Меню

Банки решились кредитовать покупку машин с рук

эксперты Евгений Алексашин начальник отдела розничного бизнеса филиала «Уральский» банка «Агропромкредит» Константин Богатырев директор департамента потребительского кредитования СКБ-банка Татьяна

Высокая конкуренция в сфере автокредитования заставила банки обратить внимание на новый сегмент — ссуды на машины, покупаемые с рук. Для одних этот продукт — расширение линейки, для других — реальный шанс удержаться на крайне привлекательном для банков рынке. Сегодня в Екатеринбурге выдать деньги на покупку машины у частного лица готовы как минимум двенадцать банков. Кто в Екатеринбурге кредитует покупку автомобилей с рук Сколько стоит кредит на подержанную машину
Почему региональные банки делают ставку на вторичный авторынок

эксперты
Евгений Алексашин
начальник отдела розничного бизнеса филиала «Уральский» банка «Агропромкредит»
Константин Богатырев
директор департамента потребительского кредитования СКБ-банка
Татьяна Веденина
начальник кредитного офиса Уралприватбанка
Татьяна Волкова
начальник управления розничных продуктов МЕТКОМБАНКа
Алексей Завьялов
начальник отдела обслуживания физических лиц филиала ОАО «Транс­КредитБанк» в г. Екатеринбурге
Александр Ким
начальник управления автокредитования Уральского банка ОАО «УРСА Банк»
Марина Рубанова
начальник отдела кредитов населению Банка24.ру
Татьяна Сергачева
и. о. директора компании «Кредитное бюро»

С 1 августа Уралтрансбанк вывел на рынок новый продукт — кредит «на приобретение комиссионного автотранспорта, минуя автосалон». Пример показателен: за последний год кредитные учреждения одно за другим стали осваивать новую нишу — машины с пробегом, продаваемые физлицами. До прошлого года большинство банков не финансировало такие сделки в рамках автокредитования — покупателю и продавцу машины предлагали обратиться в салон и поставить авто на комиссию либо взять обычный нецелевой потребительский кредит, который обходится дороже.

Банки водят новые программы кредитования машин с пробегом

Из 41 банка, чьи программы авто­кредитования представлены на екатеринбургском портале «БанкИнформСервис», автокредиты на подержанные машины без участия салонов предлагают десять. «ДК» удалось найти в Екатеринбурге двенадцать банков, готовых выдать деньги на покупку комиссионной машины у физлица (см. «Детали» на стр. 88). «Предложений мало, — признает Татьяна Сергачева, и. о. директора компании «Кредитное бюро» (кредитный брокер). — Большинство банков выдают кредиты на подержанные авто только через салоны и брокеров».

Одним из первых эту нишу начал осваивать Уралприватбанк (УПБ), он кредитует покупку машин у частных лиц с 2005 г. В екатеринбургских филиалах Транс­КредитБанка и банка «Агропром­кредит» займы на приобретение подержанных автомобилей с рук появились около года назад. Прошлым летом программу автокредитования запустил Банк24.ру. «Мы сразу же предусмотре­ли возможность фи­нансирования сделок по покупке машины у частного лица, — поясняет Марина Рубанова, начальник отдела кредитов населению Банка24.ру. — Однако активно портфель кредитов на подержанные машины начал расти с ноября 2006 г., в основном за счет автомобилей, покупаемых у физлиц и с аукционов. Можно сказать, что мы предугадали спрос».

С начала 2007 г. число игроков в сфере автокредитования сделок между част­ными лицами начало расти быстрее. С января такую возможность предоставил клиентам в Свердловской области УРСА Банк, с мая — СКБ-банк, с августа — Русфинас Банк и Уралтрансбанк.

Ряд банков заявили «ДК», что собираются ввести подобные кредиты в ближайшем будущем. «В целях развития продуктовой линейки банк планирует разработку такого стандартного продукта, как «Автокредит на подержанные автомобили с рук», — сообщила Татьяна Волкова, начальник управления розничных продуктов МЕТКОМБАНКа.

Некоторые кредитные учреждения, например УРСА Банк, ввели отдельные программы именно для кредитования сделок между двумя физлицами — по мнению специалистов банка, договоры, заключаемые через организации, более защищены. Другие создали единые программы для подержанных машин, покупаемых у физлиц, с аукционов и в автосалонах, не являющихся официальными дилерами. Так, Банк24.ру делит кредиты на авто с пробегом на две категории — продаваемые по схеме трейд-ин и все остальные, считая, что риски, связанные с историей машины и продавца, во втором случае примерно одинаковы, разница только в оформлении документов. Г-жа Рубанова: «Автоброкеры и салоны при авторынках риски для банка почти не снижают — они просто поставляют клиентов».

Банкам тесно в автосалонах

Автокредит — один из наиболее привлекательных для банка продуктов. «Это займы на относительно крупные суммы с залогами, легко поддающимися оценке», — поясняет Татьяна Веденина, начальник кредитного офиса Уралприватбанка. Однако в салонах официальных дилеров уже прочно обосновались крупные федеральные игроки. Располагая более дешевыми ресурсами, они способны предложить конкурентоспособные ставки, могут реализовывать совместные программы при поддержке автопроизводителей, утверждает Алексей Завьялов, начальник отдела обслуживания физических лиц филиала ОАО «ТрансКредитБанк» в г. Екатеринбурге. Например, в Райффайзенбанке на такие спецпредложения приходится более 85% портфеля автокредитов.

В ближайшие годы конкуренция в сфере кредитования новых автомобилей только ужесточится: в Россию уже пришел первый банк автопроизводителя — Тойота Банк, вслед за ним должны появиться финансовые представительст­ва концернов BMW и DaimlerChrysler. Марина Рубанова: «Емкость сегмента новых авто еще не исчерпана, но рынок поделен уже давно. Чтобы сделать какое-то неординарное предложение, надо очень сильно ронять ставки. Региональные коммерческие банки не могут этого себе позволить. Для них это значит работать бесплатно, проценты уже и так очень низкие».

Ниша автокредитов на подержанные машины с рук, напротив, почти пуста. Евгений Алексашин, начальник отдела розничного бизнеса филиала «Уральский» банка «Агропромкредит»: «Большинст­во банков, конкурируя между собой в автосалонах, упустили этот сегмент». В 2006 г. 35-40% всех авто продавалось в кредит (данные МА ABARUS Market Research). Но в основном этот показатель достигнут за счет новых машин, в сегменте подержанных, по оценкам экспертов, доля кредитных схем как минимум в два раза ниже.

Федеральные банки объясняют запуск специализированных программ для сделок между физлицами желанием расширить ассортимент, дополнить линейку автокредитов и тем самым повысить лояльность клиентов. Приоритетным для них все равно остается рынок новых автомобилей. Александр Ким, начальник управления автокредитования Уральского банка ОАО «УРСА Банк»: «Для нас продукт «Из рук в руки» — это развитие ассортимент­ного ряда, возможность предоставлять максимально полный перечень услуг, интересных клиенту». Г-н Ким считает, что продукт для машин, покупаемых с рук, в УРСА Банке никогда не войдет в число лидеров и займет к концу года не более 10% портфеля автокредитов.

Зато для местных банков, особенно тех, кто недавно ввел автокредиты, работа с неорганизованным рынком — реальный шанс получить свой кусок пирога. Александр Ким: «Это попытка уйти и сегментироваться на другой нише, чтобы не конкурировать с автобанками и банками, которые уже заключили договоры с производителями автомобилей». Уралприватбанк вышел на рынок автокредитования два года назад. К этому времени автосалоны Екатеринбурга были широко охвачены кредитными предложениями, рассказывает Татьяна Веденина: «Условия конкурирующих банков были схожими, так что предложить что-то новое для покупателей салонов практически не представлялось возможным». Банк решил сразу же занять нишу кредитования без участия салонов. В итоге портфель автокредитов УПБ, по словам г-жи Ведениной, почти на 100% состоит из займов на машины, купленные с рук.

СКБ-банк начал работу на массовом рынке автокредитования в этом году, также с подержанных автомобилей. «Участников немного. Мы можем в числе первых зайти на этот рынок и получить время, чтобы в сравнительно спокойной обстановке изучить рынок изнутри», — говорит Константин Богатырев, директор департамента потребительского кредитования СКБ-банка. Наработав опыт в сегменте авторынков и частных объявлений, банк планирует со временем наладить отношения с автосалонами и запустить программы кредитования для схем трейд-ин и бай-бэк .

Пока конкуренция не такая напряженная, как в других сегментах авто­кредитования, у займов на автомобили с рук есть еще один плюс — более высокая доходность. Александр Ким поясняет, что из-за ограниченного числа предложений банки могут зарабатывать на таких займах больше, чем на других видах автокредитов.

Рынок подержанных автомобилей будет расти

Финансисты уверены, что спрос на кредитование машин с пробегом будет увеличиваться. Евгений Алексашин: «Займы на машины, купленные с рук, занимают 20% портфеля автокредитов банка «Агропромкредит», и существует устойчивая тенденция к увеличению доли таких кредитов в общем портфеле».

«Продажи подержанных машин растут пропорционально всему российскому автомобильному рынку, это очень хорошая динамика», — убеждена Татьяна Веденина. За 2006 г. объемы реализации автомобилей в России увеличились на 20%, подсчитали в PricewaterhouseCoopers. При этом, по официальным данным, Екатеринбург в 2006 г. обогнал Санкт-Петербург по количеству легковых машин на душу населения и приблизился к Москве (в среднем 46 машин на 100 семей).

Как показывает статистика, автомобиль, купленный в автосалоне, попадает на вторичный рынок в среднем через три года, когда истекают сроки гарантии. Константин Богатырев: «Сделать точечное предложение для вторичного авторынка сегодня актуально. По моим оценкам, объемы продаж новых машин в несколько раз больше, но если посмотреть на цифры трехлетней давности, то понятно, что и рынок подержанных авто с каждым годом будет расти». Как подсчитали в PricewaterhouseCoopers, в первом полугодии 2007 г. в России продано 1,015 млн новых автомобилей. Можно ожидать, говорят эксперты, что через три года большая их часть попадет на вторичный рынок. Их либо сдадут в салоны по схеме трейд-ин, либо напрямую продадут физлицам. Первый вариант перспективен, признают специалисты, но пока не получил широкого распространения. Как отмечает Алексей Завьялов, основная масса сделок по покупке машин с пробегом проходит именно между гражданами: «Наша практика показала: 20% кредитов на подержанные машины мы выдаем через салоны и 80% — напрямую физическим лицам».

При кредитовании без участия салона выше риски

От массовой экспансии на «частный» авторынок банки сдерживают более высокие риски. При стандартной схеме автокредитования машин с пробегом, которую предлагает большинст­во банков, продавцом выступает автосалон. Он предоставляет свои услуги владельцу транспортного средства (ТС) по договору комиссии. То есть договор о купле-продаже автомобиля покупатель подписывает не с частным лицом, а с салоном, салону перечисляются деньги, и из салона же забирается автомобиль. Для банка это гарант того, что после перечисления средств не возникнет проблем с оформлением документов на машину. Автосалон осматривает и оценивает ТС, а при схеме трейд-ин автомобиль еще и постоянно обслуживается у официального дилера.

Новые программы банков позволяют заемщикам исключить из сделки посредников. За комиссионную продажу автомобиля салоны берут плату. Например, услуги компании «Кредитное бюро» по постановке машины на комиссию и оформ­лению всех необходимых для кредита документов стоят 8 тыс. руб. В среднем в Екатеринбурге, говорит Татьяна Сергачева, расценки достигают 5-10% от стоимости машины. В Русфинанс Банке оценивают экономию клиента на комиссии, которую приходится платить брокеру, от 3% от цены авто до 15-20 тыс. руб. «Люди, покупающие подержанную машину, стараются избежать дополнительных расходов», — убеждена Татьяна Веденина. Кроме того, кредит на машины с рук существенно расширяет возможность выбора: получив положительное решение от банка, клиент может искать автомобиль на любых рынках и по частным объявлениям.

Евгений Алексашин: «Изначально банки стремились обеспечить чистоту залога приобретаемого в кредит автомобиля. С тех пор они усовершенствовали технологии проверки сделок. К тому же рынок диктует свои условия — если подходить к оценке рисков слишком консервативно, развивать бизнес значительно сложнее».

При оценке залога банки, кредитующие покупку машин на авторынках и у частных лиц, во многом полагаются на страховые компании, в которых заемщик покупает полис автокаско. «Они несут те же риски. Поэтому мы считаем, что оценка будет адекватна. Но конечно, сопоставляем ее с собственными данными», — говорит Константин Богатырев. Некоторые игроки, например Русфинанс Банк, требуют от заемщика предоставить акт оценки автомобиля.

Для работы с подержанными машинами необходим механизм проверки авто — легально ли оно ввозилось на территорию РФ, не числится ли в залоге в другом банке или в угоне. Марина Рубанова: «К сожалению, путем мошеннических действий можно сделать так, чтобы автомобиль находился в залоге в двух банках одновременно. Встречаются недобросовестные продавцы машин с переставленными двигателями, факт выясняется на сверке номеров в ГИБДД, когда кредит уже выдан». Впрочем, за год Банку24.ру проблемные транспортные средства попались только два раза, что, по оценке г-жи Рубановой, немного. Случаи, когда сам банк отказывается выдавать кредит на конкретную машину из-за сомнительной истории, тоже встречаются нечасто (заемщик при этом может просто подыскать другое авто). Г-н Богатырев: «Это, скорее, исключения из правил. Рынок, конечно, непрозрачный, но достаточно спокойный. Потока махинаций нет — для сомнительных машин есть другие, менее защищенные схемы покупки».

Условия кредитов на машины с рук станут мягче

Более высокие риски, связанные с историей машины и репутацией продавца, банки закладывают в процентные ставки. По оценкам банкиров, кредиты на авто, покупаемые с рук, на 2-2,5% годовых дороже, чем на машины из салонов, которые в среднем составляют 10-13%. В Банке24.ру разница между ставками на машины трейд-ин и прочие подержанные авто (в том числе купленные с рук) — 1-2% годовых. Но проценты все равно ниже, чем при нецелевом потребительском кредите (например, кредит «Универсальный» Банк24.ру выдает под 16-19% годовых).

Кроме ставок, банки подстраховываются за счет более жестких условий предоставления займа. Кредиты на автомобили, продаваемые с рук, пока никто, кроме Русфинанс Банка, не выдает без первоначального взноса. Некоторые ограничивают максимальную сумму: в СКБ-банке — 500 тыс. руб., в Уралтрансбанке — 600 тыс. руб., в УРСА Банке — 1 млн руб. Сроки кредитов также меньше. «Агропромкредит», например, готов выдавать деньги на новые иностранные автомобили на семь лет, на машины с пробегом — только на пять (для отечественных машин — на пять лет и три года соответственно). Транс­КредитБанк не предоставляет кредиты на подержанные автомобили отечественного производства. Алексей Завьялов: «Они быстро обесцениваются. Допустим, автомобилю было два года, и еще через два года заемщик перестал платить по кредиту. Продать четырехлетнюю машину уже сложно, да и в цене она потеряет больше, чем иномарка». Ограничения по году выпуска автомобиля есть у каждого банка. Иностранный автомобиль обычно должен быть не старше десяти лет на момент окончания действия кредитного договора. К отечественным авто требования еще жестче.

Впрочем, условия кредитов будут постепенно смягчаться, уверяют банкиры. К примеру, Банк24.ру в течение года дважды снизил требования к возрасту машин — с пяти лет на конец срока кредитования до семи, а затем и до десяти. «Ограничения были во многом связаны со страхованием — сложно было найти компании-партнеры, которые бы страховали машины с большим сроком службы», — объясняет Марина Рубанова.

СКБ-банк планирует увеличить сумму кредита и уменьшить первоначальный взнос, продлить срок действия положительного решения о предоставлении кредита с 30 до 60 дней. Константин Богатырев: «Мы выявили в процессе работы, что не всегда человек успевает подо­брать машину. Автомобиль, заказанный через аукцион, тоже может идти больше месяца».

Банкиры признают, что ниша кредитования покупки автомобилей с рук временная. Постепенно, по их прогнозу, вторичный авторынок станет более цивилизованным и на первый план выйдет продажа машин через салоны. Однако, говорит Александр Ким, это длительный процесс и в ближайшие два-три года ситуация на Урале кардинально не изменится. Г-жа Рубанова рассматривает работу с продавцами-физлицами как возможность закрепиться на рынке подержанных авто в целом и по мере его развития сместить акцент на работу с салонами и на схемы трейд-ин.

 

трейд-ин — прием автосалоном подержанного автомобиля в зачет стоимости нового.
бай-бэк — кредит с отсрочкой погашения или обратным выкупом, позволяет отложить погашение части суммы до конца срока кредитования и при желании владельца продать машину дилеру.

детали
Кредитовать покупку подержанных машин у физических лиц готовы двенадцать банков
Условия кредитов на приобретение у частных лиц автомобилей с пробегом

Банк Программа кредитования1 Возраст автомобиля Сумма,
тыс. руб.
Первоначальный взнос Срок Ставка (по кредитам в руб.)
«Агропром­кредит»2 На приобретение транспортных средств у частного лица До 7 лет на момент выдачи кредита От 80 От 20% До 5 лет (для отечест­венных – до 3 лет) 12-13% – иностранные, 13-14% – отечественные (+ 0,2% ежемесячно), при стоимости свыше 1 млн руб. – 14-15% (+ 0,15% ежемесячно)
Банк24.ру На подержанный автомобиль Легковой – до 10 лет, грузовой – до 15 лет, включая срок кредита От 60 От 10% 6-60 мес. 14,5-17,5%
«АвтоЭкспресс» Легковой – до 10 лет, грузовой – до 15 лет, включая срок кредита От 50 до 350 От 10% От 3 мес. до 5 лет 9% (+ 0,9% от суммы кредита ежемесячно)
Банк «ВЕФК-Урал» На приобретение автомобиля у физлица Иностранный – 8 лет, включая срок кредита (при стоимости свыше $15 тыс. – 10 лет), отечественный – 3 года на дату заключения договора От 100 От 20% 1-3 года 16-17%
ВУЗ-банк3 На подержанный автомобиль Иностранный – 10 лет, отечественный – 5 лет, включая срок кедита Н/д От 30% До 5 лет 14,9-17,9%
Мечел-банк На легковые автомобили личного пользования До 7 лет на момент выдачи кредита До 1000 От 10% До 5 лет 12-13% (с поручительством – ниже на 1%)
Русфинанс Банк «Из рук в руки» Иностранный – 15 лет, отечественный – 10 лет, включая срок кредита До 5000 От 0% 1-5 лет От 17%
«Северная казна»3 «Автомобильный – Вторые руки» До 5 лет на момент заключения договора, но не более 10 лет к окончанию срока договора (для отечественных – не более 8 лет) От 70 От 20% До 7 лет 13-16%
СКБ-банк «Из рук в руки» Иностранный – до 5 лет, отечественный – до 3 лет (на момент предоставления кредита) От 50 до 500 От 20% До 5 лет 13-17%
ТрансКредитБанк На покупку подержанного автомобиля До 5 лет От 60 до 1800 От 25% От 6 до 36 месяцев 15-17%
Уралприватбанк Автокредит До 10 лет на момент заключения договора От 50 до 1000 От 20% 1-3 года 16-20,5% (+ 0,2% ежемесячно)
Уралтрансбанк На приобретение комиссионного автотранспорта, минуя автосалон Отечественный – до 5 лет, иностранный – до 7 лет От 50 до 600 10% До 60 месяцев 12% (0,4% от первоначальной суммы кредита ежемесячно)
УРСА Банк «Из рук в руки» Отечественный – до 5 лет, иностранный – до 10 лет (на момент оформления кредита) От 60 до 1000 От 10% До 5 лет 10% (+ 0,2-0,4% ежемесячно)


1 Специализированная программа кредитования подержанных автомобилей без участия салона либо общая программа, допускающая возможность получения таких кредитов. 2 Указаны условия для частных автомобилей. 3 Данные официального сайта банка.
Источник: данные компаний.