Меню

Автодилеры города не провалили 2013 г.

Автодилеры Екатеринбурга в прошлом году заранее готовились к спаду продаж. В итоге даже просевший на 6% рынок не удержал их от открытия новых автоцентров и добавления в свои портфели дилерских марок.

В 2012 г. авторынок Екатеринбурга показал рост в 14%. Дилеры надеялись, что продажи подрастут и в 2013 г. — хотя бы на уровне 5%. Результат вышел прямо противоположный — рынок упал на 6%, за год в городе удалось продать 94 394 новые легковушки. Автодилеры утверждают: шоком для них это не стало — тревожные звоночки они почувствовали уже в 2012 г.

«Тогда рост прекратился, и потихонечку начался спад. Эта тенденция продолжалась весь прошлый год, постепенно усиливаясь. Та же картина — в начале 2014 г.», — говорит Анатолий Бартенев, гендиректор ГК «Автобан».

Вдобавок в прошлом году Свердловская область с треском вылетела из тройки лидеров топ-50 регионов России с самым большим объемом продаж новых иномарок. Область стабильно шла следом за обеими столицами в течение нескольких лет, а в 2013 г. опустилась сразу на восьмое место, пропустив вперед Татарстан, Краснодарский край, Башкирию и Самарскую область. Участники рынка солидарны: потеря позиций в рейтинге прискорбна, но сами они изменить ситуацию не в силах — авторынок идет следом за экономикой всей области.

Хоть стой, хоть падай

По словам Вадима Менаджиева, гендиректора УК «Оками», прошлогодний спад продаж был закономерным, и дальновидные дилеры его ждали: до 2012 г. рынок восстанавливался после кризиса - продажи увеличивались вместе с ростом экономики в целом и покупательной способности населения: 

«У людей было ощущение благополучия и устойчивости, потому они не боялись делать дорогостоящие покупки. В результате спрос на автомобили в 2012 г. оказался очень высоким, а с ним — и динамика продаж. Но взрыв спроса привел к быстрому насыщению рынка. В прошлом году продажи стали ощутимо меньше по естественным причинам: невозможно покупать бесконечно, спрос рано или поздно удовлетворяется».

Автодилеры добавляют: сдерживало рынок и нагнетание страстей. Сергей Флягин, гендиректор ГК «Восточный ветер»:

«Постоянные разговоры и публикации о грядущем новом кризисе отражались на настроениях покупателей. Плюс отсутствие позитивных изменений в экономике страны — за счет инфляции семейный доход в целом не вырос, так что стимула к обновлению транспорта не было».

Анатолия Бартенева ожидание нового кризиса настораживает:

«Самое плохое, что разговоры о нем продолжаются — я сам недавно слышал, что вот-вот начнется кризис и продлится аж до 2030 г. Это сказывается — люди откладывают покупку машины до лучших времен. Но народ постепенно начинает привыкать к страшилкам — надеюсь, слухи в этом году уже не будут иметь такое влияние на покупателей».

При этом участники рынка подчеркивают: абсолютно провальным год для них не был. Продажи упали только по ряду позиций — в основном это коснулось моделей массового сегмента.

«Больше всего пострадали отечественные дешевые бренды и среднеценовой сегмент иномарок. Но и среди последних некоторым удалось добиться хорошей положительной динамики: Renault, SsangYong, Honda, Subaru», — перечисляет  г-н Флягин.

Также, по словам дилеров, в 2013 г. выстрелили корейские KIA и Hyundai, выпустившие новые марки — Rio и Solaris соответственно. Абсолютным бестселлером прошлого года стала новинка концерна Renault — Duster. «Производитель смог очень быстро нарастить мощности — выпуск Duster начали в конце 2012 г. и оперативно подняли производство до 100 тыс. авто в 2013 г.», — говорит г-н Бартенев. И добавляет: в прошлом году просели продажи машин концернов Volkswagen и Chevrolet. VW пострадал от внутренних причин — в компании часто менялось руководство. А американский бренд, удерживавший лидерство по продажам в Екатеринбурге несколько лет, опрометчиво не обновил модельную линейку. «Видимо, почивая на лаврах, проспали время. И в этом году новинок от Chevrolet тоже не ожидается», — считает глава «Автобана».

Также в прошлом году вырос сегмент SUV (Sport Utility Vehicle — «спортивно-утилитарный автомобиль»), и продолжает набирать обороты. По данным г-на Менаджиева, в этом январе компания продала на 25% больше таких авто марки Mitsubishi, чем в прошлом. Помимо этого в 2013 г. рост показал премиальный сегмент (вопреки общерыночной тенденции). Это тоже дало преимущества дилерам.

«Да, такого бурного роста, как в 2012 г., уже не наблюдалось. Но не было и ощутимых потерь. Думаю, наша ситуация лучше всего описывается словом стабильность», — поясняет Вадим Менаджиев.

Смотрите также ТОП-30 продаж легковых автомобилей в Свердловской области в 2013 г.

Автодилеры говорят, что традиционно высокая в России стоимость автокредитов могла бы сдерживать рынок — средняя процентная ставка в прошлом году составила около 14,6%. Но доля кредитных машин выросла в салонах Екатеринбурга на 15% — сегодня почти половину авто берут на заемные деньги. К тому же в город приходят банки самих автопроизводителей, которые предлагают хорошие условия по займам, — для них главное не процентная прибыль, а рост продаж.

Вдобавок, по словам г-на Флягина, в прошлом году спрос на авто подогревал повторный запуск госпрограммы льготного автокредитования. Впервые российские власти ввели антикризисную меру в 2009 г. — банкам субсидировали величину процентной ставки, а они выдавали населению дешевые автокредиты. В итоге к концу 2011 г. займы взяли 263 тыс. человек против ожидаемых 200 тыс., и Россия заняла второе в Европе место по количеству проданных новых машин. В июле 2013 г. государство вновь стало финансировать большую долю ставки по процентам для заемщика, покупающего иномарку или российское авто стоимостью до 750 тыс. руб. в кредит. Программой воспользовались 260 тыс. человек. Изначально планировалось, что госпрограмма будет работать до апреля 2014 г., однако в прошлом декабре ее свернули — глава российского Минпрома Денис Мантуров объявил: задачи по поддержанию уровня производства авто решены. Но уже в январе вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что госпрограмму могут продлить, если ситуация на авторынке будет ухудшаться.

По словам Анатолия Бартенева, это заявление только навредило:

«Конечно, если программу продлят, это поддержит рынок. Но нельзя говорить такие слова задолго до старта — рынок реагирует мгновенно. Сейчас часть людей приостановили свои планы по покупке авто — ждут второго квартала».

Вадим Менаджиев добавляет: госпрограмма была рассчитана на автомобили падающего массового сегмента. И все факторы указывают на то, что он будет падать и дальше — независимо от льгот.

«Можно предположить, что эта программа была временной поддерживающей мерой — чтобы дилеры бюджетных авто, терпящие убытки, смогли как-то перестроиться, пересмотреть свою стратегию. Вопрос лишь в том, хватило ли им времени. А в целом рынок диктует свои условия, и автомобилей массового сегмента на нем должно быть ровно столько, сколько необходимо для удовлетворения спроса».

Нерезиновый миллионник

По словам участников рынка, спешно перестраивать бизнес-процессы под работу на падающем рынке не пришлось. Компании давно параллельно с продажами развивали сервис и последпродажное обслуживание автомобилей, гарантийный и постгарантийный ремонт и др. «Если торговля в прошлом году упала, то услуги, наоборот, выросли. Сегодня автобизнес не так велик по объему — в продажах, в оборотах. Но послепродажное обслуживание весьма рентабельно», — отмечает Анатолий Бартенев. Глава «Оками» добавляет: задачи совершенствовать бизнес-процессы и улучшать сервис актуальны всегда.

«Никто не сидел и не ждал, пока его клюнет жареный петух. Ситуация на рынке меняется, и имеет смысл говорить о специфических доработках в стратегии компании. Мы, например, планируем в этом году уделить особое внимание программам клиентской лояльности. Конкуренция на рынке высочайшая, спрос постепенно насыщается. Необычные бонусы для клиентов — единственное, что может выделить автодилера среди других», — убежден Вадим Менаджиев.

В итоге замедление продаж в прошлом году не заставило участников рынка отказаться от открытия новых автосалонов. Как рассказала «ДК» Наталья Райская, завсектором организации торговли городского комитета по товарному рынку, в 2013 г. Екатеринбурге открылось шесть автоцентров — построенных с нуля: Тойота Центр Екатеринбург Север на ул. Восточной, Nissan на ул. Шефской, KIA на ул. Металлургов, Luxgen на ул. Новосибирской второй, SsangYong и Nissan на ул. Новосибирской. Плюс — автосалон Renault в Каменск-Уральском. Также в конце года в Екатеринбурге появился третий дилер Mercedes-Benz — «АСМОТО МБ». Новый автоцентр немецкой марки открылся на ул. Билимбаевской. В итоге уральский мегаполис занял 16 место среди российских городов по степени обеспеченности официальными дилерскими центрами иномарок — здесь работает 78 дилеров, на каждые 17,8 тыс. горожан приходится по автоцентру. Еще целый ряд салонов открылись за счет реконструкции площадок: Lada на ул. Селькоровской, Mitsubishi на ул. Маневровой, Ford на ул. Шефской. «Дельта-центр» переехал из Березовского на Московский тракт, автоцентр «Британия» — с ул. Машинной на ул. Металлургов.

Как говорит Григорий Балакин, управляющий партнер ГК «УралФрансАвто-Авантайм-Британия-Конкорд», множества открытий новых автоцентров в Екатеринбурге в 2014 г. ждать не стоит:

«Насколько я знаю, автопроизводители сейчас новых дилеров в Екатеринбурге не ищут — им интереснее малые города. Мы, например, в прошлом году открыли салон Nissan в Нижнем Тагиле. Если два года назад машин этой марки там покупалось ноль, то сейчас мы в месяц продаем по 80 авто. Людям удобно покупать и обслуживать машины рядом с домом, традиция ездить за покупками в Екатеринбург уходит в прошлое».

По словам участников рынка, сейчас автопроизводители обратили внимание и на Каменск-Уральский. Причем требования к автоцентрам в небольших городах гибче.

«Раньше стандарт был один для всех — и для городов-миллионников и для стотысячников. Теперь  практически все бренды разработали отдельные требования — салоны в малых городах можно строить компактные, а не на 800 квадратов», — поясняет Анатолий Бартенев.

Однако Вадим Менаджиев с коллегами не согласен: «Нет у производителей таких предпочтений — строить новые автоцентры только в небольших городах региона. Свои специфические преимущества есть у открытия автоцентров как в Екатеринбурге, так и в городах области». По словам Натальи Райской, в 2014 г. в Екатеринбурге запланировано открытие восьми автоцентров. Однако каких именно марок, в мэрии не уточняют.

Конкурент временно недоступен

Также в прошлом году заметно сдвинулось развитие вторичных продаж, появились авторынки новой формации. Так, в феврале учредитель автокомплекса «Березовский привоз» и автоцентра «Ландо» Андрей Бабкин заявил об объединении компаний. До этого предприятия шли разными курсами: «Березовский привоз» торговал авто с пробегом, «Ландо» был дилером грузовиков KIA, Hyundai, Foton, BAW и др. и отечественных легковушек. Теперь перед единой структурой, ГК «Березовский привоз», стоит задача завоевать позиции на региональном рынке коммерческого транспорта, при этом удерживая лидерство на рынке УрФО по легковым автомобилям с пробегом. Грузомолл специализируется на грузовой и спецтехнике — ранее в России было две крупных площадки вторичных продаж коммерческого транспорта: в Москве и Владивостоке.

Спустя полгода авторынок «У Белой башни», самая известная в городе площадка по торговле подержанными авто, работавшая с 1993 г., открылась в новом формате — как торгово-технический центр в 47 тыс. кв. м. По замыслу управляющих, автомолл должен был объединить черты автоцентров и автомагазинов.

«Мы достигли одной из главных стратегических целей — открыли автомолл с уникальной для региона концепцией:    автосалон подержанных машин, автосервис на 14 постов со всеми видами ремонтных работ и торговый центр с автотоварами — более 100 магазинов, где есть запчасти, комплектующие и аксессуары для всех машин. План на 2014 г. один — стать крупнейшей площадкой по купле-продаже подержанных авто в регионе», — комментирует Сергей Пушкарь, гендиректор автомолла «Белая башня».

Автодилеры города кардинально расходятся в оценках новых игроков. Сергей Флягин:

«Для автоцентров автомоллы и грузомоллы — это, несомненно, конкуренты. Когда на одной площадке сосредоточено много автомобилей, в том числе с пробегом, у покупателя есть хорошая возможность найти вариант, подходящий по состоянию и цене. Иномарка с пробегом очень часто комфортнее и надежнее современных отечественных предложений, и в то же время значительно дешевле нового аналога в салоне. Частный сектор — физлица и ИП — рассматривает предложения грузомоллов. В легковом сегменте направление автомоллов также весьма перспективно».

Другие участники рынка убеждены, что дилеры и автомоллы работают в разных сегментах, и их интересы не пересекаются.

«Нельзя сказать, что авторынки могут конкурировать с автодилерами. Целевая аудитория у них все-таки существенно отличается. Клиенты авторынков — это люди, готовые осуществлять диагностику, восстановление и продажу авто своими силами. Или не делать этого вовсе. Тогда как в автоцентры обращаются люди, желающие доверить эти вопросы профессионалам. Кроме того официальные дилеры гарантируют чистоту сделки и достоверности технического состояния, чего не могут предложить авторынки», — поясняет Вадим Менаджиев.

В конце прошлого года известная в городе компания, торговавшая подержанными авто, — «АвтоСмайлГрупп», оказалась в центре скандала. Клиенты обвинили гендиректора Дмитрия Округина в мошенничестве: люди сдавали компании машины на реализацию, но денег не увидели, и авто вернуть не смогли. Следователи осмотрели квартиры руководителей фирмы, провели обыск в офисе компании и возбудили уголовное дело. Совладелец «АвтоСмайлГрупп» Денис Калагин заявил 66.ru, что владельцы машин получат деньги «в ближайшее время».

Расследование продолжается, г-ну Округину грозит до десяти лет тюрьмы. Автодилеры города наблюдают за ситуацией отстраненно.

«Каждый автосалон занимается вторичным рынком. Но на 95-98% это работа по системе трейд-ин, а просто так машины для перепродажи мы почти не берем. Поэтому на автодилерах эта история не отразилась», — рассуждает Анатолий Бартенев.

Дожить до весны

Автодилеры настраиваются на непростой 2014 г. Григорий Балакин убежден: показатели 2012 г. останутся для рынка недостижимым идеалом.

«Ситуация в разных сегментах и брендах ожидается неоднородной: кроссоверы продолжат увеличивать долю рынка, седаны — ее терять. Люксовые марки будут и дальше показывать рост, в том числе за счет захвата клиентов из несвойственных ценовых категорий — от 1 млн руб. В плюсе, как обычно, окажутся те бренды, которые выпустят в этом году интересные новые модели», — комментирует г-н Балакин.

Сергей Флягин предполагает: в марте правительство РФ предпримет шаги, которые определят тенденцию экономики на год и заставят бизнес скорректировать стратегии. В зависимости от этого рынок либо продолжит вяло стагнировать, либо покажет небольшую динамику — в районе 5%.

«При этом более дешевые бренды, в первую очередь, отечественные, смогут несколько восстановить свои позиции, за счет госпрограммы льготного автокредитования. Одновременно продолжит расти премиум-сегмент».

По словам г-на Менаджиева, в 2014 г. прошлогодние тенденции еще больше укрепятся — продолжится рост продаж авто премиум-класса и сегмента SUV: «Также ряд автопроизводителей и аналитиков прогнозирует рост популярности субкомпактных моделей в больших городах».

Глава ГК «Автобан» резюмирует:

«Я всегда говорил, что автобизнес — это зеркало нашей экономики. Как будет чувствовать себя экономика страны, такие результаты покажет и наш рынок. Пока перспективы нерадужные: правительство не обещает, что ситуация в экономике улучшится. Авторынку падения не избежать. Хорошо, если оно будет не больше 5%».