Меню

Автодилеры и автомобилисты въехали в 2013 г.

Прошлый год преподнес немало сюрпризов автодилерам и автовладельцам: первые столкнулись с необъяснимым спадом продаж, вторые привыкали к резко выросшим штрафам и искали свои машины на штрафстоянках.

В 2012 г. авторынок Екатеринбурга показал рост в 14%: автодилеры продали 97 348 новых легковых авто. При этом продажи замедлялись – показатели падали не только по сравнению с прошлым годом, но и от месяца к месяцу. Если летом в Екатеринбурге ежемесячно продавалось более 8,5 тыс. машин (в июне - более 9 тыс.), то в сентябре - уже 8 360. Гендиректор «Auto-Dealer-Екатеринбург» Михаил Чаплыгин констатирует парадокс: в низкий сезон, летом, реализовано больше машин, чем в обычно высокий осенний.

Причем нехарактерный спад продолжился. Как рассказывала управляющая автоцентром «Хонда на Новосибирской» Наталия Нагорнова, динамика продаж стала замедляться с октября. В декабре, впервые с 2009 г., рынок Екатеринбурга по итогам одного месяца показал отрицательную динамику. Однако, как сообщили «ДК» в ГК «Автобан», спад продаж в IV квартале не помешал участникам рынка достичь запланированных на 2012 г. показателей.

Более того - в прошлом году после долгой паузы компании стали массово открывать новые автосалоны. В феврале начал работу автоцентр Jaguar, в марте – Citroen и Ford, а также Renault – в Березовском. Осенью в Екатеринбурге появился еще один салон французского бренда и автоцентр Hyundai, в Серове – автосалон Nissan. Для сравнения – в 2011 г. в Екатеринбурге открыты три автоцентра. Масштабный ввод новых салонов стал неожиданным и для мэрии: в начале 2012 г. городские власти ожидали открытия только двух. Правда, сами автодилеры дают сдержанные оценки. По словам управляющего партнера ГК «УралФрансАвто-Авантайм-Британия-Конкорд» Григория Балакина, эти проекты были давно запланированы участниками рынка и отложены из-за кризиса 2008 г. Как добавляет гендиректор сети автоцентров «Оками» Вадим Менаджиев, активного роста рынка сейчас не наблюдается, поэтому не стоит связывать появление значительного числа новых автоцентров с активным увеличением спроса на автомобили: «Действительно, часть автоцентров была запланирована или начала строиться еще до кризиса».

Г-н Балакин поясняет: от 2013 г. автодилеры ждут умеренного роста: «За резким всплеском неминуемо следует падение. Таких «качелей» не хотелось бы – для рынка вполне достаточно роста в районе 5%». В горадминистрации ожидают, что продажи новых автомобилей будут уверенно расти. По словам главного специалиста комитета по товарному рынку мэрии Натальи Райской, на 2013 г. запланировано открытие еще пяти автоцентров: Nissan на ул. Шефской (рядом с ТЦ Castorama), Volkswagen на ул. Бабушкина (в районе ТЦ Okey), Toyota на ул. Восточной и Nissan на ул. Новосибирская 2-я. «Также в городе стали развиваться и открываться мотоцентры – сегодня их пять. В 2013 г. ожидается открытие еще двух – на ул. Куйбышева и на ул. Бакинских комиссаров. Оба центра будут работать под брендом Yamaha», - комментирует г-жа Райская. В ГК «Автобан» не исключают, что открытий будет больше: «Многие импортеры автомобилей повысили к Екатеринбургу свой интерес, после того как мы обогнали Москву по росту потребления». А по словам Вадима Менаджиева, с увеличением количества автоцентров вырастет и число реализуемых автомобилей: «А это значит, что больше людей смогут приобрести авто без ожидания. В зависимости от развития ситуации с ценами на нефть, а также от ряда других факторов, в 2013 г. увеличение объема продаж может составить от 5 до 15%».

Штрафы настоялись

Автовладельцам тем временем пришлось привыкать к новым правилам. С января прошлого года талон техосмотра стал нужен только чтобы оформить полис ОСАГО – контроль ТО перешел из компетенции ГИБДД к аккредитованным коммерческим пунктам. В регионе год начался с неразберихи: на конец января 2012 г. аккредитацию прошли 93 из 116 станций ТО. Не всем аккредитованным хватило бланков техосмотра – 68,5  тыс. талонов, которые имелись в ГИБДД, распределили между 38 точками. В Екатеринбурге талоны получили всего шесть станций. Остальные – простаивали и терпели убытки. Талонный кризис спровоцировал огромные очереди на пунктах ТО. Ситуацию удалось выровнять к началу февраля 2012 г.

По оценке замначальника областного УГИБДД ГУ МВД РФ Алексея Габдорахманова, за год процедура техосмотра не стала ни проще, ни сложнее: «Частные операторы и раньше работали параллельно с ГИБДД, выбираясь по конкурсу. А по статистике – число ДТП, вызванных техническими неисправностями машин, медленно, но неуклонно растет». Однако, по словам юристов, нововведение сделало прохождения ТО конкурентным рынком, и для водителей процедура стала удобной. «Я сам собственник трех машин. Все техосмотры на мне. Раньше это было кошмаром – за неделю-две нужно было звонить на станцию ТО, записываться, ждать очереди. Теперь – позвонил, в тот же день приехал, за 30-45 минут прошел осмотр и получил талон. Точек техосмотра стало больше, их владельцы делают все, чтобы привлечь клиентов – минимизируют сроки прохождения ТО, создают удобный сервис для автовладельцев», - комментирует президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов Игорь Упоров.

Летом 2012 г. в силу вступил целый ряд изменений для автомобилистов – заработал пакет поправок в КоАП. За остановку или стоянку с нарушением требований дорожных знаков или разметки дороги теперь полагается штраф в 1,5 тыс. руб. Столько же – за езду по полосе для маршрутных транспортных средств или остановку на ней. Ужесточились санкции за нарушение правил остановки или стоянки: на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним - 1 тыс. руб. (ранее – 300 руб.), в тоннеле – 2 тыс. руб. (ранее – 300 руб.), на остановочных пунктах или ближе 15 метров к ним – 1 тыс. руб. За остановку или стоянку на трамвайных путях – 1,5 тыс. руб. «Откровенно говоря, не представляю, кто запаркует свое авто на трамвайных путях и уйдет по делам. А вот стоянка далее первого ряда от края проезжей части в Екатеринбурге – дело частое», - рассуждает представитель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Георгий Бадьин. Штраф за такую стоянку также составляет 1,5 тыс. руб.

В три раза выросли суммы штрафов за нарушения правил движения в жилых зонах – с 500 руб. до 1,5 тыс. руб. «Есть официальная статистика – за год на дорогах гибнет больше человек, чем погибло за десять лет войны в Афганистане. Повышение штрафов помогает людям прийти в себя и понять, что за нарушением ПДД необратимо последует наказание. Мне самому недавно пришел штраф – видеофиксатор зарегистрировал, что я превысил скорость на 20 км. И я заплатил – с огромным удовольствием», - говорит Игорь Упоров. И добавляет: автомобилист, конечно, может копить штрафы и не оплачивать их. Но при такой стратегии есть риск оказаться под арестом: «ГИБДД отслеживает должников по электронной базе и может подать в суд на взыскание задолженности: наказание - до 15 суток ареста. В Екатеринбурге уже были примеры. Что удивительно, посидев несколько суток, должник, как по волшебству, находит нужную сумму».

Как говорит директор Ассоциации защиты прав водителей Николай Бескорский, повышение штрафов абсолютно оправдано. Проблема в другом: сотрудникам ГИБДД фактически не нужно доказывать вину водителя – суд верит им на слово. «В Свердловской области за год лишают прав порядка 250 тыс. человек, причем треть из них – совершенно не за дело. Инспектор останавливает и говорит: «Вы на встречку выехали. Я так увидел». Составляет протокол и – лишение прав. И не докажешь ничего, если разметки на дороге нет. Очень спасает видеорегистратор».

Авторы изменений в КоАП предполагали, что за год муниципальные власти обеспечат водителей парковками. «Год прошел, но я не заметил в Екатеринбурге перемен, которые позволили бы решить проблему с парковками в центре города. Такое впечатление, что мэрия и знать не знает, что, оказывается, ей был предоставлен целый год для решения этой проблемы», - говорит Георгий Бадьин. Г-н Упоров не согласен: «А где у нас хорошо с парковками в России? Хоть один город назовите. Да, на ул. Малышева, на 8 Марта нет возможности спокойно оставить машину. Так и не надо этого делать – иначе город просто встанет». А Николай Бескорский предлагает перенять другое европейское средство – блокировочные «башмаки» на колесо. «Не всегда ведь можно эвакуировать неправильно припаркованную машину», - поясняет он.

С июля 2012 г. расширился список нарушений, за которые автомобиль можно задержать. Ранее условием для эвакуации авто было создание помех другим. Но с лета достаточно стало просто припарковаться под знаком «Остановка запрещена», чтобы впоследствии искать свой автомобиль на штрафстоянке. Причем за эвакуатор платит владелец (раньше машины перемещали за счет городского бюджета, владелец же отделывался штрафом в 300 руб.) Тарифы на транспортировку и хранение автомобилей регионы устанавливают самостоятельно. В Свердловской области отправка авто стоит 600 руб., в Екатеринбурге – 995 руб. Час хранения мотоцикла - 15 руб., легковушки - 30 руб., маршрутки, автобуса и грузовика - 60 руб.

Игорь Упоров считает цену эвакуации и хранения завышенными (в среднем выходит 2-3 тыс. руб.) Г-н Бескорский подтверждает: «Зачастую выписанные за услуги эвакуатора суммы отличаются от официально установленных в Екатеринбурге – вместо 995 руб. приходит счет на 4-5 тыс. руб. И водители платят, особенно не разбираясь. Думаю, это тоже часть наказания». Георгий Бадьин призывает несогласных идти в суд и доказывать свою невиновность и необоснованность предъявляемых претензий: «Если удастся, понесенные водителем затраты возместит государство».

Последняя из поправок, вступившая в силу с 1 июля, затронула любителей тонировки. Кроме штрафа в 500 руб. водителю запрещают эксплуатацию густо затонированного авто и снимают номера. Но автовладелец имеет право снять тонировочную пленку на месте и тогда отделается штрафом. Как говорит Николай Бескорский, прощание с тонировкой – требование безопасности. «Проблема не в том, что водителю темно. А, например, останавливает инспектор ночью затонированную восьмерку, и не знает, из окна ему документы протянут или автомат наставят». Это вполне нормально – соблюдать баланс между интересами автомобилистов и государства, заключает эксперт.

Новый год идет на встречку

В конце прошлого года законодатели приняли очередной пакет поправок в административный кодекс, и с 1 января 2013 г. они вступили в силу. Теперь для управления автомобилем не нужно оформлять доверенность – достаточно внести имя водителя в полис ОСАГО. Если же человек, управляющий авто, в полисе не значится – с машины могут снять номера. Раньше за это полагался небольшой штраф. Как говорит Игорь Упоров, сама по себе доверенность давно была формальностью, пережитком советских времен: «Любой мог выписать такой документ кому угодно. Так что отряд не заметил потери бойца». Николай Бескорский соглашается: «Если человек включен в страховку, понятно, что собственник доверяет ему». Но полностью от доверенности автомобилисты пока не ушли – она понадобится в случае регистрации машины, для прохождения ТО, при выезде на автомобиле за границу и получении страховых выплат.

Также с нового года изменились санкции за выезд на встречную полосу. Раньше это нарушение однозначно приводило к лишению прав. Сейчас водитель может отделаться штрафом в 5 тыс. руб. «Но если водитель повторно попался за езду по встречке в течение года – его могут лишить прав на год. Я не совсем понимаю, чем руководствовались законодатели, ужесточая наказание за рецидив. Если водитель всегда выезжает на встречку, то почему он может отделаться штрафом? Если же он не успел вернуться на свою полосу перед сплошной при завершении обгона, то я опять же не понимаю, почему водителя нужно лишать прав на год», - комментирует Георгий Бадьин.

Не забыли законодатели и про выезд «против шерсти» на улице с односторонним движением. С января за такое правонарушение предусмотрено альтернативное наказание: либо штраф в 5 тыс. руб., либо лишение прав на 4-6 месяцев. В случае рецидива - безальтернативное лишение права управления на год. Как убежден Игорь Упоров, смягчить санкции за встречку нужно было давно: «Мы все живем в России и порой нарушаем ПДД. Человек имеет право оступиться, поэтому на первый раз отбирать права совершенно не нужно». Однако, по словам г-на Бескорского, судьи продолжают лишать прав всех нарушителей – и рецидивистов, и новичков.

В этом году большие изменения ждут автостраховщиков. Прошлым летом пленум Верховного суда отнес отношения между страховщиками и автовладельцами к закону о защите прав потребителей – водители получили право судиться с СК по месту жительства, а не по месту регистрации компании. А если суд признает недоплату по ОСАГО, страховщик должен выплатить страховое возмещение в полном размере, уплатить штраф, неустойку и компенсировать моральный вред клиенту. Но такие послабления для автомобилистов продолжались недолго. В конце 2012 г. депутаты Госдумы рассматривали законопроект, который предлагает вернуть отношения СК и водителей обратно под Гражданский кодекс, проводить судебные разбирательства по месту регистрации страховщика, и снизить штрафы для СК за моральный вред за неправомерную задержку выплаты с 50% до 1% от страховой суммы.

Пока законопроект не принят, однако, как прогнозирует гендиректор СК «Северная казна» Александр Меренков, в 2013 г. депутаты новый документ одобрят. По подсчетам Российского союза автостраховщиков (РСА), после этого базовые тарифы ОСАГО вырастут на 50%. Увеличится и страховой коэффициент для неопытных водителей: сейчас он равен 1, а после принятия законопроекта вырастет до 1,4. Сам РСА планирует запустить информационную систему АИС КБМ (коэффициент бонус-малус). Страховщики ОСАГО будут предоставлять информацию обо всех ДТП, участниками которых были их клиенты за последние два года. Таким образом будет решен вопрос применения повышающего коэффициента за аварийность (так называемая система малус). Сейчас единой базы нет, а это дает автовладельцам возможность скрывать ДТП. «Уже невозможно будет застраховаться в одной компании, попасть в аварию, а потом спокойно уйти к другой СК и начать жизнь с чистого листа. Появится единая история ДТП. Может быть, ездить станут аккуратнее», - комментирует Игорь Упоров.