Меню

Банки опробовали офисы формата "2 в 1"

В начале 2013 г. банк ВТБ в Екатеринбурге откроет нестандартный офис - в одном помещении с Транскредитбанком (ТКБ). Другие игроки рынка тоже облегчают офисный формат.

Объединить офисы разных банков Группа ВТБ решила после приобретения ТКБ (оно состоялось в конце 2011 г.). Как рассказал «ДК» управляющий ВТБ в Екатеринбурге АНДРЕЙ ВОЛЧИК, пока единственный офис в формате «2 в 1» работает в Москве — на базе отделения ТКБ в Сокольниках. «Подселение» ВТБ в родственные офисы станет частью процесса по присоединению Транскредитбанка к группе. «На наш взгляд, это наиболее комфортный формат интеграции, — говорит г-н Волчик. — Клиенты ТКБ получат доступ к продуктам и услугам корпоративного банка группы. Этот формат уже применялся при миграции розничного бизнеса из ВТБ в ВТБ 24 в середине 2000-х гг.». Вскоре (во втором квартале 2013 г.) в Транскредитбанке начнутся продажи розничных продуктов группы, уточнил в беседе с «ДК» управляющий Уральским филиалом ВТБ 24 СЕРГЕЙ КУЛЬПИН.

Нынешний год для Свердловской области был отмечен запуском нетривиальных банковских отделений. Отчасти это стало результатом решения многих банков сокращать расходы на содержание филиальных сетей, сохраняя темпы экспансии. Так, летом банк «Пойдем!» открыл в Екатеринбурге несколько подразделений в офисах Банка24.ру, своего партнера по Группе «Лайф». «В середине года мы прекратили потребительское кредитование, — рассказал «ДК» предправления Банка24.ру СЕРГЕЙ ЛАПШИН. — Поэтому логично, что при открытии своих точек «Пойдем!», ориентированный на розницу, обратился к нам: наша специализация — юридические лица. И мы нашли удобное для всех решение, работая при этом как два независимых арендатора». По словам банкира, экономить на расходах удается, но незначительно — на коммунальных услугах и аренде. Но эффективность использования помещения выросла в два раза, считает г-н Лапшин.

Более радикальным способом снижения затрат для банков является аренда площадей под точки продаж — в магазинах и торговых центрах. И если раньше такие точки занимались лишь мгновенным кредитованием покупок, то сейчас банковские стойки превратились в микроофисы. Клиентам здесь предлагают подать заявление на различные виды кредитов или оформить бумаги на вклад. Подобные подразделения в Екатеринбурге открыли, в частности, «Уралфинанс» (в салонах компании «МОТИВ») и Банк Хоум Кредит (в салоне «Ростелекома» и в магазинах партнеров). «Один из наших принципов — шаговая доступность, — пояснил «ДК» управляющий филиалом Банка Хоум Кредит в Екатеринбурге МИХАИЛ БАЛАБАНОВ. — Не везде физически возможно или экономически целесообразно большое отделение, так что мы открываем и офисы микроформата. Их оборудование требует меньших затрат, к тому же при необходимости их легко перенести в другое место». Г-н Балабанов также отмечает, что микроофис обходится банку примерно в 10 раз дешевле, чем стандартное отделение. Экономить в таком случае удается на той же арендной плате и коммуникациях, но уже гораздо существеннее. Банковской стойке в магазине не нужно ничего, кроме электроэнергии и связи. Полнофункциональная работоспособность такой точки может быть обеспечена всего двумя сотрудниками, так что банк снижает и затраты на содержание персонала.

Многие региональные банки при этом остаются верны традиционным принципам развития филиальных сетей. «Мы сочли наиболее комфортным и наименее затратным вариант создания сети с нуля, — рассказал «ДК» председатель правления СКБ-банка ВЛАДИМИР ПУХОВ. — Как показывает практика, покупка или присоединение стороннего банка с готовой инфраструктурой несет много издержек — интеграция IT-систем и переучивание персонала обходятся очень дорого. У нас отработанная технология развития сети, благодаря которой мы ежегодно открываем столько офисов, сколько нам нужно. По нашим стандартам полноформатный офис с полным циклом банковского обслуживания должен размещаться на площади не менее 180 кв. м, чтобы клиент с порога чувствовал, что он попал в банк, которому можно доверять. Формально Банк России признает банковской точкой даже стойку в торговом центре, где консультант принимает заявки на кредиты. Но лично я не считаю их полноценными точками, поэтому даже говорить об этом не буду». Важнейшим критерием для нового офиса г-н Пухов называет его удачное расположение.

Банки готовы идти еще дальше по пути минимизации своих представительств. Так, ВТБ 24 содержит штат менеджеров, работающих удаленно. Весь их инструментарий состоит из ноутбука с 3G-модемом и специальным ПО. Как правило, они выезжают к партнерам банка по зарплатным проектам, к корпоративным и VIP-клиентам. По аналогичному принципу в аэропортах и крупных торговых центрах работают представители Ситибанка. Правда, в Екатеринбурге еще не дошло до внедрения вьетнамского опыта Банка Хоум Кредит: там сотрудники, снабженные велосипедами, ноутбуками и складными стойками, переезжают в течение дня из одного магазина в другой.