Уже миновал период активного роста рынка автоматизации розничной торговли, начавшийся с развитием технологий штрихкодирования. Сейчас возможности экстенсивного роста исчерпаны, число крупных проект
эксперты
Владимир Глухов
гендиректор компании «Система. Бизнес. Автоматизация»
Александр Елисеев
руководитель отдела торговых систем компании «Техно-Линк»
Юрий Кушпель
заместитель директора отделения автоматической идентификации компании «ДатаКрат»
Владимир Цепилов
директор компании «Пилот-Урал»
Елена Черданцева
заместитель генерального директора по маркетингу компании «Оргтехника-Центр»
когда
московские компании вытеснят местных интеграторов
почему
падает рентабельность бизнеса автоматизаторов
кому
ритейл отдаст обслуживание своей ИТ-инфраструктуры
Компании, которые специализируются на автоматизации розницы, стоят особняком среди других игроков ИТ-рынка. Их редко включают в общие рейтинги, хотя по оборотам и по сложности проектов они могут соперничать с традиционными системными интеграторами. Именно они одни из первых среди айтишников начали осваивать беспроводную передачу данных между различными типами устройств, объединять находящиеся на расстоянии офисы и магазины в единое информационное пространство и т. д. Торговые системы, которые внедряются в ритейле, по числу транзакций нисколько не уступают сложным ERP-системам, а по количеству автоматизированных рабочих мест могут и превосходить их. Специфика автоматизации торговли и общепита делает этот рынок закрытым для сторонних игроков.
Три-четыре года назад практически все игроки рынка автоматизации розничной торговли концентрировались на работе с крупными продовольственными сетями. Лидеры продуктового рынка первые осознали необходимость ввести системы штрихкодирования и учета товаров: FMCG — наиболее технологичный вид торговли, здесь заметнее отдача от внедрения информационных технологий. Мелкие продовольственные и непродовольственные магазины тогда либо просто не задумывались об автоматизации, либо довольствовались простыми и недорогими решениями. «Казалось бы, можно говорить о стагнации рынка в той части, которая касается местных крупных сетей: все они давно поделены между компаниями-интеграторами, а у федеральных и транснациональных сетей есть сложившиеся связи с интеграторами, и менять они их не будут. Требования местных ритейлеров к возможностям информационных систем в последнее время значительно возросли. Конкуренция на розничном рынке достигла той стадии, когда финансовый успех все больше зависит от уровня управления. В результате повысился интерес к ERP- и OLAP-системам, — говорит Елена Черданцева, заместитель генерального директора по маркетингу компании «Оргтехника-Центр». — Крупных контрактов в этой сфере практически нет, новые игроки, заходящие в город, уже сотрудничают с автоматизаторами и не намерены их менять». В Екатеринбурге не осталось ни одного сколько-нибудь заметного продовольственного магазина, лишенного системы автоматизации, а до смены программ многие ритейлеры еще не дошли. Поэтому внимание автоматизаторов постепенно переключается на более мелкие объекты, причем не всегда в продовольственной сфере.
Активная экспансия сетевых игроков оставляет все меньше пространства для жизни небольшим магазинам, и те стараются объединиться в сеть, пусть даже без общего бренда. «Некрупные магазины автоматизируются в последнее время настолько активно, что нам пришлось выделить «малую автоматизацию» в самостоятельное направление деятельности», — добавляет г-жа Черданцева. Примерно те же тенденции действуют в сфере автоматизации общепита. Крупные заведения уже давно автоматизированы, спрос генерируют только новые кафе и рестораны.
Эксперты «ДК» уверены, что рынок автоматизации розницы еще может показать впечатляющие темпы развития. Для этого наши торговые сети должны начать глобальное перевооружение. Ждать этого осталось недолго — многие компании уже подошли к порогу роста производительности своих торговых систем. Часть наших торговых сетей уже озаботились сменой программной платформы (так, в сети «Мегамарт» совсем недавно установили систему G.O.L.D финской компании Aldata, «Кировский» внедряет бэк-офис GESTORY, а «Купец» в качестве фронт-офиса начал разворачивать в своих магазинах систему SET-Retail), но большинство еще продолжает пока выбирать новое решение. «В среднем программное обеспечение устаревает за три-пять лет, оборудование — немного больше, так что многие крупные игроки уже подумывают над тем, куда двигаться дальше, поскольку подошли к пределу роста производительности установленных у них систем», — уверен Юрий Кушпель, заместитель директора отделения автоматической идентификации компании «ДатаКрат». Из местных торговых сетей ИТ-инфраструктурой, не требующей модернизации, могут похвастаться только «Монетка» и «СуперСтрой». «Монетке» и «Мегамарту», например, современное ПО дает возможность настраивать систему управления новым магазином за один день, тогда как у многих на это уходят недели.
Дополнительным стимулом для рынка может стать вторая технологическая революция (первая — эпоха внедрения штрихкодирования). Скорее всего, она будет связана с развитием технологии радиочастотной идентификации (RFID), которая остается еще слишком дорогой для массового использования в ритейле.
Рынок может совершить скачок, если розница начнет активно внедрять управленческие системы класса ERP, но пока таких примеров практически нет. Исключения: «Премьер ВТК» и «Малахит» — у них SAP, «СуперСтрой» — там собственные разработчики. Местные сети предпочитают инвестировать деньги в запуск новых точек, а не в совершенствование ИТ-систем, поскольку в современных условиях это самый простой путь к росту капитализации бизнеса.
Непродовольственный ритейл заинтересовался автоматизацией существенно позже продовольственного. Развитие бизнеса заставило компании обратить внимание на значимость систем автоматизации в управлении (раньше, когда размеры бизнесов были невелики, а количество товарных позиций и число покупок были незначительны, магазинами можно было вполне управлять «вручную»). В обороте фирмы «ДатаКрат» доля непродовольственной розницы уже достигла 40%. «Рынок быстро развивается, в основном за счет новых торговых центров, в которых появляется много арендаторов, и, хотя среди них достаточно сетевых организаций, у них не такие прочные связи с автоматизаторами, как у продуктового ритейла», — поясняет Владимир Цепилов, директор компании «Пилот-Урал». Увеличение доли контрактов с непродовольственными торговыми точками для интегратора означает снижение стоимости среднего контракта, так как «автоматизировать одежду» на порядок проще: обычно там не требуется дорогого оборудования и сложных программных комплексов, часто хватает одного автоматизированного кассового места.
Одновременно ужесточается конкуренция среди компаний среднего дивизиона, которые до сих пор не испытывали давления крупных игроков. Именно здесь и разворачиваются основные конкурентные войны, поскольку перейти на более простые проекты средний дивизион не может. «Появляются фрилансеры, которые демпингуют на оборудовании и перетягивают на себя совсем маленькие проекты», — рассказывает Александр Елисеев, руководитель отдела торговых систем компании «Техно-Линк». В целом же оценить уровень насыщенности рынка эксперты затрудняются. Например, в сфере общепита, как отмечает комитет по товарному рынку администрации г. Екатеринбурга, уровень автоматизации достиг 70%. И это близко к наполнению.
Свердловская область — уникальный регион в сфере автоматизации торговли. Это не только один из самых емких, но и самых конкурентных рынков в стране. С одной стороны, сильные региональные торговые сети, развиваясь и увеличивая свой оборот, способствовали росту бизнеса уральских интеграторов. С другой — интеграторы удачно выбрали стратегию развития и сумели построить разветвленные дилерские и филиальные сети. Автоматизаторы, способные взяться за федеральные проекты, есть только в Москве и Екатеринбурге. Но если столица в этом отношении может похвастаться свободой выбора, то на Среднем Урале сложилась олигополия двух крупнейших игроков — «ДатаКрат» и «Оргтехника-Центр», которые не просто значительно опережают остальных местных участников рынка, а не дают развернуться в Екатеринбурге иногородним компаниям. За последние два года в городе появились представительства двух сильных федеральных интеграторов, пришедших в Екатеринбург вслед за своими крупнейшими клиентами (Auchan, OBI) — компаний «Сервис Плюс» и «Пилот». Обороты и компетенции местных и московских игроков сопоставимы, поэтому пока интервентам не удалось отбить значимых заказчиков. Владимир Цепилов прямо признает, что усилия группы компаний «Пилот» сосредоточены на проектах в других регионах и активность на Урале оставляет желать лучшего. «Сервис Плюс» занимает более активную позицию. Этой компании несколько легче на местном рынке: раньше «ДатаКрат» был ее партнером и активно продвигал систему «СуперМаг», которую сейчас предлагает рынку «Сервис Плюс».
Кроме интеграторов, к уральскому рынку активно присматриваются производители оборудования. Не так давно свое представительство совместно с компанией «Оргтехника-Центр» открыла московская «ШТРИХ-М». Около года работает представительство «Гексагона», рассматривают вопрос о запуске филиала и в «ДатаСкан». «Для производителей наш рынок интересен еще и потому, что здесь много автоматизированных предприятий, есть большой сегмент замены оборудования. Появление таких представительств означает дальнейшее ужесточение конкуренции среди продавцов техники», — уверена Елена Черданцева. Дополнительно рост конкуренции стимулируется технологическим прогрессом. Раньше, заключая договор на поставку, например, POS-терминалов (кассовое устройство, связанное с торговой системой магазина для записи и пересылки данных о каждой операции кассира. — Прим. ред.), заказчик автоматически получал весь комплекс услуг, оборудования и ПО. Теперь с ростом совместимости различных элементов торговых систем даже крупные предприятия находят отдельных поставщиков сканеров, весов, софта, выбирая самые дешевые предложения и снижая рентабельность всего бизнеса автоматизаторов.
Сражаться за проекты, которые практически никогда не достаются региональным игрокам, местные интеграторы не намерены, хотя, например, у «ДатаКрат» есть офис в Москве, который активно участвует во всех тендерах. Это приносит плоды. Например, уральская компания — один из поставщиков оборудования в российскую часть сети Metro. По мнению местных компаний, на рынке еще есть практически пустые ниши. К примеру, «Оргтехника-Центр» потратила почти три года на создание специализированного решения для автоматизации корпоративного питания (столовые на крупных предприятиях). Г-жа Черданцева: «Этот сегмент общепита почти не затронут автоматизацией, но потребность в ней огромная, проекты большие и сложные, а конкуренции, можно сказать, нет». «ДатаКрат» параллельно развивает компетенции и в области автоматизации торгового процесса (разрабатывает собственные продукты), и в области управления складской логистикой. «Мы готовим революцию для систем класса фронт-офис: управление размещением товаров по полочному пространству и оценка эффективности каждого дециметра торговой площади, управление персоналом торгового зала — это те функции, которых на текущий момент нет ни в одной российской торговой системе. Для нас это приоритетное направление развития. Зарубежная практика доказывает эффективность применения таких технологий, ряд предприятий достигал 20% роста оборота после внедрения подобных систем», — заявляет Юрий Кушпель.
Столичные исследовательские компании, такие как CNews, отмечают стабильный рост интереса ритейлеров к аутсорсингу: по их данным, в 2006 г. расходы на ИТ-аутсорсинг в отрасли выросли на 63,4%, а внутренние ИТ-затраты снизились на 11%. В Екатеринбурге эта тенденция еще зарождается. Владимир Глухов, генеральный директор компании «Система. Бизнес. Автоматизация»: «Люди только-только начинают платить за поддержку — кто-то хорошо, кто-то плохо. Но до сих пор чаще предпочитают держать у себя большие ИТ-отделы. Нередко они по-другому не могут, так как в торговой сети столько оборудования, что никакая сторонняя компания не разберется». С ростом торговых сетей обслуживаться у интеграторов становится все дороже, поэтому крупные сети предпочитают развивать собственные сервисные службы. Однако Юрий Кушпель уверен, что ситуация будет меняться: «Два года назад никто всерьез не рассматривал этот сегмент рынка, но там есть деньги, и мы готовы за них побороться — отстраиваем сервисные структуры в компании, усиливаем центр компетенции и готовим персонал».