Участников системы страхования вкладов обязали раскрыть информацию о структуре собственности, чтобы с ней могли ознакомиться клиенты. В нормативных актах владельцы банков обозначены как «лица, оказ
Участников системы страхования вкладов обязали раскрыть информацию о структуре собственности, чтобы с ней могли ознакомиться клиенты. В нормативных актах владельцы банков обозначены как «лица, оказывающие существенное влияние на решения органов управления», а рассказать о них разрешили в срок до 27 марта. Площадку для раскрытия банки могли выбирать: либо портал ЦБ РФ, либо собственные сайты. Все кредитные организации Свердловской области предпочли второй вариант, разместив информацию понезаметнее. «ДК» рассмотрел акционеров крупнейших по активам региональных банков и самые интересные детали в структурах собственности.
Первый в рейтинге региональных кредитных учреждений Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) фактически объявил о своей независимости. В его кратком обращении говорится: лиц, оказывающих существенное влияние на руководство банка, нет. УБРиР ссылается на определение такого влияния в законе «О банках и банковской деятельности» (право воздействовать на управленческие решения, определять условия ведения бизнеса, назначать членов правления и наблюдательного совета — им обладают акционеры и участники банковских групп и холдингов). Однако список аффилированных лиц УБРиРа вполне ожидаемо возглавляет председатель совета директоров Русской медной компании Игорь Алтушкин.
СКБ-банк тоже обошелся без сюрпризов. Влияние здесь делят Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, 25,01%) и Группа Синара (72,74%), основным владельцем которой является Дмитрий Пумпянский. Его доля в группе — 98,88%, т. е. речь о сильном косвенном влиянии г-на Пумпянского на СКБ-банк. В аналогичную, хоть и более длинную схему вписывается и Меткомбанк. Цепочка из нескольких компаний, зарегистрированных в разных офшорных зонах, приводит к главе ГК «Ренова» Виктору Вексельбергу.
Одна из самых разветвленных схем собственности — у банка «Кольцо Урала». В значительной степени его контролирует ОАО «УГМК», но влияние медной компании размыто. Так, основным акционером «Кольца Урала» числится Медногорский медно-серный комбинат (ММСК), а УГМК напрямую владеет лишь второй по величине долей. Но при этом она выступает одним из собственников ММСК — наряду с несколькими столичными ООО, названия которых ни о чем не говорят. А конечные бенефициары банка скрыты за рядом кипрских компаний — совладельцев ОАО «УГМК».
Уралтрансбанк (УТБ) в целом контролируют ЕБРР (25%) и семья председателя правления Валерия Заводова. Сам г-н Заводов владеет 37,78% акций УТБ, а еще — московской компанией «МФК-2002», у которой в банке доля 14,95%. Супруге председателя правления Елене Заводовой принадлежит 0,24% акций УТБ, а сыну Кириллу — 2,14%. Кроме того, оба они — учредители ООО «ВЕК», за которым еще 3,09% акций банка.
Еще один пример семейного банковского дела — Уралфинпромбанк. После отделения от бизнеса НП «Объединение заводов «ФИНПРОМКО», которое состоялось в 2009 г., он находится под контролем братьев Илдара и Фатыха Губаевых.
За вторым по размеру доли (19,45%) акционером Екатеринбургского муниципального банка (ЕМБ), ООО «Жилстройкомплекс», стоит застройщик, близкий к мэрии. А именно ЗАО «Наш дом», единственный учредитель «Жилстройкомплекса». «Наш дом», в свою очередь, контролирует бывший вице-мэр Екатеринбурга Сергей Клименко. Близость ЕМБ к администрации города, в общем, никогда и не скрывалась: среди его акционеров — ЕКУГИ (29,29%) и сын мэра Станислав Чернецкий (29,13%).
Уралприватбанк, входящий в группу предприятий «СКМ-Холдинг», допустил противоречие. С одной стороны, указал, что никто косвенно не может влиять на решения его руководства. С другой — тут же привел таблицу, в которой такое лицо есть.
Из документа следует, что влиятелем для Уралприватбанка помимо учредителей структур «СКМ-Холдинга» является екатеринбургское ООО «Ежик плюс» (ему принадлежит 100% в компании «Центр охраны труда «Полис», которая распоряжается 8,5% акций банка). В свою очередь, «Ежик плюс» входит в состав Уральского фармацевтического центра, занимающегося оптовыми поставками лекарственных средств. А фармцентр принадлежит Илье Рожкову, брату Андрея Рожкова, бывшего владельца сети аптек «Здравник» и экс-депутата облдумы. Кроме косвенного влияния на Уралприватбанк, Илья Рожков входит в число его акционеров — за ним 11,57% акций.
Новые требования к публичности выполнили все уральские банки, а их данные о собственниках не стали сенсацией. Однако найти информацию бывает непросто даже сотрудникам ЦБ. Кредитным организациям не было предписано, в каком именно разделе размещать сведения о влиятелях. Поэтому схемы структуры собственности могут оказаться на самых неожиданных страницах сайтов. Например, ЕМБ выбрал для этого раздел «Общая информация», Уралтрансбанк — «Акционеры», «Кольцо Урала» — «О банке». А чтобы узнать страшный секрет ВУЗ-банка — что 100% его акций принадлежат АКБ «Пробизнесбанк», — надо пройти самый длинный путь: «О банке / Пресс-центр / Раскрытие информации / Дополнительная информация».
Впрочем, структуру собственности неохотно показывают банки по всей России. ЦБ РФ даже пришлось предупредить: тем, на чьих сайтах разыскать сведения будет невозможно в течение трех месяцев, запретят привлекать деньги частных вкладчиков.
Активы банков Екатеринбурга на 01.01.10, млн руб.
Источник: ТОП-лист «ДК».
На банки влияют через офшоры и холдинги
Меткомбанк1
1 Владение более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставном капитале.
Банк «Кольцо Урала», пример структуры собственности, основные акционеры
Уралприватбанк
Уралтрансбанк — под семейным контролем
25%
Европейский банк реконструкции и развития
Карполь Н.Н.
3,5%
ОАО «РЖД»
1,64%
ООО «ДорСтройИнвест»
14,95%
ООО «МФК-2002»
3,09%
ООО «ВЕК»
37,78%
Заводов В.Г.
0,24%
Заводова Е.К.
2,14%
Заводов К.В.
Лица, принадлежащие к одной группе
У двух банков — общий владелец