Банки сосредоточили развитие услуг для юрлиц на кредитовании МСБ и РКО.Тут 2012г. мало отличается от 2011г. Сервисы банков лишь становятся более «онлайновыми» и пакетированными.Революций не ожидается
В Свердловской области корпоративные кредитные портфели банков в несколько раз объемнее, чем депозитные. «Это обусловлено экономикой региона: высоки темпы ее роста, предприятия серьезно развиваются, и вкладывают средства, в том числе кредитные, в модернизацию», - поясняет Андрей Волчик, управляющий филиалом ВТБ в Екатеринбурге. Так, в филиале ВТБ на один рубль привлеченных средств приходится ориентировочно семь рублей выданных. В Абсолют Банке портфель депозитов составляет около 40% кредитного портфеля. Примерно такая же ситуация – у СКБ-банка (более 18 млрд руб. депозитов на 29,5 млрд руб. кредитов юрлиц, по состоянию на март 2012г.). В Уралприватбанке, где соотношение депозитного и кредитного портфеля на данный момент сложилось на уровне 1:3, есть намерение привести его к более гармоничному состоянию. «У нас большие планы по развитию, нужны дополнительные ресурсы, которые мы привлекаем за счет депозитов», - отмечает директор по корпоративному бизнесу Уралприватбанка Наталья Горюн. Однако в УБРиР по итогам 2011 г. сложилась ситуация противоположная: объем депозитного портфеля юрлиц (15,3 млрд руб.) в два раза больше кредитного (7,99 млрд).
В целом отношения банков с предприятиями области стали проще. «Сегодня сами предприниматели говорят: «Теперь мы для каждого банка VIP-клиент», - говорит Олег Попков, управляющий директор департамента малого и среднего бизнеса ВУЗ-банка. При этом конкуренция на банковском рынке стала жестче, и прежде всего за малые и средние компании. В этой гонке банкиры наперегонки рекламируют продукты, вводят новые программы лояльности и совершенствуют онлайн-сервисы. Далеко не все обходятся своими силами. «Для работы над уровнем сервиса банки сегодня даже привлекают консалтинговые агентства», - отметил г-н Попков. Впрочем, это не значит, что банки рады любому клиенту, они четко знают, для кого хотят стать финансовым партнером. О других говорить не принято.
Настроиться на малые компании
Если обобщить, в банках Свердловской области и филиалах федеральных кредитных организаций больше всего ждут юрлиц с годовым оборотом от нескольких миллионов рублей. Причем рынок стремится к снижению планки. «В качестве рыночной тенденции 2012 г. можно отметить рост интереса банков к малому и среднему бизнесу. Многие кредитные организации разрабатывают продукты, адаптированные к нуждам именно небольших компаний», - отметил Алексей Павин, директор уральского филиала Росбанка.
Так, более пристальный взор на малый и микробизнес обратил Уральский банк Сбербанка России. В его планах на год – предложить таким компаниям несколько пакетов услуг. Свои позиции в сегменте МСБ усилил и Росбанк после завершения своих структурных изменений (он объединился с BSGV): количество корпоративных клиентов в его филиале достигло 56 тыс. организаций из различных сфер, от производства до телекома, 80% которых – компании с годовым оборотом 15-20 млн руб. «Большей частью это предприятия торговли, услуг и небольшие перевозчики», - уточнил Алексей Павин. От BSGV, который был ориентирован на сегмент выше среднего, Росбанку осталось 300-400 организаций (с оборотом от 250 млн руб.).
Не отстают региональные банки. В УБРиР, например, около 80% клиентов – малые предприятия и микробизнес с годовым оборотом в пределах 12 млн руб. ВУЗ-банк описывает свою нишу как «бизнес одного лица» (небольшие и средние компании со штатом до 50 человек), который интересует срочное удовлетворение финансовых потребностей. «Тенденции, которые отмечались в рознице, сегодня мы наблюдаем в сегменте МСБ: самыми востребованными являются простые быстрые кредиты без обеспечения, на сравнительно небольшие суммы», - объясняет Олег Попков.
В Банке24.ру описанную категорию клиентов ласково называют «физюриками»: «Это, например, клиенты, которые одновременно обслуживаются и как физлица, и как ИП или юрлица. С крупными мы не работаем: сегодня кредитный портфель юрлиц не превышает 300 млн руб.», - напомнил председатель правления банка Сергей Лапшин. По его оценке на обслуживании в Банке24.ру сегодня находятся 27% региональных компаний.
Не отстает от тренда Альфа-банк. «Мы продолжим курс на массовый бизнес: ИП, малые предприятия. Понимаем, что у них своя специфика – не нужна инкассация, например. Такие клиенты имеют возможность вносить выручку на счет предприятия, рассчитываться с контрагентами через банкоматы, даже если счет у них открыт в другом городе», - рассказывает Дина Фромм, управляющий филиалом «Екатеринбургский» Альфа-банка. Банк развивает сеть отделений, нацеленных на работу с юрлицами. Сегодня в Свердловской области таких офисов – четырнадцать.
ВТБ в своих предпочтениях традиционен, его клиент – компании с годовой выручкой от 300 млн руб. (все, что меньше, - в зоне ответственности ВТБ24). Но как ранее рассказывал «ДК» Андрей Волчик, его задача на ближайшие пару лет – сделать так, чтобы в ВТБ пришли компании с выручкой от 90 млн до 9 млрд руб., которые обслуживаются в местных банках. Конкурент ВТБ в этом сегменте - Райффайзенбанк. В фокусе его работы на 2012 г. - организации с совокупным годовым оборотом от 320 млн до 2 млрд руб., ведущие деятельность не менее года. «Это в основном торговые компании и предприятия по производству товаров массового потребления», - сообщил Анатолий Сосунов, замдиректора по корпоративному бизнесу регионального центра «Уральский» Райффайзенбанка. Средняя сумма кредита, на которую могут рассчитывать эти компании, – 40-50 млн руб. Для сравнения, в Уралприватбанке, также ориентированного на средние компании, 40 млн. – потолок. «Это максимальная величина кредита в одни руки. Лимиты кредитования традиционно зависят от уровня риска. Нормативы ЦБ и наш капитал позволяют выдавать больше, но у нас есть задачи диверсифицировать риски», - пояснила Наталья Горюн.
На общем фоне выделяется Абсолют Банк. Для него самый желанный клиент – предприятия с годовой выручкой от 300 млн до 1 млрд евро. «Мы ждем от него финансовой устойчивости и положительной деловой репутации», - отметил Руслан Габрахманов, управляющий филиалом Абсолют Банка в Екатеринбурге. При этом банк недавно ужесточил свои требования к заемщикам. «Сегодня мы применяем принятую в Европе систему рейтингов финансового состояния предприятий», - пояснил г-н Габдрахманов.
Для банков по доходности с обслуживанием малых предприятий конкурирует только розница. «Вероятно, что ряд банков отдадут приоритет более доходному и массовому розничному направлению. Прежде всего, это будут те, кто не смог сделать представителям МСБ уникальное предложение и предоставить достаточно сервисов для работы», - прогнозирует Елена Сорвина, руководитель дирекции малого и среднего бизнеса УБРиР.
Пошли на послабления
В условиях ужесточающейся конкуренции банки осознают необходимость становиться подвижнее. «Сегодня не клиент идет в банк, а банк идет к клиенту», - описывает перемены Наталья Горюн. По словам Руслана Габрахманова, банки продолжат корректировать границы отраслевой принадлежности потенциальных клиентов и совершенствовать сервисы.
Меняться в зависимости от потребностей региональных клиентов обещают даже крупные игроки. «Мы имеем возможность получать обратную связь от клиента и направлять в центральный аппарат предложения по модернизации услуг. Если продукт востребован рынком, он обязательно появится в регионе. Например, мы внедрили систему пакетных планов с индивидуальными тарифами», - говорит Андрей Волчик. Так же действует Росбанк: чтобы определить нужды клиентов, как крупных, так и ИП, кредитная организация проводит их опросы. «На основе полученных данных формируем уникальные предложения – пакеты услуг, включающие необходимый конкретной компании набор продуктов, какие-то привилегии», - отметил Алексей Павин. Так, банки фиксируют рост интереса к гарантиям, хеджированию валютных рисков, факторингу и готовы отвечать этим потребностям.
2012 г. стал началом кредитования в Свердловской области стартапов. О разморозке отношений с бизнес-новичками в декабре 2011 г. заявил Уральский банк Сбербанка России – он стал стартовой площадкой для внедрения федерального проекта «Бизнес-старт». Свою заинтересованность в этой нише демонстрирует ВУЗ-банк. «Развивать кредитование нового бизнеса планируем путем совместных программ с фондами поддержки предпринимательства», - пояснил Олег Попков.
Кредитные организации пытаются привлекать к себе клиентов беззалоговым кредитованием. В ВТБ24 сумму до 4 млн руб. малый бизнес может получить без обеспечения. По приблизительным прикидкам Сергея Кульпина, одобрение на такие кредиты получают более 50% всех обратившихся из числа торговых организаций, и до 65% заявок розничных предприятий. Он напомнил, что не так давно лимит по беззалоговому кредиту был на уровне 2 млн руб. Беззалоговое кредитование развивает и ВУЗ-банк: «Часто у предпринимателей отсутствует поручительство или твердый залог. К тому же, большинство полагает, что на срочные нужды лучше взять кредит, чем истратить оборотные средства и упустить выгоду», - говорит Олег Попков. Платежеспособность таких клиентов оценивают по управленческой отчетности.
Демпинг обернется ростом тарифов
Помимо развития сети представительств, банки продолжают расширять перечень услуг, доступных удаленно, с помощью онлайн-сервисов. «Регистрация компаний и банковское обслуживание в Москве намного дороже, чем в регионах. Поэтому предприниматель сегодня может работать в столице, а корсчет держать в Хабаровском крае или в любом другом субъекте РФ. Так дешевле. Думаю, цены на готовый бизнес в столице продолжат расти, а это будет двигать вперед банковские онлайн-сервисы», - уверен Сергей Лапшин.
Сам Банк24.ру делает ставку на объединение функций интернет-банка и онлайн-бухгалтерии. Он предложил рынку продукт, разработанный совместно с компанией «СКБ-контур». Сервис позволяет вести список доходов и трат, формировать отчеты в налоговую и Пенсионный фонд, и в теории – избавляет предпринимателей от необходимости присутствовать в регионе регистрации компании. Г-н Лапшин: «Думаю, за ближайший год мы утвердимся в этой нише, наберем критическую клиентскую базу, опередив других». Уже сегодня у Банка24.ру более половины клиентов сосредоточено за пределами Свердловской области.
В конце прошлого года целый ряд банков, например, УБРиР и ВТБ, ввели возможность дистанционного открытия депозитов. Результаты показательны: «Благодаря нововведению, число предприятий, размещающих у нас депозиты, увеличилось на 40%», - отчитывается Елена Сорвина. Необходимость дальнейшего совершенствования интернет-сервисов понимают абсолютно все банки: друг за другом вводят дополнительные опции для дистанционной подачи заявок на услуги – РКО, оформление кредитов. Впрочем, основные улучшения дистанционного обслуживания пока – косметические, и для многих сводятся, например, к уменьшению времени на проведение платежа.
При этом цены на банковские услуги будут расти, считает Сергей Лапшин: «Так, стоимость РКО в Европе гораздо выше, чем у нас. Я думаю, цены могут начать стремиться к европейским». По мнению Олега Попкова, повышение стоимости услуг может быть следствием прежнего поведения банков, основанного на демпинге. «Многие для привлечения клиентов по ряду продуктов какое-то время работают в убыток», - пояснил т г-н Попков, добавив, что ВУЗ-банк пока не планирует менять тарифы. Впрочем, большинство опрошенных от прогнозов воздерживаются. По словам Анатолия Сосунова, все будет зависеть от макроэкономических параметров, политической среды и конъюнктуры российского рынка. ВТБ и ВТБ24 увеличения стоимости услуг не планирует. «На сегодня мы в рынке», - отметил Андрей Волчик. Глобальных взлетов и падений цен не предвидит и Наталья Горюн. В Росбанке ориентируются на обстановку: «У нас нет планов по пересмотру стоимости продуктов и услуг в корпоративном секторе, но если ситуация на внешних рынках будет ухудшаться, возможно, мы задумаемся о ценовой коррекции», - добавил Алексей Павин.
Антонина Курносенко
Источник: banki.ru
ТОП-16 предложений банков по кредитованию бизнеса | |||||||
№ | Кредит | Максимальная ставка, % годовых | Сумма кредита, млн руб. | Максимальный срок выдачи кредита, лет | Обеспечение кредита | Единовременная комиссия за выдачу кредита, % | Банк |
Краткосрочное кредитование | |||||||
1 | «Бизнес-хит» | 25% | До 2 | 3 | Не требуется | 2,5-5% | УБРиР |
2 | «Коммерсант» | 22% | 0,1-3 | 5 | Не требуется | н/д | ВТБ24 |
3 | «Кредит доверия» | 20% | 0,15-3 | 3 | Поручительство | Отсутствует | Банк «Интеза» |
4 | «Доверие» | 19,5% | 0,03-3 | 3 | Поручительство | Отсутствует | Сбербанк России |
5 | Беззалоговый кредит | 19% | 0,5-1 | 2 | Поручительство | 1,5% | Юникредитбанк |
6 | «Развитие» | 17% | 1-15. | 2 | Залог | 1% | Абсолют Банк |
Среднесрочное кредитование | |||||||
1 | «Просто так!» | 29,9% | 0,05-3 | 5 | Залог, поручительство | Отсутствует | СКБ-банк |
2 | «Бизнес-старт» | 18,5% | 0,1-3 | 3,5 | Поручительство | Отсутствует | Сбербанк России |
3 | Кредит предприятию | 16,5% | 0,15-1,5 | 5 | Залог | 1,5% | Росбанк |
4 | Кредит предприятию | 15% | 15-40 | 5 | Залог | 0,3% | Росбанк |
5 | «Бизнес-капитал» | 14% | до 10 | 5 | Залог | 1% | Уралприватбанк |
6 | «Сильнее+» | 13% | 0,1-10 | 5 | Залог*, поручительство | 1% | КБ «Кольцо Урала» |
7 | «ФИМ Целевой» | 12,5% | 1-60. | 5 | Залог | 2% | УБРиР |
Долгосрочное кредитование | |||||||
1 | Разовый кредит | 22% | от 3 | 10 | Залог | н/д | ВУЗ-банк |
2 | «Микро бизнес-Экспресс плюс» | 21% | 0,1-1,2 | 5 | Поручительство | Отсутствует | Райффайзенбанк |
3 | Универсальная кредитная программа | 15% | До 120 | 10 | Залог, поручительство | н/д | МДМ-Банк |
4 | «Выгодный кредит» | 12% | 0,15-30 | 10 | Залог | 1% | Абсолют Банк |
*Беззалоговое кредитование до 3 млн руб.
Источник: официальные сайты банков.