Меню

B2C-рынки Екатеринбурга подсчитывают потери от кризисного года

B2C-рынки Екатеринбурга подсчитывают потери от кризисного года — тяжелее всего чувствуют себя автодилеры и туркомпании, лучше ситуация в страховании и связи. Прогнозы игроки делают осторожные.

Авторынок катится по наклонной

После ажиотажного спроса на автомобили в конце прошлого года авторынок города ушел в затяжное пике — продажи падают весь 2015 г., причем некоторые бренды фиксируют потери больше чем на 90%. Дилеры предполагают, что всю полноту «отложенного» спроса 2014-2015 гг. рынок почувствует только в 2017 г.

Прошлой осенью авторынок Екатеринбурга продолжал падать — темпы варьировались в районе 18-20%, а в декабре на фоне валютных колебаний показал резкий рост, что помогло автодилерам продать всего на 3% меньше авто, чем в декабре-2013. В целом по итогам года рынок города упал на 16%. Как пояснял директор автоцентра «Автоленд» на Новосибирской Кирилл Шуняков, декабрь 2014 г. у всех был взрывным — население стремилось превратить свои сбережение во что-то более твердое, в том числе и автомобили:

«Жители Казахстана тоже внесли свою лепту, вывозили много».

 

 

Директор «Auto-Dealer-Екатеринбург» Михаил Чаплыгин добавлял: декабрьский ажиотаж, вызванный падением рубля, совпал с окончанием госпрограммы обновления автопарка, что и повлияло на рекордный результат декабря.

«Подобный показатель в Екатеринбурге теперь мы увидим не скоро. Первое полугодие будет характеризоваться довольно сильным падением в начале, а затем постепенным восстановлением рынка под влиянием старта новой программы утилизации автомобилей», - прогнозировал эксперт.

 

Так и вышло: в первом квартале в Екатеринбурге было продано на 49% меньше, чем за январь-март 2014 г. Причем в марте впервые по итогам одного месяца рынок упал более чем на 50% — автодилеры реализовали 3 580 машин, что на 54% меньше, чем в марте-2014. Отметим, что в первый весенний месяц автоконцерн General Motors принял решение законсервировать автозавод в Санкт-Петербурге и увести с российского рынка бренд Opel, а марку Chevrolet оставить только в премиальном сегменте. А в апреле власти решили поддержать падающий рынок и запустили госпрограмму льготного автокредитования - первыми, кто получил от нее выгоду, стали Hyundai и Renault. Например, продажи бестселлера французского бренда — кроссовера Duster — в Екатеринбурге выросли более чем в два раза по сравнению с мартом.

А вот Citroen продолжал бить антирекорды — падение продаж марки за четыре месяца превысило 90%. Эксперты констатировали: бренд перестает быть интересным дилерам. Так, в мае один из автосалонов марки перепрофилировался под китайский бренд. Тогда же компания «Штерн» объявила о закрытии шоу-рума Bentley, располагавшегося в здании на ул. Февральской революции. Екатеринбургские автодилеры признавали: госпрограмма придала некоторое оживление продажам, однако клиентского трафика в шоу-румах не стало больше.

Летом ситуация немного выправилась: по итогам июля участники рынка реализовали на 37% меньше, чем в июле-2014 — больше автомобилей в этом году было продано только в июне. Кроме того, сокращение рынка на 37% за один месяц оказалось наименее значительным в 2015 г. — обычно по итогам месяца падение продаж составляло 40-55%. При этом в январе-июле в Екатеринбурге было продано на 46% меньше, чем за семь месяцев 2014 г.

«В целом, за счет двух месяцев лета рынку удалось немного скорректировать динамику падения, которая могла достигнуть 50%. Эта тенденция имеет все шансы продолжиться», - комментировал г-н Чаплыгин.

В таких условиях участники рынка сделают больший упор на продажу автомобилей с пробегом, говорил Кирилл Шуняков:

«Автодилеры, возможно, пересмотрят концепции продаж новых автомобилей. К примеру, исчезнут продажи без маржи, так как оставшейся маржи от продажи сопутствующих продуктов и услуг уже не будет хватать для покрытия затрат дилеров. Большой упор будет сделан на продажи автомобилей с пробегом — до сих пор дилеры не в полной мере освоили этот рынок, а зря — потенциал есть».

Президент ГК «Автобан» Анатолий Бартенев предполагал, что если в дальнейшем не будет предпринято дополнительного внешнеэкономического давления на Россию, то ситуация все-таки будет улучшаться:

«Но, скорее всего, всю полноту «отложенного» спроса 2014-2015 гг. авторынок почувствует только в 2017 г.».

 

 

Отметим, что в этом году в уральском мегаполисе станет на пять автоцентров больше. Как сообщает горадминистрация, к вводу готовится мотоцентр Yamaha на Московском тракте плюс еще один автосалон неподалеку. Также ожидается открытие центров в районе ул. Мурманской и 40-летия Комсомола, на бульваре Культуры, на дублере Сибирского тракта. При этом салон на ул. Селькоровской начал работу ранее — объект открыла ГК «Автобан» для продаж авто марки Volkswagen. Эксперты уточняют: перечисленные объекты были заложены несколько лет назад. Новых проектов автоцентров в Екатеринбурге пока не ожидается.

Ряды страховщиков поредели

Свердловские страховщики сократили объемы сборов и страховых выплат — в первом полугодии один показатель просел на 3%, второй — на 12%. Сильнее всего сборы упали по КАСКО, страхованию имущества юрлиц и ответственности владельцев опасных объектов. Игроков на рынке тоже стало заметно меньше.

Рынок автокаско сужается вместе с падением продаж автомобилей: по данным агентства «Автостат», за пять месяцев 2015 г. число зарегистрированных в Свердловской области новых легковых машин сократилось на 57% - до 13,2 тыс. Сборы по страхованию автокаско и добровольной «автогражданке» снизились на 29% — до 2,17 млрд руб. По этим видам страхования было выплачено 2,01 млрд руб. — на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сборы по ОСАГО выросли на 25% до 2,74 млрд руб., выплаты — на 17% до 1,64 млрд. Директор Екатеринбургского филиала СОГАЗа Мария Путилова полагает: причинами роста сборов и выплат в обязательной «автогражданке» стали повышение тарифов, страховых сумм, изменение порядка расчета выплат в связи с причинением вреда здоровью.

«Темп роста выплат в ОСАГО будет увеличиваться по мере того, как все больше страховых случаев начнут происходить в рамках договоров страхования, заключенных после вступления в силу поправок об увеличении страховых сумм», - прогнозирует эксперт.

Отметим, что с 12 апреля базовый тариф ОСАГО вырос на 40%. Уральские страховщики отмечали, что повышение было необходимо. Ранее в Центробанке тоже признали, что повышение тарифов по ОСАГО назрело давно из-за накопившихся дисбалансов. Кроме того, с 1 октября 2014 г. со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб. выросла сумма выплат по ОСАГО для тех автовладельцев, кто купил полис с 1 октября и позже. Тогда же с 80% до 50% был понижен уровень предельного износа автодеталей, который учитывается при определении страховой выплаты. Участники рынка подчеркивали: без повышения базовых тарифов ОСАГО, которые не менялись много лет, многие страховые компании просто уйдут с рынка.

«Практически для всех страховщиков ОСАГО сейчас убыточен: даже при существующем покрытии базовый тариф должен быть выше примерно на 25%. Обещанное ЦБ повышение решит проблему только в ряде регионов, то есть в большинстве из них ОСАГО останется нерентабельным. Рентабельность может повысить корректировка региональных коэффициентов», — говорил руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

В первом полугодии отрицательную динамику роста показало страхование имущества юрлиц: региональные сборы в этом сегменте составили 278 млн руб. и сократились на 27%. Медленнее, чем в целом в стране в Свердловской области развивается страхование имущества граждан: сборы выросли на 5% до 496 млн. Сборы страховщиков региона по добровольному медицинскому страхованию выросли на 5% и составили 1,88 млрд руб. Поступления по страхованию от несчастных случаев снизились на 27% до 782 млн рублей. Вместе с тем, сборы по страхованию жизни выросли на 71% и достигли 967 млн рублей. Это связано, в том числе, с тем, что в регионе активизировали продажи некредитных продуктов областные отделения федеральных страховщиков жизни, поясняет Мария Путилова. На 13% упали сборы по добровольному и обязательному страхованию ответственности владельцев опасных объектов, составив 162 млн рублей.

«Падение сборов в страховании владельцев ОПО продолжится. 1 сентября начали действовать новые тарифы в обязательном страховании при эксплуатации опасных объектов. По большинству объектов тарифы снижены в два-три раза», – отметила г-жа Путилова.

Добавим, что рынок «домашних» страховых компаний в Свердловской области в этом году сузился. Так, этим летом Банк России отозвал лицензию у компании «УГМК-Страхование» — в связи с «отказом компании от осуществления деятельности». Представители холдинга УГМК подчеркнули, что отзыв лицензии был запланирован еще полтора года назад:

«С февраля 2014 г. страховая компания не заключала новых договоров с клиентами, продолжая исполнять обязательства по ранее заключенным договорам. В настоящее время «УГМК-Страхование» не имеет действующих договоров страхования, все обязательства перед клиентами компанией исполнены».

Решение о прекращении страховой деятельности было принято общим собранием участников компании. В компании говорят, что оно обусловлено желанием холдинга уйти из непрофильного бизнеса и сфокусироваться на металлургии.

Помимо этого летом 2013 г. екатеринбургская «Экспресс Гарант», проработавшая более 20 лет, прекратила заключение новых договоров страхования, а спустя год добровольно отказалась от лицензии на ведение страховой деятельности. В апреле 2015 г. Банк России принял решение об отзыве у игрока лицензии. Также весной этого года лицензию сложил крупнейший и старейший региональный страховщик, компания «Северная казна». По заявлению регулятора, компания испытывала проблемы с платежеспособностью и финансовой устойчивостью. В июле Арбитражный суд Свердловской области признал банкротом страховую компанию «Северная казна». В отношении компании, ранее лишенной лицензии, открыто конкурсное производство. Директор компании Александр Меренков занят новым проектом, не связанным со страхованием.

В конце мая права работы на рынке лишилась и «Русская страховая транспортная компания», имевшая офис в Екатеринбурге. В июне ЦБ приостановил действие лицензий у страховщиков «Компаньон» и «Моя страховая компания», также представленных в уральском мегаполисе. По словам гендиректора СК «ВыручимЕкатерины Вороновой, на фоне отзывов лицензий у участников рынка доверие населения к институту страхования в целом снизилось, поэтому делать сейчас какие-либо прогнозы затруднительно:

«Обычно сборы страховых премий в третьем и четвертом кварталах были более высокими, чем в начале года. Но мы общаемся с коллегами и видим тенденцию: в 2015 г. ситуация не радужная. Так что лучшим сценарием до конца года будет стагнация рынка». 

 

Туристический рынок прошел самоочистку

Экономическая нестабильность очистила туристический рынок Екатеринбурга — компаний, занятых турагентским бизнесом, стало меньше вполовину, ряд туроператоров тоже ушли с рынка. Оптимистичных прогнозов эксперты не делают: сокращение турпотока по зарубежным направлениям может достигнуть и отметки в 50% — если рубль продолжит падать.

Свердловский туристический рынок на фоне упавшего прошлой осенью рубля пережил серьезный спад. Согласно данным ЕМИСС, объем платных услуг по внутреннему туризму в регионе в 2014 г. составил 13,3 млрд руб. с приростом 9% против 18% прироста в 2013 г. В среднем в 2014 г. туркомпании отправили из Екатеринбурга в зарубежные туры на 7%  меньше туристов в сравнении с предыдущим годом. В конце 2014 г. исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев характеризовал положение дел на рынке как сложное и говорил о двух сценариях развития событий:

«Один выглядит довольно оптимистично, и то относительно. Он связан с тем, что стоимость евро остановится на уровне 60 с чем-то рублей и обстановка стабилизируется. Есть и негативный сценарий: он предусматривает ухудшение положения на туристском рынке и падение вслед за ним авиационного рынка».

В итоге в феврале участники рынка констатировали: в регионе стало меньше юрлиц, занятых турагентским бизнесом, — их число сократилось на 50%. Президент ГК «Виста» Максим Пузанков добавлял: также уменьшилось количество точек продаж турпутевок – на 30%.

«Мы действительно пережили очень серьезный спад — стало меньше малых предпринимателей, занятых в сфере туризма, люди потеряли рабочие места. Но рынок самоочистился, это было необходимо. Просто экономические потрясения ускорили этот процесс. Компаний, работающих сейчас, вполне хватает, чтобы заниматься продажами турпродукта», - пояснял эксперт.

Отметим, что в апреле екатеринбургский туроператор «Русские каникулы» объявил об уходе с рынка из-за низких продаж туров — 1 июля фирма была исключена из реестра туроператоров. Туристический бизнес инвестиционной компании AVS Group, который осуществлялся под брендами «AVS Форсаж» и «Зона сезона», также был закрыт.

Анастасия Ермолаева, директор ТК «ПАНГЕЯ», комментировала: стресс конца 2014 г. был заметен и в первые месяцы 2015 г. Но уже к марту ситуация стабилизировалась. Объем планируемой перевозки на курорты стал более сбалансированным. В майские праздники туристический рынок Екатеринбурга окреп — рост турпотока превзошел прогнозы, которые туроператоры делали зимой. По ряду направлений был отмечен даже дефицит турпродукта — из-за резкого сокращения рейсов в связи с кризисом. Так, ощущалась нехватка предложений в ОАЭ и Египет. Г-н Мальцев отмечал, что глубина продаж пока не сильно впечатляет, но уже идет бронирование туров на июль, август и даже сентябрь. Поскольку количество авиарейсов заметно сокращено по сравнению с прошлым годом, эксперты полагали, что загрузка бортов будет максимальной и демпинга удастся избежать.

При этом число уральских туроператоров в едином государственном реестре за последний год сократилось втрое. Михаил Мальцев пояснял: большая часть страховщиков отказывается работать с туроператорами, а те компании, что продолжают выдавать им фингарантии, требуют непосильную для многих плату: В итоге из более чем 3 тыс. компаний, числившихся в едином госреестре туроператоров в прошлом году, осталось лишь около 900. По Уральскому региону из 120 работу продолжили 42. Г-н Мальцев пояснял:

«В первую очередь с рынка ушли не крупные компании, а региональные и «нишевые» операторы, осуществлявшие деятельность по определенным специализациям. Многие из них продолжили работу, но уже вне правового поля».

В конце августа 2015 г. свердловские туроператоры представили отнюдь не оптимистичный прогноз: сокращение туристического потока по зарубежным направлениям может достигнуть и отметки в 50%, если рубль продолжит падать. Низкая покупательная способность граждан не позволит им приобретать путевки по более высоким ценам. На туристические настроения екатеринбуржцев значительно повлиял недавний скачок курса валют, когда доллар подорожал до 71 руб., а евро достиг отметки в 82 руб., и следом за нефтью и азиатскими фондовыми рынками было зафиксировано падение американских и европейских.

Ранее эксперты отмечали, что сокращение чартерных вылетов из Екатеринбурга в летнем сезоне 2015 г. составило более 40%. Существенно сократилась география — жители Свердловской области стали реже путешествовать на острова — Канары, Майорку, Тенерифе, Родос, Корфу. Тенденция на переориентацию россиян в сторону собственной туристической индустрии, которая началась еще в 2014 г., сохраняется: интерес екатеринбуржцев к внутренним направлениям этой осенью даже вырос — по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.  — на 59%.

Участники рынка предполагают, что те туристы, кто мог ранее позволить себе отдых четыре раза в год, будут ездить за рубеж один-два раза. В то же время граждане, уже сейчас с трудом находившие деньги на самые дешевые путевки, будут вынуждены воздержаться от путешествий.

Провайдеры сыграют на удержание

Рынок услуг интернет провайдеров и телеком-операторов в регионе растет, а вот темпы процесса замедляются — приток новых клиентов не такой интенсивный, как ранее, плюс часть клиентов пытаются экономить. Из-за насыщения игроки будут стараться прежде всего удержать клиентов, совмещая возможности фиксированной и мобильной Сети.

На рынок услуг интернет провайдеров в регионе валютные колебания и общая нестабильность в экономике повлияли не столь значительно. Так, по данным ЕМИСС, число подключений проводного широкополосного доступа (ШПД) к сети Интернет с 2012 г. ежегодно увеличивается на 7%. В целом уральские игроки оценивают объем рынка ШПД в регионе по итогам 2014 г. в 7,2 млрд руб., что, по их мнению, на 5% больше, чем в 2013 г. По итогам I квартала 2015 г. количество абонентов ШПД достигло 893,4 тыс. пользователей, из них 50% — жители Екатеринбурга.

При этом темпы роста рынка проводного ШПД в Екатеринбурге замедляются. С одной стороны, это вызвано естественным насыщением рынка — уровень проникновения достаточно высок, практически достигает 75%, соответственно приток новых клиентов не такой интенсивный, как ранее. С другой стороны, влияет общая экономическая ситуация - клиенты экономят, плюс часть затрат интернет-провайдеров находится в «валютной зоне», тогда как основной объем доходов — в «рублевой». На этом фоне маржинальность бизнеса провайдеров снижается. При этом, отмечает коммерческий директор «Ростелекома» на Урале Денис Сибирцев, даже сейчас потребители рассматривают расходы на связь как первоочередные. Те операторы, которые понимают, что клиенты вынуждены экономить, будут предоставлять им дополнительные преимущества, считает он. Прежде всего, речь идет о повышении качества услуг за счет строительства оптических каналов связи, полагает эксперт.

«Во-вторых, это повышение качества клиентского сервиса, в том числе дистанционного обслуживания. В-третьих, предоставление дополнительных бонусов за те же деньги. Это, например, может быть бесплатное увеличение скорости на подключенных тарифных планов без увеличения стоимости», — говорит г-н Сибирцев.

Директор филиала «Дом.ru» в Екатеринбурге Эдуард Афонцев добавляет: по результатам 2015 г. не исключено снижение темпов роста рынка проводного интернета, но падения не ожидается. А гендиректор «АКАДО-Екатеринбург» Алексей Катаев прогнозирует умеренный рост за счет проникновения платного цифрового телевидения. Основной акцент при этом сместится на удержание существующих клиентов, а не на привлечение новых.

«Соответственно усилится конкуренция в области качества предоставляемых услуг, в способности предложить клиенту новые сервисы. Вырастет популярность пакетных предложений, когда по одной и невысокой стоимости клиент получает подключение ШПД и цифрового телевидения с выбранным пакетом телеканалов. Скорость предоставления ШПД как конкурентное преимущество отойдет на второй план», — говорит г-н Катаев.

Параллельно в регионе растет количество пользователей мобильного ШПД. По данным исследовательского агентства TNS, доля пользователей, которые выходят в Интернет со смартфонов, составляет 42% от совокупного числа абонентов операторов телеком-связи. Росту проникновения мобильного Интернета в области способствует строительство операторами сетей 4G. Сегодня, по словам операторов связи, доля от услуг мобильного Интернета в совокупном обороте компаний в среднем составляет 28%, а в перспективе ближайших 3-4 лет может стать основной услугой сотовой связи.

При этом летом на рынок зашел новый игрок — компания Tele2, СП «Ростелекома» и Tele2, которая объявила о планах получить не менее 20% абонентов в Свердловской области за два года, а осенью выйти на рынки оставшихся регионов УрФО, Пермский Край и Оренбургскую область. Привлекать абонентов в компании намерены за счет низких цен. Другие операторы сотовой связи, работающие в регионе, заявляли, что не опасаются прихода конкурента. Представители компаний подчеркивают, что сейчас ключевым фактором при выборе оператора является качественный мобильный интернет, а они, в отличие от новичка, уже работают на сетях 4G.

По словам Ивана Яцко, коммерческого директора по фиксированному бизнесу МТС на Урале, провайдеры продолжат внедрять новые технологии, совмещая возможности фиксированной и мобильной Сети — чтобы удовлетворить растущие потребности абонентов в скоростном Интернете.

«В долгосрочной перспективе с учетом активного проникновения 4G-сетей операторы смогут гибко подходить к предоставлению интернет-сервисов, эффективно распределять трафик и выбирать для конкретного абонента — с учетом особенностей его местонахождения и других факторов — наиболее подходящий канал передачи данных — мобильный или фиксированный», — резюмирует г-н Яцко. 

Фото: common.regnum.ru, saret-auto.ru, sogaz.ru, li207-91.members.linode.com, архив DK.RU

Читайте также о ситуации на рынке коммерческой недвижимости города — за год кризисные тенденции там укрепились, а эксперты констатируют: рынок на перепутье.