормозов (АБС). Как утверждают эксперты, катастрофических последствий это не вызовет — производители успели приспособиться к новым правилам. Однако, если власти пойдут дальше и выдвинут аналогичные требования к легковушкам, удар для отечественного авторынка будет существенным.

Разговоры о необходимости в обязательном порядке оснастить все автобусы системами АБС велись уже давно. В Свердловской области только за семь месяцев текущего года зарегистрировано 100 ДТП с участием автобусов. В этих авариях погибло 2 и ранено 137 человек.

В разработке нового положения участвовали многие ведомства — от Минпромнауки до Госстандарта и Минтранса. Принять окончательное решение смогли не сразу: все упиралось в то, что не все отечественные производители могли укомплектовать свои машины системами АБС. Российскому автопрому и так постоянно приходится конкурировать со вторичным рынком машин из Европы, так что подобный удар был бы совсем некстати. Последним о своей готовности к введению запрета рапортовал ГАЗ — здесь начали оснащать автобусы антиблокировочной системой в июле. А уже 11 августа, сообщила инспектор по пропаганде областной ГИБДД Ольга Бельская, из МВД России пришло «Решение о сертификации автобусов и специальных пассажирских транспортных средств», в соответствии с которым «выпущенные после 15 августа 2004 г. автобусы, не оборудованные АБС, регистрировать запрещается». Исключение сделано только для машин с полноприводным шасси, поскольку они предназначены для движения по бездорожью, где потребность в антиблокировочной системе минимальна. Уже зарегистрированные автобусы без АБС подвергаться переделкам не будут.

Продавцов автобусов инициатива ГИБДД не смущает. Алексей Седов, начальник отдела продаж компании «Автоспецмаш»: Сейчас уже практически все автобусы идут с АБС. На многих стоят импортные системы. Установка АБС повлияла на цену машины совершенно незначительно. Как сообщили в автосалоне компании «Лаки-Моторс», цена «Газели», оснащенной АБС фирмы Bosch, поднялась всего на 3 тыс. руб. На другие автобусы ставят системы немецкой компании Knorr-Bremse или белорусского производства.

Не пострадают от новых правил и продавцы подержанной импортной техники. В компании «ДДТ», торгующей, в том числе, корейскими автобусами, корреспонденту «ДК» сообщили, что не ожидают каких-то негативных последствий для своего бизнеса. Вся техника поступает уже после 3-5 лет эксплуатации, так что новые правила коснутся «ДДТ» не скоро.

Говорить о том, насколько автобусы стали безопаснее после введения новых требований, пока рано. Кто-то высказывает мнение, что технику станет сложнее обслуживать. Как рассказали корреспонденту «ДК» в одном из автосалонов города, некоторые водители жалуются на новую систему — не привыкли к особенностям вождения машин с АБС. Большинство шоферов по старинке балансируют на грани юза, дозируя усилие на педаль тормоза, в то время как с антиблокировочной системой для быстрой остановки нужно тормозить «в пол». Есть сомнения и в надежности устройств. Правда, разделяют их не многие. Дмитрий Лукин, начальник отдела компании «Стройкомплект», которая занимается продажей спецтехники и тяжелых автобусов, утверждает, что статистика отказов АБС стремится к нулю: АБС делится на блок управления и исполнительную часть. До сих пор к нам не поступило ни одной рекламации по поводу их работы. Ни по системам иностранного производства, ни по отечественным.

По сути, новые правила ГИБДД лишь документально закрепили уже сложившееся положение вещей. Однако Федеральная служба по надзору за транспортом — один из инициаторов введения обязательной АБС для автобусов — не собирается останавливаться на достигнутом. По мнению руководителя службы Александра Нерадько, с 2007 г. антиблокировочной системой и подушками безопасности следует оснащать всю продукцию отечественного автопрома. Кроме того, обсуждается возможность полного запрета на эксплуатацию авто без подобных систем. Если эти правила будут приняты, то Россия рискует стать страной с самыми жесткими требованиями к автомобилям по безопасности.

Впрочем, некоторые наблюдатели ставят под сомнение чистоту помыслов российских чиновников, подозревая их в лоббировании интересов единственного в стране предприятия по производству подушек безопасности — «Автопласт-Инжиниринг» (г. Октябрьск Самарской области). Эта компания оснащает своей продукцией экспортные модели ВАЗа. Однако с установкой дополнительного оборудования на российские авто могут возникнуть сложности. Как скажется такой шаг на машинах, которые конструктивно не приспособлены к этому, никто не знает. По данным «ДК», ни один екатеринбургский автосервис за такие работы не берется. Если же антиблокировочную систему и подушки безопасности ставить на новые машины, это лишит их последнего конкурентного преимущества — цены. Например, «девятка» в этом случае подорожает на 30-40%.

Обратная связь:

silantev@apress.ru

СИТУАЦИЯ

По информации холдинга «РусПромАвто», объединяющего несколько автобусных заводов страны (ПАЗ, ГолАЗ, ЛиАЗ, КАвЗ и т.д.), автотранспортные предприятия России по-прежнему бедствуют: парк больших и особо больших автобусов изношен на 80%, парк средних машин — на 65-70%, малых — на 45-50%. Средний возраст автобусов в некоторых регионах достигает 14 лет. Из бюджета страны выделяется крайне мало средств для финансирования общественного транспорта, так что больших надежд на его обновление нет. Алексей Седов считает, что областной рынок автобусов крайне узок. В месяц по области продается около 15 больших и средних автобусов отечественного производства. Большая часть проданных машин — «Газели», их покупают по нескольку сотен в год.

ЗА РУБЕЖОМ

Национальный департамент транспортной безопасности США рекомендовал автопроизводителям оснащать новые автомобили «черными ящиками» — устройствами, которые могли бы записывать данные о скорости движения, использовании ремней безопасности, режиме работы тормозной системы и т. д. Наличие подобных устройств, по мнению специалистов, заметно упростит разбор серьезных аварий. Автопроизводители тоже могут почерпнуть из расшифровок немало сведений, способных улучшить новые системы безопасности.

По предварительным оценкам, в настоящее время около 15% автомобилей в развитых странах уже оснащены приборами, позволяющими записывать различную информацию о режимах движения, — в основном новейшие модели. Как прогнозирует Национальная администрация безопасности движения США, в текущем году подобными устройствами оборудуют от 65% до 90% новых автомобилей.

В августе 2004 г. американская страховая компания Progressive начала эксперимент, который даст автомобилистам шанс снизить страховые взносы за свои машины. Желающие получают прибор размером со спичечный коробок для установки в своем транспортном средстве. «Коробок» будет отслеживать скорость езды, расстояние, записывать сведения о том, в какое время и по каким дорогам совершаются поездки. Каждые несколько месяцев клиент страховой компании должен снимать показания со своего прибора и отсылать их страховщику.
В зависимости от «качества» езды компания будет предоставлять своему клиенту скидку на страховой взнос от 5% до 25%. Одну из самых больших скидок получат водители, избегающие садиться за руль в наиболее опасное время — с полуночи до 4 часов утра.