«Для невежественных людей жизнь — сплошные коридоры, в которых нет дверей и выбора, а только рабство. Для продвинутых жизнь — пустота, пространство, заполненное возможностью по имени воображение».
Алексей Крол, предприниматель, лектор, автор книги «Теория каст и ролей» на своей странице в Facebook рассуждает о том, что же управляет решениями и в конечном итоге жизнью человека. Воля или изначально заложенные инстинкты определяют нашу судьбу?
— Решил заочно подискутировать с уважаемым профессором. В последнее время мне нравится троллить ученых, когда я вижу, что они порят чушь или откровенно передергивают. Сегодня на повестке: Роберт Сапольски.
Тезис:
.... Нет более американской идеи, чем «свободная воля» — мысль о том, что мы все наделены (вероятно, Богом) властью выбирать путь успеха или разрушения и нести ответственность за последствия этого. Именно по этой причине мы «наказываем» людей за совершенные преступления. Эта мысль настолько вездесуща, что большинство людей даже никогда не размышляли об альтернативе.
Нейробиолог Роберт Сапольски видит все иначе. Он выступает против идеи «свободной воли».
Вместо этого он считает, что наше поведение состоит из сложной и беспорядочной мешанины столь многочисленных факторов, что откровенно глупо думать, будто бал правите отдельные, независимые «вы». Он разбирает все это в своей новой книге, «Behave: The Biology of Humans at Our Best and Worst» («Поведение: биология людей в самых лучших и худших своих проявлениях»).
Решения, которые мы принимаем, являются следствием «пренатальной среды, генов и гормонов, того, авторитарными или склонными к эгалитаризму были [наши] родители, видели ли [мы] насилие в детстве, когда [мы] завтракали…».
Комментарии:
Не надо быть семь пядей во лбу, чтобы понять, что на определенном уровне человек управляется нейрофизиологией. Если вы когда-то практически строили или строите автоматизированные воронки или работаете в игровой индустрии, или, «простихосподи», в ПР или ящике, и вообще занимаетесь traffic acquisition, то идея о том, что в некоторой своей части человек биоробот, представляется столь же очевидной, сколь и правильно упавший бутерброд.
Но со свободой воли есть закавыка — воображение, порождающее сложные концепты и способность к саморефлексии.
Вот, к примеру, когда я думаю над моделированием судьбы, то это выглядит так, что я представляю N-сценариев с одной стороны и матрицу параметром предпосылок, каждая из которых имеет некоторую вероятность.... Да, в модели можно проследить закономерности выбора, паттерны.
В общем, на этой нехитрой идее построена ТКР, и можно допустить, что да, в 99% ситуаций человек совершает неосознанный выбор на базе подсознательных стереотипов. Это тоже старая мулька. Можно говорить, что часть этих стереотипов сформировалась социально, часть — на базе условно «генетической памяти», и сейчас есть интересные данные.
Но самое интересное возникает тогда, когда человек в результате сознательных усилий способен повысить степень осознанности настолько, что начинает видеть иное и совершать иные выборы.
В общем, в моем представлении вся история цивилизации и превращения животного в человека — это и есть повышение уровня осознанности, когда мы способны совершать выбор не на основе факторов среды низкого уровня, а на основе того, что мы создали в своем сознании.
Если мы способны повышать уровень осознанности, тогда мы от реактивного поведения переходим к про-активному. Это безумно старая концепция, но есть нюанс.
В обычной жизни все ровно, но если вдруг возникает какой-то стресс, подскакивает уровень кортизола, в тревожности мы из рационального состояния резко переходим в аффективное, потому что мозг орет: «Все пропало, надо что-то делать». И 99% делают, как правило, реактивные реакции, которые не ведут к улучшению, а просто субъективно снижают уровень тревожности. Типа того, как в стрессе мы начинаем мыть посуду, что якобы помогает нам. Или как новая гуру мадам Кондо учит наводить в доме порядок, потому что это наводит порядок в жизни.
Косвенно это помогает, потому что концентрированная деятельность убирает идею опасности, снижает тревожность, мы постепенно возвращаемся из состояния орущего идиота в норму, когда можем рационально спросить себя: «Что делать?».
Это значит, что все же (я верю) есть состояние, когда имеется то, что можно назвать свободой воли, и она живет в промежутке между стимулом и реакцией. Потому что свобода имеет место до выбора.
Метафора жизни в «Теории Каст и Ролей» — это лабиринт комнат, соединенных коридорами. В комнате есть выбор из нескольких дверей, в коридоре выбора нет, так как если вы выбор уже совершили, то вынуждены идти.
Но и тут есть нюанс. Для невежественных людей жизнь сплошные коридоры, в которых нет выбора — это и есть рабство. Для продвинутых жизнь — это пустота, где нет ни комнат, ни коридоров, ни стен, а есть бесконечное пространство, заполненное возможностью по имени воображение.
Читайте также: «Наша жизнь — следствие выбора, который мы не делаем. Это абсолютное «отбивание от мух»
Теги: мнение, качество жизни