Генеральный директор банка «Гран» Дмитрий Коцюба объясняет нововведения тем, что перед кредитным учреждением стоят большие задачи — увеличение капитализации за счет слияния с другими банками и разв
Генеральный директор банка «Гран» Дмитрий Коцюба объясняет нововведения тем, что перед кредитным учреждением стоят большие задачи — увеличение капитализации за счет слияния с другими банками и развитие розничного направления. Раньше в составе совета директоров из топ-менеджеров был только я один. А сейчас появился человек, курирующий финансовый блок, и специалист, занимающийся эмиссионной работой, — уточняет г-н Коцюба.
Рассказать подробнее о планах по слияниям и поглощениям Дмитрий Коцюба отказался, отметив лишь, что есть «несколько интересующих банк кредитных учреждений», но пока сделки «находятся в стадии проработки».
В «Положении о совете директоров КБ «Гран» указано, что в его составе не должно быть больше пяти человек. Свое место топ-менеджерам уступили Владислав Буряк и Александр Кабаков. По словам Дмитрия Коцюбы, у обоих просто не было возможности уделять должное внимание банковскому бизнесу.
Нужны ли топ-менеджеры в составе совета директоров — вопрос спорный, считают эксперты. Евгений Болотин, заместитель председателя Уральского банковского союза: Это зависит от стратегии банка. С точки зрения западного подхода к менеджменту, смешивать исполнительную и законодательную власть нельзя. Но в России такая практика есть. И я не вижу в этом никакой проблемы.
В большинстве случаев в советы директоров входят представители акционеров кредитного учреждения и первое лицо банка — президент, председатель правления или генеральный директор. Независимые директора есть пока только в совете Уралтрансбанка. В УБРиР в состав совета директоров кроме президента банка Сергея Дымшакова входит советник президента Евгения Пестерева, в Банке24.ру — Борис Дьяконов (исполнительный директор) и Любовь Лучшева (главный бухгалтер). Евгений Болотин считает, что главное в таких случаях, чтобы количество менеджеров уравновешивалось числом акционеров. Борис Дьяконов, кстати, владеет 20% акций Банка24.ру.
Сергей Воробьев, вице-президент УБРиР, обращает внимание на то, что задача совета директоров — определять общее направление развития банка и контролировать работу топ-менеджеров, реализующих выбранную стратегию. Смешение функций принятия стратегических решений и их исполнения может существенно снизить эффективность не только одного направления, но и всего бизнеса, — уверен г-н Воробьев.
Позиция Владимира Фролова, председателя совета директоров банка «Северная казна», еще более категорична — с 1993 г. включать менеджеров в совет директоров этого кредитного учреждения запрещено Уставом. Считается, что именно присутствие менеджмента в составе совета директоров погубило такие крупные компании, как Enron и WorldCom, — рассказывает Владимир Фролов. По его словам, в США с 2002 г. даже введен закон, по которому в совете директоров на долю менеджеров компании не должно приходиться более 25%.