Прогнозы Сергей Кульпин, управляющий уральским филиалом ВТБ24: В 2011 г. мы ожидаем увеличения потребительского спроса. А где потребительский спрос, там и подъем предпринимательства. Сейча
Прогнозы
Сергей Кульпин, управляющий уральским филиалом ВТБ24:
В 2011 г. мы ожидаем увеличения потребительского спроса. А
где потребительский спрос, там и подъем предпринимательства. Сейчас, когда
кризис позади, уже ничего не мешает бизнесменам развиваться, а банкам - обслуживать их экономическую активность. Малый бизнес показал свое устойчивое
положение. Даже несмотря на последствия кризиса, в 2009 г. количество субъектов
малого предпринимательства выросло на 9%, в 2010 г. — на 15%. Это действительно
хорошо, и мы прогнозируем, что малый бизнес будет развиваться дальше более
динамично вслед за подъемом экономики. Будет расти число малых предприятий,
увеличиваться их доля в товарообороте. Банки сейчас рвутся на рынок кредитования
малого бизнеса, появляются все новые и новые банковские продукты. Что касается
рисков, то мы отмечаем снижение их уровня в экономике и не ожидаем в ближайшем
будущем какого‑то серьезного роста просроченной задолженности по кредитам малому
бизнесу.
Елена Сорвина, руководитель дирекции малого и среднего
бизнеса УБРиР:
На наш взгляд, общая тенденция умеренного экономического
роста будет продолжена. Соответственно спрос на банковские услуги для бизнеса
станет стабильным. В отсутствие экстенсивного роста клиентской базы усилится
конкуренция. Не исключены случаи изменения числа игроков на рынке, что в
определенной степени тоже может способствовать перераспределению клиентской
базы. 2011‑й может стать годом выявления лидера на рынке за счет внедрения новых
технологий, современных продуктов и новых услуг.
Данил Абрамов, руководитель департамента корпоративного
бизнеса КБ «Кольцо Урала»:
Гибкость политики, даже в условиях жесткой конкурентной
борьбы, будет иметь свои пределы. Как бы ни был интересен и перспективен
заемщик, демпинговать до бесконечности кредитные организации не могут и не
будут. На подобные шаги способны только банки с государственным пакетом акций,
каковых на рынке единицы. Остальным придется удивлять индивидуальным подходом,
удобным сервисом и адекватностью персонала. Скорее всего, изменится отношение
банков к клиентам с подпорченной репутацией, которые не подходят по параметрам
ЦБ, из‑за чего данный сегмент не полностью охвачен кредитными организациями. В
этом плане наиболее гибки региональные банки - здесь они могут создать довольно
мощную конкуренцию федеральным гигантам.
Владимир Пухов, председатель правления СКБ‑банка:
Все существующие тренды банковского рынка, такие как
кредитование физлиц и МСБ, интернет‑банкинг, будут актуальны как минимум до
конца 2011 г. Вместе с тем, по нашим прогнозам, банки увеличат объемы
финансирования застройщиков и строительная отрасль будет развиваться динамичнее.
Поскольку кредитные возможности снова открылись, спрос на жилье возрастет. Это
приведет к некоторому оттоку средств населения с банковских депозитов. Для того
чтобы их удержать, банки, скорее всего, будут повышать процентные ставки по
вкладам. И к концу года ставки будут покрывать рост инфляции, что весьма
позитивно для вкладчиков. Мы прогнозируем, что инфляция останется на уровне
9‑10%.
Виталий Милованов, директор регионального центра
«Уральский» Райффайзенбанка:
Крупные банки будут усиливать свои позиции. В их распоряжении
такие преимущества, как отлаженные банковские технологии, запас прочности,
эффект масштаба. Что касается региональных игроков, они могут, используя свои
ключевые компетенции, в том числе такие, как гибкость и отличное знание местного
рынка, закрепиться в той или иной нише, оказывать услуги, которые затруднительны
для федералов. Круглосуточная работа, удлиненный операционный день, присутствие
в небольших городах области, кредитование малого и микробизнеса, в том числе
фермерских хозяйств, участие в областных программах - это лишь небольшой
перечень категорий и услуг, где всегда преуспевали региональные банки.