Банки, традиционно считавшиеся оплотом консерватизма, сегодня стали главными потребителями инноваций: они автоматизируют бизнес-процессы и активно развивают дистанционные сервисы.
У клиента нет времени прийти в банк – и не нужно: число финансовых операций, осуществляемых через Интернет, растет год от года. Сегодня на финансовом рынке разворачивается настоящая битва за клиента, эксперты считают, что победу в ней одержат те структуры, которые смогут предложить интегрированный набор сервисов, доступных как в банковских отделениях, так и посредством мобильных устройств, через Интернет или контактный центр. Для ведущих российских банков перевод клиентской базы на удаленные каналы обслуживания имеет стратегическое значение – это повышает конкурентоспособность и прибыльность бизнеса.
Обоюдная выгода
Дистанционное оружие в битве за клиента
Раньше, чтобы быть ближе к клиентам, банки открывали офисы на каждом шагу, теперь лидеры финансового рынка в поисках новых конкурентных преимуществ на рынке один за другим обновляют интерфейсы своих систем и на постоянной основе совершенствуют дистанционные услуги.
В 2015 году банк «Кольцо Урала» внедрили новый интернет-банк для бизнеса под названием SMART. Он позволяет клиентам совершать как стандартные операции (формировать выписки, контролировать плановые остатки, просматривать поступления на счет, создавать копии платежных поручений и ответные платежные документы), так и осуществлять импорт и экспорт платежных поручений из основных бухгалтерских программ, а также подписывать их непосредственно в 1С:Бухгалтерия. Кроме того, сейчас в банке проходит внутреннее тестирование мобильного приложения интернет-банка для бизнеса. В скором времени оно появится в AppStore и Google Play.
PSB On-Line, интернет-банк Промсвязьбанка, расширил время обработки внутрибанковских платежей в системе PSB On-Line. «Теперь юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять расчеты с контрагентами – клиентами Промсвязьбанка через интернет-банкинг 24 часа в сутки 7 дней в неделю. К обработке в круглосуточном режиме принимаются документы в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – клиентов Промсвязьбанка, поступившие из системы PSB On-Line и не требующие ручного визирования сотрудником банка», – рассказывает Анна Позднякова.
СКБ-банк готовит для действующих и потенциальных клиентов новое предложение, которое планирует представить в конце 2015 года. Новое приложение будет отвечать принципам простоты и социальности. По словам Константина Котельникова, СКБ-банк меняет подход к клиенту и дистанционному общению с ним. «Мы стремимся сопровождать нашего пользователя на всех этапах, помогать быстро и без переключений решить любой вопрос, подсказывать выгодные для него финансовые решения. СКБ-банк не только расширяет функционал мобильного приложения, но и готовится сделать акцент на сервисе. Среди внедряемого функционала нового приложения стоит отметить клиентскую и неклиентскую части, чат со специалистами банка, социальные функции по коллективному управлению банковскими продуктами», – говорит г-н Котельников.
Дематериализация банков: ближайшая перспектива, или утопия?
Интернетизация и виртуализация приобрели всеобъемлющий характер, и сегодня все чаще говорят о том, что интернет-банкинг вот-вот полностью заменит традиционные офисы – в них просто отпадет необходимость. «Теоретически эта перспектива вполне реальна, но в более отдаленном будущем, – считает Константин Котельников. – Конечно, уже сегодня интернет-банкинг позволяет переводить средства, оплачивать любые услуги, оформлять и заказывать все основные банковские продукты (вклады, кредиты, карты) и комплексно управлять ими. Но, несмотря на то, что в ближайшее время дистанционные услуги продолжат совершенствоваться, они не смогут полностью заменить обслуживание в офисе – это связано как с необходимостью физического присутствия клиента во время совершения ряда операций, так и с требованиями законодательства.
С коллегой согласен Кирилл Сорокин: «В России крайне сложно оказывать юридическим лицам (именно юридическим) максимально удаленный сервис, при этом, не нарушая различные нормы законодательства. В то же время, сами клиенты пока на 100% не готовы не иметь физического офиса. Пока определенно рано говорить об уходе в дистанционный банкинг из офисов». Таким образом, банкирам остается совершенствовать все каналы взаимодействия с клиентами.