Меню

АвтоВАЗ собирает кластер по деталям

Как стало известно «ДК», около двух недель назад в Свердловскую область приезжали представители технической дирекции концерна АвтоВАЗ. Целью визита было договориться с местными производителями о по

Екатеринбург в поисках поставщиков и партнеров посетила делегация АвтоВАЗа. В концерне заявили, что уже строят планы, связанные с Уралом, на 2012 г. Поэтому свердловское Минпромнауки вернулось к идее автомобильного кластера, замороженной в кризис. Автор прежней концепции, завод АМУР, скептичен: он ждет от кластера ясных условий и преференций.

Как стало известно «ДК», около двух недель назад в Свердловскую область приезжали представители технической дирекции концерна АвтоВАЗ. Целью визита было договориться с местными производителями о поставках комплектующих. Совещание в региональном Минпромнауки проводил министр Александр Петров. Как подтвердили в ведомстве, на встречу пригласили руководителей местных компаний, чья продукция могла бы заинтересовать автовазовцев. Среди них — УралНИТИ, Кировградский завод твердых сплавов «и другие предприятия».
Валерий Балин, главный инженер АвтоВАЗа, затруднился перечислить уральские заводы, с которыми концерн договорился о совместной работе. «Но мы нашли точки соприкосновения, наметили планы взаимодействия на четвертый квартал 2011 г., хотя основная работа начнется в 2012 г., — рассказал он «ДК». — Сейчас формируем техзадание для свердловских заводов, требования по качеству продукции». По словам г-на Балина, уральские предприятия будут поставлять свою продукцию не только на АвтоВАЗ, но и «дочкам» концерна — они сейчас выделяются в отдельные структуры и начнут работать самостоятельно (например, это компании по изготовлению инструмента — фрез, резцов и т. д.).
Как напоминают местные производители комплектующих, АвтоВАЗ уже не в первый раз пытается наладить контакт. В 2009 г. его делегация приезжала на Кировградский завод твердых сплавов, чтобы совместно работать над новыми видами инструмента. Планировалась двухлетняя программа с большим объемом инвестиций. «Тогда дела у концерна были плохи, нужно было экономить, в том числе на инструменте, — объясняет Юрий Лопатин, ведущий специалист по выставочной деятельности Кировградского завода твердых сплавов. — Однако, после того как государство влило в АвтоВАЗ 75 млрд руб., наши договоренности стали неактуальными». Теперь, полагает г-н Лопатин, автогигант снова задумался о сокращении издержек: ему необходимо снижать цены на машины, чтобы привести их в соответствие с качеством.
«На АвтоВАЗе весь инструмент армируется твердым сплавом. Им нужны пластины для токарной обработки, сверления — мы их выпускаем, причем стоят они в разы дешевле, чем у зарубежных производителей», — комментирует Елена Хоревич, замдиректора по производству Кировградского завода твердых сплавов. По словам Юрия Лопатина, скорее всего, взаимодействие их завода с АвтоВАЗом возобновится. Однако протокола о намерении предприятия пока не подписывали — действуют только устные договоренности.
Как сообщили в региональном Минпромнауки, есть вероятность, что Уральский автокластер, задуманный в 2008 г., все-таки появится. Три года назад речь шла о кооперации производителей черного и цветного металлопроката, труб, РТИ, автомобильных жгутов и автохимии. Однако идею отложили, и схема кластера до сих пор не проработана. Сейчас сотрудники министерства ведут переговоры с потенциальными участниками автокластера.
Как считает Юрий Афанасьев, гендиректор завода «Автомобили и моторы Урала» (АМУР), появление автомобильного кластера оправданно. В Свердловской области есть мощная научно-техническая школа, а также площади и инфраструктура бывших советских заводов — они сегодня не задействованы в основном производстве, но могут быть использованы малыми и средними предприятиями. «В 2008 г. АМУР инициировал и начал воплощать идею кластера. Нас поддержало порядка 40 компаний, которые были готовы инвестировать в производство различных узлов и автокомпонентов. Но тогда грянул кризис, автомобильный рынок просел на 70% — всем стало не до кластера», — напоминает г-н Афанасьев.
Однако, по мнению участников рынка, пока у областных властей нет внятной и реалистичной концепции автокластера, вести переговоры с предприятиями нет смысла. «Мы могли бы войти в него как инструментальщики. Но только в альянсе с другими производителями, которые изготавливают фрезу, например с УВЗ. Но пока нас не звали», — рассказывает г-н Лопатин. «Кластер обычно создают вокруг мощного якоря — предприятия или группы предприятий, которые выпускают серийную продукцию и создают спрос на номенклатуру сопутствующих бизнесов кластера. Плюс это значительные инвестиции — как частные, так и государственные — и соответствующие условия для инвесторов, льготы по обязательным платежам и налогам, инфраструктура и т. д. По такому принципу созданы кластеры под Санкт-Петербургом, вокруг АвтоВАЗа и др. Возникает экономия на логистике, инфраструктуре. Пока эти условия не будут выполнены, Уральский автокластер так и останется просто правильной идеей», — резюмирует Юрий Афанасьев.