эксперты Андрей Карпов директор по продажам компании «Екатеринбург-Лада» Артем Киселев менеджер региональных проектов компании «Инком-Авто» Андрей Кононов директор «Автоцентра МС» Йорг Шрайбер гене
эксперты
Андрей Карпов
директор по продажам компании «Екатеринбург-Лада»
Артем Киселев
менеджер региональных проектов компании «Инком-Авто»
Андрей Кононов
директор «Автоцентра МС»
Йорг Шрайбер
генеральный директор Mazda Motor Rus
Почему рушится монополия на отдельные марки
Из-за чего московские компании откладывают массовую экспансию в Екатеринбург
Как сборочные заводы повлияют на рост продаж
Согласно прогнозу АН «Автомобильная статистика», емкость российского рынка новых автомобилей к концу 2007 г. достигнет 2280 тыс. шт. (в денежном выражении — $44,32 млрд). Продажи подержанных машин — около 260 тыс. шт. (их стоимость оценивается аналитиками на уровне $4,55 млрд). Таким образом, суммарная емкость автомобильного рынка нашей страны в 2007 г. вплотную приблизится к отметке в $50 млрд, что на 30% превышает показатель 2006 г. В результате Россия выйдет на четвертое место в Европе после Германии, Великобритании и Италии, опередив Францию и Испанию, которым уступала еще в прошлом году. Рынок Екатеринбурга и Свердловской области составит 5% российского, в регионе до конца года продадут 105,8 тыс. автомобилей на общую сумму $2,056 млрд.
Если основным событием 2006 г. стало долгожданное превышение объемов продаж иномарок над продукцией отечественного автопрома (по итогам года — 57,5 и 42,5% соответственно), то 2007 г. показал резкое увеличение разрыва между ними. Продажи иномарок выросли в России на 56,9%, в то время как показатели отечественных автомобилей сократились на 10,6%. В результате доля иномарок от общего объема российского рынка в количественном выражении на конец года составит уже 70,2% (1600 тыс. шт.), в денежном — 88% ($39,2 млрд). Доля отечественных авто в разы меньше: 29,8% (680 тыс. шт.) и 12% ($4,44 млрд — Lada, $0,68 — другие марки).
На волне повышенного спроса иностранные производители продолжают активное развитие своих дилерских сетей. Как сообщает комитет по товарному рынку администрации г. Екатеринбурга, за текущий год количество салонов в городе должно достигнуть 54, что на 17% больше прошлогоднего показателя (на 1 января 2007 г. в Екатеринбурге работали 46 автоцентров). В этом году появились новые центры «Автоленд Холдинга» — «Форд Центр Запад» (Ford), «Форд Центр Юг» (Ford) и «Автоленд Юг» (Mazda). «УралФрансАвто» открыл второй салон Peugeot. «Авантайм» совместно с компанией «Авто Плюс» вернул бренд Alfa Romeo в наш город, создав нового дилера — компанию «Автомобили Италии».
За ушедший год в Екатеринбурге сократилось количество дилеров-монополистов. В частности, компания «Асмото» положила конец многолетней монополии «Автоцентра МС» на Skoda, открыв на Сибирском тракте салон чешского бренда площадью 1800 кв. м. «Автосан», получив дилерство Mazda, до конца года должен прекратить монополию «Автоленд Холдинга» на этот японский бренд. В ближайшем будущем «Автобан», получив дилерство Hummer, Saab, Cadillac, составит конкуренцию «Глазуриту»: строительство будущего мультибрендового автоцентра общей площадью 20 тыс. кв. м уже ведется.
Подобное развитие событий эксперты считают логичным. Как пояснил «ДК» ЙОРГ ШРАЙБЕР, генеральный директор Mazda Motor Rus, ни один производитель ни в одном городе мира с населением свыше 1 млн человек не оставит единственного партнера, даже учитывая качество его работы. Во всех странах это делается из соображений экономической безопасности, а в России — еще и с точки зрения выгоды: активный рост рынка в последние годы позволял многим брендам при двух и более партнерах продавать больше автомобилей и быстрее осуществлять сервисные услуги, чем при одном дилере. «В частности, Mazda Motor через единственный салон продавала на свердловском рынке чуть более 2 тыс. авто в год, а могла бы минимум в два раза больше — и это наша упущенная выгода», — уверен г-н Шрайбер. Сейчас, когда количество продаж резко вырастет, компания надеется наверстать упущенное. Причина «запоздания», по мнению АНДРЕЯ КОНОНОВА, директора «Автоцентра МС» (Skoda), кроется в политике дистрибуции и в точности прогнозирования. К примеру, у производителя Skoda до 2004 г. функции импортера выполняли дилеры, что приводило к несогласованности маркетинговых действий. Mazda Motor также открыла представительство только в 2004 г. Эти компании оказались не готовы отреагировать на резкий рост рынка. «Планы по строительству новых автоцентров реализуются в течение двух-трех лет, поэтому неудивительно, что некоторые организации начали активно открываться только сейчас», — считает Йорг Шрайбер.
Как сообщает комитет по товарному рынку, к началу 2009 г. в Екатеринбурге будет работать уже 60 автосалонов. Предположительно дилерских прав лишатся три центра («Крумб-Лада», «Атлантис», автосалон на Бебеля — Черепанова), построят салоны компании «Автоном» и «Гарант-авто». «БауэрХоф» к осени следующего года запустит новый специализированный центр, а в старом, скорее всего, сосредоточатся продажи trade in. Ищет новый участок и «Автоцентр МС». «УралФрансАвто» (Peugeot) остается монополистом, однако, по информации «ДК», на получение второго дилерства претендует «Автоленд Холдинг». Bentley Motors собирается открыть в 2009 г. салон в столице Урала, и, как известно «ДК», организация придет через местного дилера.
Одновременно с развитием автомобильного рынка ужесточилась конкуренция — в 2007 г. закрылись крупные автосалоны иномарок. Ушел с рынка «Автомир» (бывший дилер BMW), исчез из списка официальных дилеров «Автофранс», представлявший бренд Renault и входивший в группу компаний «Автосан». Такое в истории местного автомобильного рынка произошло впервые (в 2006 г. закрылся лишь автосалон «Элит-Авто», работавший в Верхней Пышме). В качестве причин потери дилерства эксперты называли несоответствие этих салонов возросшим требованиям производителей.
На смену ушедшим пришли новые компании. К примеру, на месте «Элит-Авто» открылся новый автоцентр, представляющий бренды Chrysler, Jeep и Dodge (компания «Асмото»). Вместо дилера «Автомир» бренд BMW представляет новая компания «АвтоХаус» (находится в управлении «Оками Моторс»). Вместо «Автофранса» (Renault) в город пришел представитель федерального «Автомира», что стало первым появлением московского игрока в Екатеринбурге. Компания заявляет о серьезных планах развития на местном рынке — она намерена открыть до десяти новых автоцентров в течение нескольких лет. В частности, во втором полугодии на ул. Малышева у нее появился второй шоу-рум.
Впрочем, другие федеральные компании пока в столицу Урала не торопятся. По мнению г-на Кононова, экспансию сдерживают производители. Это подтверждают и сами москвичи. Как пояснил АРТЕМ КИСЕЛЕВ, менеджер региональных проектов компании «Инком-Авто», возможность быстро войти в город, купив действующий салон, хороша лишь в теории, а в реальности федеральной компании проблематично получить дилерство в регионе. В выборе между заявками местных и московских игроков преимущество и приоритет, как правило, оказываются на стороне первых, имеющих больший опыт и понимание специфики рынка своего региона. «Инком-Авто» не вычеркивает Екатеринбург из планов развития, но придет сюда уже после освоения других, менее конкурентных городов.
Экспансия ожидается, вероятнее всего, со стороны автомобильных компаний из соседних регионов. Например, пермский автохолдинг «Машинный двор» (официальный дилер General Motors, Volkswagen Group и KIA Motors) недавно объявил о планах выхода на екатеринбургский рынок. Помимо собственного строительства компания рассматривает варианты покупки существующих игроков.
По итогам десяти месяцев 2007 г. на первом месте по продажам в стране занимает Chevrolet. Как отмечает комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, с учетом совместного сборочного производства GM-АвтоВАЗ его продажи достигли 151 тыс. авто. Лидер прошлого года — Ford — пока находится на втором месте (137 тыс. шт.). Замыкает тройку самых популярных марок Toyota (122 тыс. шт.). Бренд Hyundai, который по итогам 2006 г. был третьим, пока на четвертом месте (112 тыс. шт.).
Среди брендов, которые показали наибольший рост, — сравнительно новый для российского рынка Dodge (312%). Более чем в три раза выросли российские продажи Chery (362%): китайские авто, которые полностью копируют дизайн известных марок и продаются по более низкой цене, начали пользоваться повышенным спросом. Вернулся на рынок Fiat (2900%) — два года назад этот бренд практически исчез из продажи в нашей стране в связи с внутренними проблемами концерна и последующим закрытием российского представительства. Существенно повысил совокупные показатели концерн General Motors: Cadillac — 259%, Opel — 253%, Hummer — 163%, Saab — 120%. Один из факторов роста GM (как и Ford, Hyundai, Chery и др.) — наличие собственных производств на территории РФ. К середине 2007 г. их было девять, среди них — совместное предприятие General Motors и ОАО «АвтоВАЗ», завод Ford во Всеволжске, Chery Automobile в Новосибирске. Согласно прогнозу «Автостата», они выпустят в текущем году свыше 400 тыс. автомобилей (в 2006 г. — 280 тыс. шт.). В ближайшем будущем запустят заводы по сборке таких брендов, как Volkswagen, Nissan, Suzuki, PSA (Peugeot-Citroen). Таким образом, на 2008-2009 гг. ожидается рост объемов производства до 500 тыс. авто в год, а к 2010 г. уровень сборки достигнет 1 млн автомобилей.
Единственным иностранным брендом, который сократил показатели, стал французский Citroen — на 6% меньше по сравнению с прошлым годом. Но больше всех — на 10% — потерял долю лидер отечественного рынка Lada: доля бренда, согласно прогнозу, составит уже 26,3%, а суммарная доля остальных марок (ГАЗ, Иж и др.) не превысит 3,5% рынка. В Екатеринбурге, городе со сравнительно высокими доходами населения, ВАЗ теряет позиции даже быстрее. Как ранее отмечал АНДРЕЙ КАРПОВ, директор по продажам компании «Екатеринбург-Лада», каждый год продажи Lada сокращаются примерно на 15%. Эксперты прогнозируют: если не появятся принципиально новые отечественные модели и ценовая политика АвтоВАЗа не будет скорректирована, то падение объемов не замедлится. Стоимость российских авто сейчас сопоставима с ценой на азиатские машины, и, получив возможность выбирать, потребители все чаще предпочитают иномарки.