Меню

Автомат на складе

Бум, которого ждали Системы складской автоматизации — это ближайшие родственники тех решений, что применяют в магазинах. Поэтому и тенденции на рынках схожие, только развиваются с разницей в 10 лет

На взгляд неспециалиста, все возможные ниши в сфере автоматизации бизнеса уже заняты. Уральские интеграторы способны поставить и наладить информационную систему и в маленьком бутике модной одежды, и в огромной энергетической компании. Однако развитие бизнеса и технологий постоянно открывает для автоматизаторов новые ниши, например складское хозяйство.

Бум, которого ждали

Системы складской автоматизации — это ближайшие родственники тех решений, что применяют в магазинах. Поэтому и тенденции на рынках схожие, только развиваются с разницей в 10 лет. Российский рынок автоматизации торговли, в основном продуктовой, сдвинулся с мертвой точки в середине 90-х гг. прошлого века и за сравнительно недолгую жизнь уже успел обрасти собственными гуру, мифами и легендами. В складской автоматизации все только начинается.

Специалисты отмечают, что интерес к подобным системам проснулся чуть более полугода назад. Алексей Шуваев, начальник отдела оборудования и расходных материалов отделения автоматической идентификации компании «ДатаКрат»: Мы занимаемся системами автоматизации складов уже 2,5 года, но рынок стал проявлять внимание к этим вопросам только в прошлом году. Вот в столице бум складской автоматизации идет уже года полтора-два. Достаточно принять участие в одной выставке, и тебя завалят запросами. Скоро что-то подобное будет и у нас. Другие интеграторы еще более радикальны. По мнению Владимира Глухова, директора компании «Система. Бизнес. Автоматизация» (СБА), уже сейчас можно говорить об определенном ажиотаже на этом рынке.

Для специалистов, внимательно следящих за тенденциями в сфере автоматизации, рост спроса на складские системы не стал неожиданностью, многие компании готовились к нему заранее. Елена Малышева, содиректор компании «Акроним»: Мы начали планомерную подготовку к освоению этого рынка год назад. Учили специалистов, получали необходимые лицензии и сертификаты, вели переговоры с потенциальными клиентами. Но только недавно у нас начались первые проекты, остальные заказчики заняли выжидательную позицию, и мы надеемся, что первые успешные внедрения приведут к скорым новым проектам.

Столь внезапное появление спроса на складские системы объясняется несколькими причинами. Скорость современного бизнеса постоянно растет. Количество предприятий, готовых оставлять товар на складе неделями и месяцами, неуклонно сокращается. Все стремятся к идеалу «работа с колес», чтобы оборотные средства не замораживались в товаре. Это диктует новые требования к скорости работы склада. Кроме того, в Екатеринбурге, по разным оценкам, не хватает от 800 до 900 тыс. кв. м складских помещений. С одной стороны, это побуждает компании строить новые терминалы и сразу оснащать их по последнему слову техники, с другой — уже существующие комплексы либо ставят себе информационную систему для повышения эффективности работы, либо меняют старую систему на более производительную.

Расходы на подобные работы вполне оправданны. По опыту компании «Пятерочка» (одного из крупнейших российских ритейлеров), внедрение современной системы автоматизации складов позволяет повысить оборачиваемость склада на 20%, а коэффициент использования складского пространства — на 30%. Если учесть, что строительство склада — удовольствие далеко не дешевое, а стоимость информационной системы с ним несравнима, то резон заниматься автоматизацией есть. Вадим Медовиков, генеральный директор Региональной торговой компании «Россток» (крупнейшего поставщика мяса в Уральском регионе): Я думаю, через 5 лет неавтоматизированных складов просто не останется, хотя сейчас их очень мало — к примеру, в нашей сфере бизнеса нет вообще. Но работать с неавтоматизированными складами становится все сложнее — возникают постоянные накладки, проблемы с отгрузкой, теряются время и клиенты. Так что, как только появится альтернатива, потребители  будут уходить туда, где услуга более совершенна.

Дополнительный ресурс роста для рынка складских систем — возникновение распределительных центров (РЦ) крупных торговых сетей. До сих пор многие ритейлеры работают не как единая сеть, а как группа магазинов под одним брендом. Рост конкуренции в рознице заставляет их оптимизировать бизнес-процессы, выстраивать цепочку поставок, делать ее более простой, гибкой и управляемой. Для этого в первую очередь необходимы РЦ. Строительством и автоматизацией собственных складов озабочены и производственные предприятия. Большие средства планирует потрать на это, например, концерн «Калина».

Поля будущих сражений

Сейчас заказы на автоматизацию складов составляют не более 5% от всего рынка автоматизации, но их количество быстро увеличивается. По мнению Алексея Шуваева, вполне реально, что в ближайшие 2-3 года рынок может вырасти на 300-500%. Еще в 2000 г. количество автоматизированных складов в стране измерялось десятками. Сегодня этот сегмент превращается в поле для грядущих конкурентных баталий. И вряд ли они будут слабее, чем на рынке автоматизации магазинов. Владимир Глухов: С точки зрения математики операции на складе и в магазине идут примерно одни и те же. Есть определенные особенности — скорость обработки операций, количество транзакций, специфические задачи, вроде распределения товаров по складу. Но, по сути, ничего кардинально нового для интеграторов в этом нет. С директором СБА согласна и Елена Малышева, которая отмечает, что в городе множество фирм-франчайзи «1С» и почти все они могут заниматься складскими системами. В перспективе это означает существенный рост конкуренции, по крайней мере в сегменте небольших и недорогих решений для складов — в пределах $30 тыс.

Впрочем, есть и другое мнение. Галина Фролова, директор компании «Прайм-1С-Екатеринбург», считает, что автоматизация складов уже сейчас представляет собой существенную часть бизнеса для партнеров «1С»: Новоиспеченной фирме выйти в этот сегмент сложно — довольно высокие требования предъявляет как сама фирма «1С», так и клиенты. Зачастую для небольшой компании это просто не по силам: обучение и сертификация стоят дорого, удержание сотрудников требует высокой квалификации менеджеров и больших материальных затрат.

Спрос на системы автоматизации складов растет во всех сегментах — от небольших помещений площадью в несколько сотен квадратных метров до огромных логистических центров, где метраж исчисляется тысячами квадратов. Уральские бизнесмены интересуются как простыми продуктами, так и сложными специализированными WMS-системами1. Например, «ДатаКрат» активно работает над двумя большими проектами по внедрению западной программы Exceed WMS на «Калине» и в компании КОР (Кировский оптовый рынок). «Акроним» внедряет первый в Екатеринбурге складской модуль MBS Navision. Большой проект ведет корпорация «Парус» совместно с компанией «Россток».

Будущую конкурентную ситуацию осложняет и немалое количество уральских разработчиков складских систем. Компания СБА предлагает собственный комплекс программ «БАЗИС.Склад», у «ДатаКрат» есть свое подразделение по созданию систем складской автоматизации в Ижевске, компания Professional Vision выпускает коробочную программу. И это не считая многочисленных партнеров «1С», которые всегда готовы максимально «заточить» свой продукт под нужды заказчика.

Жертвы экономии

При всей перспективности и молодости рынка автоматизации складов у него уже появились собственные системные проблемы. Инвесторы, возводящие склад, в первую очередь вкладываются в недвижимость, отодвигая автоматизацию на второй план. Владимир Глухов: Строительство склада — это огромные деньги. Очень дорого обходятся подъездные пути — железнодорожные и автомобильные. Без них склад работать не будет. Но, несмотря на масштабность вложений, нет комплексного подхода. Автоматизация, вместо того чтобы выстраивать все бизнес-процессы, финансируется по остаточному принципу. Такое положение часто приводит к тому, что устанавливаемая система не соответствует по своим возможностям размеру склада и особой пользы никому не приносит. Скорее, дискредитирует саму идею.

Если на Западе больше половины средств, затраченных на автоматизацию складов, приходится на ПО, то у нас же в лучшем случае 1/3. При этом на стадии проектирования и строительства склада редко какая российская компания задумывается об его автоматизации. Обычно о том, что хоть какую-то технику надо поставить, вспоминают накануне открытия складского комплекса.

Квалификация клиентов тоже пока оставляет желать лучшего. Специалисты часто отмечают завышенные требования заказчиков. Алексей Шуваев: Если люди не знают, сколько они теряют, например, от пересортицы на складе, то они и не могут понять, сколько надо потратить на решение этой проблемы.

В ожидании роботов

Несмотря на то что рынок складской автоматизации только начинает создаваться, уже можно выделить несколько сегментов, на которые он разделяется. В компании «ДатаКрат» уверены, что подобные системы будут эффективны уже на складах площадью 500 кв. м. Первый сегмент составляют системы нижнего уровня, со стоимостью до $30 тыс. Фактически они представляют собой программы-локаторы, которые показывают сотрудникам, где что лежит. Именно в этом сегменте развернется самая жесткая конкуренция, так как претендентов на него множество. Елена Малышева: Адресное хранение — наиболее важная функция складских систем, своеобразный базис для всего остального. Но на складе, метраж которого не превышает 1 тыс. кв. м, человек в состоянии запомнить расположение товаров, большого смысла во внедрении в этом случае нет. Конечно, если это не склад мелких радиодеталей.

На втором уровне (до $100 тыс.) к локации добавляются определенные аналитически модули — они предоставляют менеджеру информацию для принятия решения по оптимизации. Еще выше уровнем системы, анализирующие любые движения на складе. При размещении товара в определенном месте могут учитываться многие десятки факторов — срок и условия хранения, оборачиваемость, свободное место, размер, срок годности и т. д. Система работает уже не с товаром, а с грузом, который может состоять из множества позиций.

В Европе становится все больше складов, полностью роботизированных, с минимальным участием человека. У нас это пока мечта — слишком дешевы трудовые ресурсы. Сейчас в Екатеринбург приходят западные компании, которые будут задавать новые стандарты качества услуг и критерии выбора партнеров.

Многие ноу-хау проникают на склады даже быстрее, чем в магазины. Нередко здесь встречаются системы автоматизации с применением беспроводных технологий, карманных компьютеров. Зато пока неясна судьба технологии радиочастотной идентификации — RFID. Для России она еще остается слишком дорогой.

Особняком стоят коробочные продукты, которые доступны всем, но никакого внедрения они не требуют и обходятся недорого. Например, у коробочных продуктов компании Professional Vision стоимость рабочего места составляет около $100. Цена любой системы, которую необходимо внедрять, будет выше на порядки.

В отличие от автоматизации магазинов, на рынке складов пока не сложился пул лидеров. Слишком мало опыта как у интеграторов, так и у производителей самого ПО. Многие находятся на стадии пилотных проектов. Даже западные компании, с огромным количеством внедрений по всему миру, начали поставлять свои WMS на российский рынок только в 2002-2003 гг. и пока преимущества перед российскими разработчиками, такими как, например, SOLVO, не добились.

Обратная связь:

silantev@apress.ru

1

WMS (Warehouse Management System — система управления складом) — специализированный программный комплекс, принимающий, отслеживающий и отгружающий товары со склада. Автоматизирует все технологические процессы любого складского хозяйства.

Что дает система автоматизации склада?

l Повышение оборачиваемости склада — до 20%.

l Сокращение складского персонала — до 25%.

l Сокращение использования складской техники — до 25%.

l Повышение коэффициента использования складского  пространства — до 30%.

l Средний срок возврата инвестиций — 6-18 мес.

l Повышение точности данных на складе — до 99,9%

Источник: «ДатаКрат».