Конъюнктура автомобильного рынка складывается удачно для сервисов по обслуживанию импортных машин, считают владельцы автомастерских. В 2006 г. иномарок в России было продано в три раза больше, чем
По оценке Михаила Дюдина, соучредителя автоцентра «Сумоторс», 85-90% подержанных автомобилей сегодня ремонтируются в маленьких «гаражных» сервисах. Однако постепенно, по прогнозу экспертов, доля рынка таких мастерских будет снижаться. «Они не могут предоставить гарантию на выполненные работы. Автомобили становятся все более технически сложными, и их обслуживание требует использования специального оборудования», — объясняет г-н Дюдин.
Основные направления деятельности автомобильных сервисов — кузовной и слесарный ремонт, диагностика и шиномонтаж. Опрошенные «ДК» собственники автомастерских сходятся во мнении, что на первых порах предприятию достаточно оказывать услуги по техническому обслуживанию авто (слесарный ремонт, диагностика). Специалисты рекомендуют установить шиномонтажное оборудование — оно не требует существенных затрат, но позволит расширить предложение и получить дополнительный доход в сезон смены резины.
Под автосервис обычно арендуют гаражные боксы либо ангары. Михаил Дюдин отмечает, что здание мастерской должно быть видно с проезжей части: «Если же сервис будет находиться, например, на территории базы, то поток заказчиков уменьшится примерно на 30%». Дмитрий Паньков, собственник автосервиса «Автограф», говорит, что оптимальное местоположение для предприятия — спальный район. В этом случае клиентам будет удобно добираться из мастерской до дома. Открывать сервис в центре города, наоборот, нежелательно: заторы на дорогах оттолкнут часть автомобилистов.
Обязательное условие при выборе места — близость транспортной развязки. «При больших объемах работ, когда требуется несколько часов или дней, клиент сможет спокойно уехать из сервиса», — объясняет Валерий Соколов, собственник автосервиса Pit Stop. По его мнению, лучше открывать мастерскую рядом с уже работающим сервисом, в идеале — с известным: «Людям будет любопытно заехать и сравнить цены, качество обслуживания, отношение персонала».
При выборе помещения стоит также измерить расстояние до ближайших жилых домов. По требованиям СЭС оно не может быть меньше 50 м. К зданию должно быть подведено централизованное водоснабжение и канализация. Несколько лет назад сервису требовалась лицензия, теперь ее отменили.
Под автомастерскую необходимо арендовать около 200 кв. м, считают эксперты. На этих площадях можно разместить пять рабочих мест (постов) размером 3,5 на 7 м. К каждому из них должен быть удобный подъезд шириной не менее 4-6 м.
Найти требуемое помещение, по словам руководителей сервисов, несложно. Стоимость зависит от района и колеблется в диапазоне 200-350 руб. за кв. м. «Желательно, чтобы здание было без колонн. Обычно они располагаются на расстоянии 6 или 12 м, что не позволяет оптимально организовать рабочее пространство — 20-25% площадей теряются», — рекомендует Михаил Дюдин.
«Если есть возможность, стоит узнать о планах развития района, где вы открываете сервис. Дорогу, на которой он расположен, могут перенести или сделать односторонней. Вслед за этим существенно уменьшится поток клиентов».
Какое оборудование покупать?
Четыре из пяти постов автосервиса необходимо оборудовать подъемниками, еще один обычно используют для проведения диагностики и ремонтных работ, не требующих подъема авто. Мастерскую лучше сразу же укомплектовать импортной техникой. Дмитрий Паньков: «Подъемник — это основное оборудование, которое используется регулярно. Если он сломается, работа в сервисе остановится». Оптимальное соотношение цены и качества, по мнению специалистов, у итальянского оборудования таких марок, как ОМА и Space. «Отечественные подъемники стоят примерно в два раза дешевле импортных. Но они часто ломаются, а найти запасные части для ремонта очень сложно», — говорит Владимир Черных, региональный представитель ЗАО «Группа Техносервис» (поставщик оборудования).
Для начала необходимо приобрести три двухстоечных подъемника — их используют для ремонта автомобилей весом до 3,2 т. Стоимость самого простого (итальянского производства) — 110 тыс. руб., еще в 4 тыс. руб. обойдется его монтаж. Также необходим один четырехстоечный подъемник (от 180 тыс. руб., монтаж — 7 тыс. руб.), который позволяет обслуживать более тяжелые авто (до 4 т), кроме того, на нем можно демонтировать коробки передач, регулировать развал-схождение. Для последней процедуры понадобится специальное оснащение стоимостью от 160 до 600 тыс. руб. (иностранного производства). На первых порах можно обойтись отечественным аналогом за 20 тыс. руб. Но часть клиентов такая аппаратура отпугнет — предупреждают эксперты.
Каждый из пяти постов оснащают комплектом инструментов за 35 тыс. руб. (полный набор ключей, отверток и головок). Понадобятся четыре набора пневматического инструмента (по 4 тыс. руб.) и один компрессор за 25 тыс. руб. На сопутствующее оборудование (домкраты, траверсы, трансмиссионная стойка) придется потратить еще 14 тыс. руб. Необходимо установить катушечные вытяжки выхлопных газов по 40 тыс. руб. Для сервиса из пяти постов хватит двух вытяжек. Шиномонтажное оборудование (шиномонтажный и балансировочные станки, компрессор, ванна для проверки колес и домкрат) стоит около 100 тыс. руб.
Автосервису, который планирует обслуживать иномарки, обязательно нужен диагностический сканер. Дмитрий Паньков: «Он позволит повысить качество ремонта — клиенты просто не поедут на хорошем автомобиле в сервис, где нет такой аппаратуры». Сейчас на рынке, по словам Владимира Черных, представлены универсальные устройства, которые помогают диагностировать большинство иномарок. Цена — 170 тыс. руб.
Сервису на пять постов, который работает пять дней в неделю по восемь часов, достаточно штата из пяти слесарей. При семидневной неделе и 12-часовом рабочем дне понадобится десять человек. Михаил Дюдин уверен, что второй вариант лучше, так как многие клиенты предпочитают ремонтировать автомобиль в выходные. «Сотрудников мы ищем через газетные объявления. Также я езжу по сервисам, общаюсь с работниками, оставляю им свои визитки. Я их не переманиваю. Просто нередко у слесарей есть знакомые, которые сейчас сидят без работы», — делится Валерий Соколов. Найти хорошего слесаря, по его словам, проблема: «Очень много работников пьют, что недопустимо. За восемь лет работы сервиса я уволил 40 человек. Если вижу, что он выпил на работе пиво, сразу указываю на дверь». Эксперты советуют устанавливать всем новым сотрудникам испытательный срок.
Основная часть работников, отмечает Михаил Дюдин, приходит по рекомендации знакомых, партнеров и даже конкурентов. Как правило, слесарь получает 40-45% от выполненного заказа. Г-н Дюдин рекомендует совмещать оклад и процент, чтобы не потерять ценных работников в периоды, когда спрос падает. В среднем слесарь зарабатывает 15-25 тыс. руб. в месяц.
На первом этапе принимать заказы может собственник сервиса. Если он некомпетентен в автомобильной тематике, придется нанимать специалиста (15 тыс. руб.), который будет осматривать машины, выяснять замечания, определять примерную стоимость работ, а также выдавать автомобиль.
«Мастера нередко берут левые заказы, а деньги оставляют себе. У нас были примеры, когда клиент после такого обслуживания обращался снова — по гарантии. Слесарю пришлось исправлять недочеты в нерабочее время. Чтобы избежать подобных случаев, нужен контроль. Если мастер-приемщик или собственник сервиса будет сидеть в комнате за прозрачной перегородкой, он обязательно отметит, что сотрудник занимается другим делом. Тем более что продолжительность типовых работ примерно известна».
Как продвигать сервис?
Владислав Гриценко, директор автоцентра «Сумоторс», считает, что для привлечения клиентов — владельцев иномарок важно поддерживать имидж сервиса на высоте: «У технического центра должен быть полноценный фирменный стиль, чтобы клиент отличал его от конкурентов». За разработку фирменного стиля рекламные агентства берут от 10-30 тыс. руб. Необходимо сделать вывеску (световой короб стоит от 10 тыс. руб.). Желательно, чтобы слесари работали в униформе — комплект из комбинезона, ботинок и бейсболки обойдется минимум в 1,5 тыс. руб.
Новому сервису необходима реклама. Один из бюджетных вариантов — раздавать визитки на ближайших стоянках. Также можно подготовить и разослать по электронной почте предложение юридическим лицам. По мнению г-на Гриценко, наиболее эффективна реклама на радио, так как именно автомобилисты — самые активные слушатели. Стоимость радиокампании может достигать 15-30 тыс. руб. Продолжительность — три месяца. Валерий Соколов убежден, что хорошую отдачу приносит размещение модулей в специализированных газетах: «Обычно эти издания лежат в автомобиле, и если возникает проблема, то человек обращается именно к ним». Г-н Соколов рекомендует публиковать свои координаты на карте города, которая, как правило, находится на центральных страницах специализированных газет. На такую рекламу, по его подсчетам, придется тратить около 10 тыс. руб. ежемесячно.
«Очень эффективно продвигать сервис через форумы. В день тысячи автомобилистов посещают наиболее популярные ресурсы. Но надо быть готовым к отрицательным отзывам — в работе любого предприятия бывает брак, и о нем обязательно напишут на ресурсе. Необходимо заранее продумать аргументы, а если требуется — компенсировать ошибку бесплатной дополнительной услугой. Полезно участвовать в обсуждениях технических проблем. Форумчане, увидев, что человек разбирается в проблеме, начинают интересоваться, откуда он».
Когда окупятся вложения?
Новых клиентов в сервис приводят и опытные сотрудники — часть мастеров приходят на новое место работы со своими заказчиками, которые привыкли ремонтировать автомобиль у одного слесаря и доверяют ему. Чтобы полностью загрузить 5-постовой сервис работой, необходимо около десяти клиентов в день. В среднем автомобиль ремонтируют 3,5 часа, но мастер обычно трудится не более 75% времени и за двенадцать часов обслуживает две машины.
Владельцы сервисов утверждают, что из-за активного роста авторынка дефицита клиентов они не испытывают. В межсезонье (октябрь-ноябрь и март-апрель) число заказчиков повышается в два раза. Часть мастерских в этот период даже увеличивают продолжительность рабочего дня и расширяют штат. Весной и осенью наибольшим спросом пользуются услуги по ремонту подвески: замена амортизаторов (350-560 руб. за штуку), рычагов (350-1500 руб. за каждый), масла (350 руб.) и антифриза (700 руб.). Средний чек за выполнение одного заказа равен 1,5-2 тыс. руб. Михаил Дюдин отмечает, что рентабельность сервисов начинается от 24%, на успешных предприятиях этот показатель достигает 40-60%. Срок окупаемости автомастерской, по словам владельцев, — полтора-два года.
bonus
Направления для дальнейшего развития
Наработав клиентскую базу, автосервисы начинают расширять спектр услуг. Вслед за открытием слесарного цеха специалисты рекомендуют приобрести оборудование для кузовного ремонта (минимум 40 тыс. евро). Затем при мастерских появляются небольшие магазины запчастей и автомойки.
По словам бизнесменов, оптимален вариант, когда предприятие оказывает полный спектр услуг по обслуживанию автомобиля. В этом случае клиенты становятся постоянными, с любой проблемой они обращаются в одну и ту же организацию. Сервис получает возможность нивелировать сезонное падение спроса на одни виды работ за счет других. Средний чек в цехе кузовного ремонта — 20-25 тыс. руб.
детали
На чужих ошибках
Владислав Гриценко
директор автоцентра «Сумоторс»:
«Основная проблема на начальном этапе — правильно спрогнозировать число клиентов. Стоит учитывать, что первые месяцы будут сложными — автомобилисты еще не знают о вас. Когда мы открыли сервис, поток клиентов оказался ниже предполагаемого. Штат укомплектован полностью, а люди сидят без работы, зарплату платим, налоги отчисляем, а доходов нет. Часть сотрудников пришлось сократить. Может получиться и обратная ситуация, когда клиенты идут, а обслуживать их некому. Чтобы подстраховаться, желательно заранее договориться с людьми, которые при необходимости смогут выйти на работу».
Дмитрий Паньков
собственник автосервиса «Автограф»:
«Смена местоположения мастерской может привести к оттоку клиентов. Открывая сервис, мы не заключили долгосрочного договора аренды и обожглись на этом. Дела у нас пошли очень хорошо, клиентов с каждым днем становилось все больше. Собственник помещения увидел это и в течение полугода поднял арендную плату с 18 до 60 тыс. руб. Пришлось переехать, часть клиентуры мы при этом потеряли. Теперь мы заключили долгосрочный договор аренды и можем спокойно смотреть в будущее».
Валерий Соколов
собственник автосервиса Pit Stop:
«Чтобы сэкономить, мы купили отечественный подъемник. Уже на первом году работы погнулись все лапы, хотя тяжелых автомобилей на него не загоняли. Пришлось вкладываться в ремонт. При этом импортный подъемник у нас работает уже более девяти лет. Мелкие поломки за это время, конечно, были, но столь серьезных — ни одной».
итоги
Цена входного билета
Расчет для автосервиса, расположенного в спальном районе города. Площадь помещения — 200 кв. м. Перечень услуг: техническое обслуживание автомобиля, диагностика, шиномонтаж. Работает сам собственник предприятия и 10 слесарей. Режим работы: ежедневно с 9.00 до 21.00, без выходных. Посещаемость — 10 человек в день, средний чек — 1,5 тыс. руб.