Меню

Автоматизация розничной торговли и общепита

Уже миновал период активного роста рынка автоматизации розничной торговли, начавшийся с развитием технологий штрихкодирования. Сейчас возможности экстенсивного роста исчерпаны, число крупных проект

Уже миновал период активного роста рынка автоматизации розничной торговли, начавшийся с развитием технологий штрихкодирования. Сейчас возможности экстенсивного роста исчерпаны, число крупных проектов стремительно сокращается. Поэтому интеграторы вынуждены обращать внимание на небольшие магазины, складское хозяйство и продвижение своих решений в промышленности.

эксперты
Владимир Глухов
гендиректор компании «Система. Бизнес. Автоматизация»
Александр Елисеев
руководитель отдела торговых систем компании «Техно-Линк»
Юрий Кушпель
заместитель директора отделения автоматической идентификации компании «ДатаКрат»
Владимир Цепилов
директор компании «Пилот-Урал»
Елена Черданцева
заместитель генерального директора по маркетингу компании «Оргтехника-Центр»

когда
московские компании вытеснят местных интеграторов
почему
падает рентабельность ­бизнеса автоматизаторов
кому
ритейл отдаст обслуживание своей ИТ-инфраструктуры

Компании, которые специализируются на автоматизации розницы, стоят особняком среди других игроков ИТ-рынка. Их редко включают в общие рейтинги, хотя по оборотам и по сложности проектов они могут соперничать с традиционными системными интеграторами. Именно они одни из первых среди айтишников начали осваивать беспроводную передачу данных между различными типами устройств, объединять находящиеся на расстоянии офисы и магазины в единое информационное пространство и т. д. Торговые системы, которые внедряются в ритейле, по числу транзакций нисколько не уступают сложным ERP-системам, а по количеству автоматизированных рабочих мест могут и превосходить их. Специфика автоматизации торговли и общепита делает этот рынок закрытым для сторонних игроков.

Внимание интеграторов перемещается на средние и малые магазины

Три-четыре года назад практически все игроки рынка автоматизации розничной торговли концентрировались на работе с крупными продовольственными сетями. Лидеры продуктового рынка первые осознали необходимость ввести системы штрихкодирования и учета товаров: FMCG — наиболее технологичный вид торговли, здесь заметнее отдача от внедрения информационных технологий. Мелкие продовольственные и непродовольственные магазины тогда либо просто не задумывались об автоматизации, либо довольствовались простыми и недорогими решениями. «Казалось бы, можно говорить о стагнации рынка в той части, которая касается местных крупных сетей: все они давно поделены между компаниями-интеграторами, а у федеральных и транснациональных сетей есть сложившиеся связи с интеграторами, и менять они их не будут. Требования местных ритейлеров к возможностям информационных систем в последнее время значительно возросли. Конкуренция на розничном рынке достигла той стадии, когда финансовый успех все больше зависит от уровня управления. В результате повысился интерес к ERP- и OLAP-системам, — говорит Елена Черданцева, заместитель генерального директора по маркетингу компании «Оргтехника-Центр». — Крупных контрактов в этой сфере практически нет, новые игроки, заходящие в город, уже сотрудничают с автоматизаторами и не намерены их менять». В Екатеринбурге не осталось ни одного сколько-нибудь заметного продовольственного магазина, лишенного системы автоматизации, а до смены программ многие ритейлеры еще не дошли. Поэтому внимание автоматизаторов постепенно переключается на более мелкие объекты, причем не всегда в продовольственной сфере.

Активная экспансия сетевых игроков оставляет все меньше пространства для жизни небольшим магазинам, и те стараются объединиться в сеть, пусть даже без общего бренда. «Некрупные магазины автоматизируются в последнее время настолько активно, что нам пришлось выделить «малую автоматизацию» в самостоятельное направление деятельности», — добавляет г-жа Черданцева. Примерно те же тенденции действуют в сфере автоматизации общепита. Крупные заведения уже давно автоматизированы, спрос генерируют только новые кафе и рестораны.

Смена технологий повысит спрос на автоматизацию розницы

Эксперты «ДК» уверены, что рынок автоматизации розницы еще может показать впечатляющие темпы развития. Для этого наши торговые сети должны начать глобальное перевооружение. Ждать этого осталось недолго — многие компании уже подошли к порогу роста производительности своих торговых систем. Часть наших торговых сетей уже озаботились сменой программной платформы (так, в сети «Мегамарт» совсем недавно установили систему G.O.L.D финской компании Aldata, «Кировский» внедряет бэк-офис GESTORY, а «Купец» в качестве фронт-офиса начал разворачивать в своих магазинах систему SET-Retail), но большинство еще продолжает пока выбирать новое решение. «В среднем программное обеспечение устаревает за три-пять лет, оборудование — немного больше, так что многие крупные игроки уже подумывают над тем, куда двигаться дальше, поскольку подошли к пределу роста производительности установленных у них систем», — уверен Юрий Кушпель, заместитель директора отделения автоматической идентификации компании «ДатаКрат». Из местных торговых сетей ИТ-инфраструктурой, не требующей модернизации, могут похвастаться только «Монетка» и «СуперСтрой». «Монетке» и «Мегамарту», например, современное ПО дает возможность настраивать систему управления новым магазином за один день, тогда как у многих на это уходят недели.

Дополнительным стимулом для рынка может стать вторая технологическая революция (первая — эпоха внедрения штрихкодирования). Скорее всего, она будет связана с развитием технологии радиочастотной идентификации (RFID), которая остается еще слишком дорогой для массового использования в ритейле.

Рынок может совершить скачок, если розница начнет активно внедрять управленческие системы класса ERP, но пока таких примеров практически нет. Исключения: «Премьер ВТК» и «Малахит» — у них SAP, «СуперСтрой» — там собственные разработчики. Местные сети предпочитают инвестировать деньги в запуск новых точек, а не в совершенствование ИТ-систем, поскольку в современных условиях это самый простой путь к росту капитализации бизнеса.

Рынок растет за счет бутиков

Непродовольственный ритейл заинтересовался автоматизацией существенно позже продовольственного. Развитие бизнеса заставило компании обратить внимание на значимость систем автоматизации в управлении (раньше, когда размеры бизнесов были невелики, а количест­во товарных позиций и число покупок были незначительны, магазинами можно было вполне управлять «вручную»). В обороте фирмы «ДатаКрат» доля непродовольственной розницы уже достигла 40%. «Рынок быстро развивается, в основном за счет новых торговых центров, в которых появляется много арендаторов, и, хотя среди них достаточно сетевых организаций, у них не такие прочные связи с автоматизаторами, как у продуктового ритейла», — поясняет Владимир Цепилов, директор компании «Пилот-Урал». Увеличение доли контрактов с непродовольственными торговыми точками для интегратора означает снижение стоимости среднего контракта, так как «автоматизировать одежду» на порядок проще: обычно там не требуется дорогого оборудования и сложных программных комплексов, часто хватает одного автоматизированного кассового места.

Одновременно ужесточается конкуренция среди компаний среднего дивизиона, которые до сих пор не испытывали давления крупных игроков. Именно здесь и разворачиваются основные конкурентные войны, поскольку перейти на более простые проекты средний дивизион не может. «Появляются фрилансеры, которые демпингуют на оборудовании и перетягивают на себя совсем маленькие проекты», — рассказывает Александр Елисеев, руководитель отдела торговых систем компании «Техно-Линк». В целом же оценить уровень насыщенности рынка эксперты затрудняются. Например, в сфере общепита, как отмечает комитет по товарному рынку администрации г. Екатеринбурга, уровень автоматизации достиг 70%. И это близко к наполнению.

Удерживать федеральную экспансию пока несложно

Свердловская область — уникальный регион в сфере автоматизации торговли. Это не только один из самых емких, но и самых конкурентных рынков в стране. С одной стороны, сильные региональные торговые сети, развиваясь и увеличивая свой оборот, способствовали росту бизнеса уральских интеграторов. С другой — интеграторы удачно выбрали стратегию развития и сумели построить разветвленные дилерские и филиальные сети. Автоматизаторы, способные взяться за федеральные проекты, есть только в Москве и Екатеринбурге. Но если столица в этом отношении может похвастаться свободой выбора, то на Среднем Урале сложилась олигополия двух крупнейших игроков — «ДатаКрат» и «Оргтехника-Центр», которые не просто значительно опережают остальных местных участников рынка, а не дают развернуться в Екатеринбурге иногородним компаниям. За последние два года в городе появились представительства двух сильных федеральных интеграторов, пришедших в Екатеринбург вслед за своими крупнейшими клиентами (Auchan, OBI) — компаний «Сервис Плюс» и «Пилот». Обороты и компетенции местных и московских игроков сопоставимы, поэтому пока интервентам не удалось отбить значимых заказчиков. Владимир Цепилов прямо признает, что усилия группы компаний «Пилот» сосредоточены на проектах в других регионах и активность на Урале оставляет желать лучшего. «Сервис Плюс» занимает более активную позицию. Этой компании несколько легче на местном рынке: раньше «ДатаКрат» был ее партнером и активно продвигал систему «СуперМаг», которую сейчас предлагает рынку «Сервис Плюс».

Кроме интеграторов, к уральскому рынку активно присматриваются производители оборудования. Не так давно свое представительство совместно с компанией «Оргтехника-Центр» открыла московская «ШТРИХ-М». Около года работает представительство «Гексагона», рассматривают вопрос о запуске филиала и в «Дата­Скан». «Для производителей наш рынок интересен еще и потому, что здесь много автоматизированных предприятий, есть большой сегмент замены оборудования. Появление таких представительств означает дальнейшее ужесточение конкуренции среди продавцов техники», — уверена Елена Черданцева. Дополнительно рост конкуренции стимулируется технологическим прогрессом. Раньше, заключая договор на поставку, например, POS-терминалов (кассовое устройство, связанное с торговой системой магазина для записи и пересылки данных о каждой операции кассира. — Прим. ред.), заказчик автоматически получал весь комплекс услуг, оборудования и ПО. Теперь с ростом совместимости различных элементов торговых систем даже крупные предприятия находят отдельных поставщиков сканеров, весов, софта, выбирая самые дешевые предложения и снижая рентабельность всего бизнеса автоматизаторов.

Сражаться за проекты, которые практически никогда не достаются региональным игрокам, местные интеграторы не намерены, хотя, например, у «ДатаКрат» есть офис в Москве, который активно участвует во всех тендерах. Это приносит плоды. Например, уральская компания — один из поставщиков оборудования в россий­скую часть сети Metro. По мнению местных компаний, на рынке еще есть практически пустые ниши. К примеру, «Оргтехника-Центр» потратила почти три года на создание специализированного решения для автоматизации корпоративного питания (столовые на крупных предприятиях). Г-жа Черданцева: «Этот сегмент общепита почти не затронут автоматизацией, но потребность в ней огромная, проекты большие и сложные, а конкуренции, можно сказать, нет». «ДатаКрат» параллельно развивает компетенции и в области автоматизации торгового процесса (разрабатывает собственные продукты), и в области управления складской логистикой. «Мы готовим революцию для систем класса фронт-офис: управление размещением товаров по полочному пространству и оценка эффективности каждого дециметра торговой площади, управление персоналом торгового зала — это те функции, которых на текущий момент нет ни в одной российской торговой системе. Для нас это приоритетное направление развития. Зарубежная практика доказывает эффективность применения таких технологий, ряд предприятий достигал 20% роста оборота после внедрения подобных систем», — заявляет Юрий Кушпель.

Чтобы развиваться, усилят сервис

Столичные исследовательские компании, такие как CNews, отмечают стабильный рост интереса ритейлеров к аутсорсингу: по их данным, в 2006 г. расходы на ИТ-аутсорсинг в отрасли выросли на 63,4%, а внутренние ИТ-затраты снизились на 11%. В Екатеринбурге эта тенденция еще зарождается. Владимир Глухов, генеральный директор компании «Система. Бизнес. Автоматизация»: «Люди только-только начинают платить за поддер­жку — кто-то хорошо, кто-то плохо. Но до сих пор чаще предпочитают держать у себя большие ИТ-отделы. Нередко они по-другому не могут, так как в торговой сети столько оборудования, что никакая сторонняя компания не разберется». С ростом торговых сетей обслуживаться у интеграторов становится все дороже, поэтому крупные сети предпочитают развивать собственные сервисные службы. Однако Юрий Кушпель уверен, что ситуация будет меняться: «Два года назад никто всерьез не рассматривал этот сегмент рынка, но там есть деньги, и мы готовы за них побороться — отстраиваем сервисные структуры в компании, усиливаем центр компетенции и готовим персонал».