По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, госпрограмму льготного кредитования, подогревшую спрос на авто в 2013 г., могут продлить. Автодилеры города констатируют: это заявление рынку навредило.
В прошлом году авторынок Екатеринбурга упал на 6%, за год в городе удалось продать 94 394 новые легковушки. При этом участники рынка подчеркивают: абсолютно провальным год для них не был. В частности, спрос на авто подогревал повторный запуск госпрограммы льготного автокредитования. Впервые российские власти ввели антикризисную меру в 2009 г. — банкам субсидировали величину процентной ставки, а они выдавали населению дешевые автокредиты. В итоге к концу 2011 г. займы взяли 263 тыс. человек против ожидаемых 200 тыс., и Россия заняла второе в Европе место по количеству проданных новых машин.
В июле 2013 г. государство вновь стало финансировать большую долю ставки по процентам для заемщика, покупающего иномарку или российское авто стоимостью до 750 тыс. руб. в кредит. Программой воспользовались 260 тыс. человек. Изначально планировалось, что госпрограмма будет работать до апреля 2014 г., однако в прошлом декабре ее свернули — глава российского Минпрома Денис Мантуров объявил: задачи по поддержанию уровня производства авто решены. Но уже в январе вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что госпрограмму могут продлить, если ситуация на авторынке будет ухудшаться.
По словам гендиректора ГК «Автобан» Анатолия Бартенева, это заявление только навредило:
«Конечно, если программу продлят, это поддержит рынок. Но нельзя говорить такие слова задолго до старта — рынок реагирует мгновенно. Сейчас часть людей приостановила свои планы по покупке авто — ждут второго квартала».
Гендиректор УК «Оками» Вадим Менаджиев добавляет: госпрограмма была рассчитана на автомобили падающего массового сегмента. И все факторы указывают на то, что он будет падать и дальше — независимо от льгот.
«Можно предположить, что эта программа была временной поддерживающей мерой — чтобы дилеры бюджетных авто, терпящие убытки, смогли как-то перестроиться, пересмотреть свою стратегию. Вопрос лишь в том, хватило ли им времени. А в целом рынок диктует свои условия, и автомобилей массового сегмента на нем должно быть ровно столько, сколько необходимо для удовлетворения спроса».