– Алексей Юрьевич, сначала – об интересах Вашего банка в нашем городе. – Внешторгбанк – несмотря на то, что 99,96 % его акций принадлежит Банку России – банк все-таки коммерческий. Поэтому цель ег
– Алексей Юрьевич, сначала – об интересах Вашего банка в нашем городе.
– Внешторгбанк – несмотря на то, что 99,96 % его акций принадлежит Банку России – банк все-таки коммерческий. Поэтому цель его присутствия в Екатеринбурге вполне определенная: банк зарабатывает деньги. Делать это здесь несколько сложнее, чем в других городах: местный банковский рынок далеко не типичен и интересен. После кризиса в некоторых субъектах РФ, кроме отделений Сбербанка, банков практически не осталось, а свято место, как известно, пусто не бывает. Почему многие филиалы Внешторгбанка и были открыты именно в 98-м году? В Екатеринбурге же сохранились почти все кредитные учреждения. Тем не менее обойти вниманием один из наиболее развитых экономических регионов России было бы нерезонно.
– Как известно, создание филиала – не первая попытка экспансии Внешторгбанка в Екатеринбург… Каковы сейчас отношения Внешторгбанка с вашим предшественником – Урал-внешторгбанком?
– Действительно, в 1991 г. был образован дочерний банк Внешторгбанка – Уральский коммерческий региональный банк Внешторгбанка РФ (Уралвнешторгбанк). Команда, по меркам того времени, подобралась достаточно сильная – банк успешно стартовал и быстро развивался. И уже почти через год, по решению руководства Уралвнешторгбанка, он обрел статус самостоятельного финансового учреждения.
Сегодня наши отношения с Уралвнешторгбанком ограничиваются двухпроцентным участием в уставном капитале, позволяющим вносить предложения по повестке акционерного собрания, и обычным партнерством. О былом напоминает лишь сходство наименований, в связи с чем часто возникает путаница. К нам, например, приходят снимать деньги с вкладов в «Уралвнешторгбанке»…
– Тут-то вы и переманиваете заблудившегося клиента…
– Разумеется, мы этого не делаем. И не только из этических соображений: несмотря на созвучные названия, у нас принципиально разный бизнес – и по масштабу, и по специфике.
Ведь что сегодня представляет собой региональный банк? Это относительно небольшой уставный капитал, довольно продвинутые технологии, устоявшаяся команда, наработанные связи с предприятиями. Все, казалось бы, хорошо. До тех пор, пока не встает вопрос о больших объемах операций и принятии на себя серьезных рисков, о кредитах на обновление основных фондов солидного предприятия или выставлении гарантии на долговременные экспортно-импортные операции. Очевидно, что для региональных банков это затруднительно. О чем говорить, если капитализация предприятия-клиента – $ 800 млн, а обслуживающего его банка – 150 млн руб.? Объемы бизнеса уральских промышленных гигантов, входящих в десятку крупнейших мировых предприятий, и обслуживающих их банков порою просто несопоставимы.
Кроме финансовой недостаточности, в региональных банках возможны и чисто технические проблемы, и проблемы реноме, и личных контактов. А документарный бизнес, как это не удивительно, базируется на взаимоотношениях конкретных людей в конкретных банках. Наши работники лично знакомы с работниками документарных департаментов ведущих мировых банков. Что же касается капитала Внешторгбанка, – сейчас он составляет около $ 1,5 млрд. При этом ограничения в суммах заимствования и гарантирования у нас практически нет.
Так что, для нас не составит труда обслужить клиентов регионального банка. Однако мы более ориентированы на крупные проекты, на крупные предприятия, у которых есть потребность в вышеназванных услугах.
– Может, Вы приведете примеры подобных проектов?
– Думаю, не стоит. Во-первых, потому что это наши коммерческие отношения с клиентом. А во-вторых, заявлять о себе перечислением клиентов, – на мой взгляд, все равно, что на большой горе написать «Здесь были Вася и Петя». Если же говорить об объемных показателях, могу привести незакрытые цифры. Валюта баланса у нас – 1 млрд руб. Для филиала численностью 30 человек это весьма внушительная цифра. А объем открытых лимитов на клиентов составляет уже более $ 30 млн Это средства, которые наши заемщики могут немедленно взять в случае необходимости.
– Складывается впечатление, что сегодня у Внешторгбанка нет достойных конкурентов…
– Конкуренция всегда проистекает на конкретном рынке. На рынке объемного кредитования конкуренты у нас есть. Во-первых, Сбербанк (если не принимать во внимание наших преимуществ в сфере сложных международных расчетов). Во-вторых, дочерние банки-нерезиденты. Правда, они весьма прохладно относятся к выставлению рисков на российские предприятия. Есть еще и Московский Международный банк… В общем, конкурентов достаточно, но работы всем хватает.
А соревноваться на рынке расчетных услуг или кассового обслуживания у нас, по большому счету, нет необходимости. Данные услуги у нас вполне приемлемы и по качеству, и по расценкам и, как правило, входят в общий пакет. Мы практически не рекламируем услуги для граждан. Тем не менее руководители известных предприятий предпочитают иметь золотую или платиновую пластиковую карту VISA с логотипом Внешторгбанка, потому что за рубежом это одна из составляющих их имиджа. Кроме того, их привлекает и скорость выдачи карт, и отсутствие требований страхового депозита – мы работаем на доверии к личности уважаемого человека.
– Основные итоги двухлетней деятельности филиала и его
перспективы?
– Подводить какую-то черту еще рано. Есть некоторые результаты,
к которым мы относимся достаточно критически. Сработавшаяся команда, комплектная
материальная база, связи с предприятиями, доверительные отношения между
работниками банка и сотрудниками этих предприятий. Пожалуй, это главное. И еще –
нас очень сложно удивить каким-либо клиентским запросом. Возможности филиала
сегодня практически не отличаются от возможностей головного офиса.
Перспективы я бы обозначил следующим образом. Одна – это развитие отношений
с потенциальными клиентами. Если эта работа увенчается успехом хотя бы на 15% –
будет неплохо. Вторая перспектива – обслуживание предприятий среднего уровня. Им
мы можем предложить стандартный пакет банковских услуг, который, впрочем, в
дальнейшем можно будет пополнить и индивидуальным сервисом. И третье направление
– услуги для граждан. Мы создаем специальное отделение, которое будет заниматься
только физическими лицами.
Филиалу крупнейшего по капиталу банка было бы
неразумно фокусировать свои усилия на отдельной группе клиентов.
Филиал
Внешторгбанка в Екатеринбурге:
620142, ул. Степана Разина, 16.
Тел. (3432)
22-31-41, 22-17-90.
Факс (3432) 22-31-41.
E-mail: mailbox@vtbektb.ru sekr@vtbektb.ru