эксперты Евгений Болотин заместитель председателя Уральского банковского союза Ирина Буянова директор по маркетингу Банка24.ру Михаил Давидович директор екатеринбургского представительства «Нацио
эксперты
Евгений Болотин
заместитель председателя Уральского банковского союза
Ирина Буянова
директор по маркетингу Банка24.ру
Михаил Давидович
директор екатеринбургского представительства «Национальной Факторинговой Компании»
Сергей Мельцов
начальник отдела лизинговых операций УБРиР
Антон Никитенков
директор по аудиту ассоциации «Налоги России»
Михаил Песков
региональный представитель МФК «ТРАСТ»
Алексей Примаченко
начальник отдела факторинговых операций ВУЗ-банка
Татьяна Ушкова
начальник управления кредитного финансирования СКБ-банка
Каких клиентов факторинг приводит в банки
Сколько времени и денег потребуется для запуска услуги
Чем помогли факторинговым компаниям изменения в Налоговом кодексе
Кто предложит факторинг в наступившем году
Услуга факторинга появилась в Банке24.ру два года назад — при кредитном учреждении создали дочернюю факторинговую компанию (ФК) Debitorov.net. Продукт разрабатывали на перспективу — чтобы был. «Прежде всего мы хотели расширить спектр услуг. Высокого спроса со стороны клиентов банка на этот сервис в то время не наблюдалось, но появились заинтересованные лица», — вспоминает ИРИНА БУЯНОВА, директор по маркетингу Банка24.ру. Наработки пригодились. За 2006 г. рынок факторинговых услуг Екатеринбурга и области заметно оживился — число игроков увеличилось с 5 до 12. По оценкам специалистов СКБбанка, объем факторинговых операций в городе вырос за год почти в два раза — до 5,65,7 млрд руб.
В 2005 г. услуги факторинга в Екатеринбурге предлагали Банк24.ру, ВУЗбанк, «Национальная Факторинговая Компания» (НФК), банк «Северная казна» и Уралфинпромбанк. За прошедший год ряды пионеров пополнили московские банки, которые решили запустить этот сервис в местных офисах. К примеру, в 2006 г. продукт появился в екатеринбургском филиале Московского Банка Реконструкции и Развития, в представительствах Транскапиталбанка и Транскредитбанка. Специализированные ФК — Межрегиональная факторинговая компания «ТРАСТ» и «Еврокоммерц»— также открыли представительства в Свердловской области. В процесс включились местные банки. С начала 2006 г. услугу факторинга предлагает клиентам СКБбанк, с четвертого квартала прошлого года — Уральский Банк Реконструкции и Развития.
Финансисты считают факторинг перспективным направлением деятельности и прогнозируют, что число игроков на этом рынке будет расти и дальше. О планах запустить услугу в Екатеринбурге в 2007 г. уже заявили УРСА Банк (дату пока не озвучивают), Мечелбанк (во втором квартале) и Тюменьэнергобанк (в третьем квартале). Московский Промсвязьбанк обещает в ближайшее время открыть в столице Урала филиал, факторинг — в числе заявленных услуг.
Несмотря на массовое появление новых игроков, расстановка сил практически не изменилась, считают эксперты. Как полагает МИХАИЛ ДАВИДОВИЧ, директор екатеринбургского представительства «Национальной Факторинговой Компании», лидируют здесь попрежнему НФК, ВУЗбанк, «Северная казна» и Банк24.ру. С прошлого года к этой группе присоединился СКБбанк.
Факторинг позволяет банкам охватить новые группы клиентов
ЕВГЕНИЙ БОЛОТИН, заместитель председателя Уральского банковского союза, объясняет растущую популярность факторинга среди финансовых организаций планомерным развитием рынка: «Банки просто доросли до него. Часть финансовых инструментов, в том числе и факторинг, еще трипять лет назад были сложными для кредитных учреждений». До последнего времени многие банки вообще не считали факторинг перспективной услугой, отмечают эксперты. По сравнению с классическим кредитованием это более рискованный продукт. Банк финансирует клиента — поставщика товаров или услуг, не требуя традиционного для обычного займа залога (недвижимости, ценных бумаг и т. п.) и поручительства. Обеспечением при факторинге становится денежное требование к дебитору, уступленное клиентом кредитному учреждению.
«Банковской системе региона всего 17 лет. Начиная с нуля в 90е гг., кредитные учреждения осваивали относительно простые услуги, такие как классическое кредитование, — рассуждает гн Болотин. — Сегодня банки испытывают нарастающее конкурентное давление и вынуждены расширять свой сервис, в том числе и за счет довольно сложных продуктов».
Именно благодаря отсутствию залога факторинг позволяет банкам и специализированным компаниям охватить более широкие группы заемщиков, чем при классическом кредитовании. ТАТЬЯНА УШКОВА, начальник управления кредитного финансирования СКБбанка: «Размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании — объемов продаж, в то время как величина банковского кредита определяется прошлыми успехами, благополучным финансовым состоянием заемщика. Не секрет, что сумма займа всегда ограничена размером залога».
По факторинговым схемам финансирование получают те компании, которые прежде не могли рассчитывать на заемные средства, например малые предприятия, недавно появившиеся на рынке. У них еще не сформировалась кредитная история, нет длительной финансовой отчетности, а часто и ликвидного залога, но фирмы динамично развиваются — описывают банкиры один из сегментов целевой аудитории. Ирина Буянова: «Факторинг позволяет нам не лишиться таких заемщиков и расширить за счет них свою клиентскую базу».
Факторингом стали интересоваться действующие клиенты кредитных учреждений. В УБРиР, например, утверждают, что разработали услугу в ответ на запросы предприятий, которые уже обслуживаются в банке. «Мы не хотели, чтобы они перешли к конкурентам и ввели факторинг у себя», — говорит Сергей МЕЛЬЦОВ, начальник отдела лизинговых операций УБРиР.
Затраты на внедрение факторинга быстро окупаются
Запуск услуги факторинга требует от банка затрат — как временных, так и финансовых. Вопервых, необходимо подготовить профильных специалистов — работники, специализирующиеся на кредитах и овердрафтах, не подойдут. Факторинг — комплексная услуга, помимо собственно финансирования, она включает страхование кредитных рисков, управление дебиторской задолженностью, а также ее экспертизу, мониторинг и коллекторскую деятельность. «Чтобы массово предлагать продукт, нужно также разработать специальное программное обеспечение, интегрировать его в банковскую систему, создать нормативную документацию и утвердить ее», — дополняет Сергей Мельцов. На подготовку и запуск услуги, говорит он, УБРиР потребовалось полгода и более полумиллиона рублей. Основная часть средств ушла на приобретение программного модуля, остальное — на зарплату специалистам, аренду помещения и покупку оргтехники.
Свои расходы банк планирует окупить через полтора года — спрос на факторинг непрерывно растет. По данным УБРиР, количество заключаемых сделок ежемесячно увеличивается примерно вдвое.
Ирина Буянова отмечает еще один плюс факторинга для банка — доходность по этому инструменту выше, чем по классическому кредитованию. Сергей Мельцов сообщил, что разница в ставках равняется 46% годовых.
Развивать факторинг подталкивает спрос
Интерес к новым кредитным продуктам повышается вместе с ростом финансовой культуры предприятий. Большинство потенциальных клиентов долгое время просто не знали о таком инструменте, как факторинг, утверждают эксперты. «Этот продукт предназначен в первую очередь не для крупного бизнеса, а для предприятий меньшего масштаба, часто с низкой кредитоспособностью. Финансовые службы в таких компаниях, как правило, оставляют желать лучшего — специализированных департаментов просто нет, всеми вопросами занимается директор, собственник или бухгалтер, — объясняет Евгений Болотин. — Отсюда и невысокое качество мониторинга кредитного рынка, работа на автомате, по старинке».
Банкиры отмечают, что проблема финансовой неграмотности заемщиков постепенно сходит на нет. Усиливающаяся конкуренция вынуждает учредителей компаний и управленцев искать новые источники средств, оптимизировать управление денежными потоками. Ирина Буянова: «Несколько лет назад наши клиенты держали на расчетных счетах большое количество средств. Сейчас у предприятий деньги на счетах практически не остаются. Это значит, что бизнес учится эффективно управлять своими ресурсами, старается, чтобы деньги работали, быстрее оборачивались. Предприниматели используют все возможные инструменты, чтобы увеличить доходность своего бизнеса: кредит, лизинг, овердрафт, а также и факторинг».
Долгое время развитию факторинга мешала не только финансовая неграмотность, но и сложившиеся в России обычаи ведения бизнеса, говорят представители банковской сферы. «Деловые партнеры не доверяли друг другу, поставщики предпочитали привозить продукцию покупателям в основном по предоплате или по факту», — вспоминает АЛЕКСЕЙ ПРИМАЧЕНКО, начальник отдела факторинговых операций ВУЗбанка.
Сегодня стереотипы в отношениях партнеров по бизнесу меняются, надежность контрагентов растет. В регион активно заходят торговые сети не только федерального, но и международного масштаба — Metro, «Ашан», IКЕА. Крупные ритейлеры не работают по предоплате и могут позволить себе диктовать условия поставок мелкооптовым предприятиям. «Чтобы не потерять крупных клиентов, поставщики вынуждены соглашаться и ждать оплаты, — поясняет Сергей Мельцов. — Возможности надолго замораживать средства у малого бизнеса часто нет. Крупные партнеры иногда сами предлагают своим поставщикам прибегнуть к факторингу и даже компенсируют часть процентной ставки по нему». СЕРГЕй ЯКЛЮШИН, директор холдинга «АСком», подтверждает, что факторинг позволяет его компании удерживать рынок сбыта: «Сорвать план поставок крупному заказчику, подвести клиента для нас недопустимо, ведь он может переключиться на других поставщиков».
По наблюдению банкиров и представителей ФК, факторинг особо востребован среди предприятий пищевой отрасли, легкой промышленности, компаний, торгующих строительными материалами и оказывающих транспортнологистические услуги. Постепенно продукт набирает популярность в новых отраслях, например в лесной.
Наконец, серьезным импульсом к развитию факторинга стали изменения в налоговом законодательстве. До 2006 г. поставщики могли сами решать, как платить налог на добавленную стоимость — по оплате или по отгрузке товара. С 1 января 2006 г. их лишили выбора, обязав платить НДС по отгрузке. В результате компании потеряли возможность дожидаться расчета со стороны покупателя. АНТОН НИКИТЕНКОВ, директор по аудиту ассоциации «Налоги России»: «Теперь поставщики должны платить НДС сразу, а для этого приходится либо отвлекать собственные средства, либо использовать механизмы заимствования. В последний год налогоплательщики стали активно прибегать к факторингу для уплаты НДС».
Условия финансирования становятся мягче
Чем больше игроков выходит на рынок факторинга, тем доступнее становится услуга. Доля рынка компаний, занимавших монопольное положение, сокращается. «Если в начале прошлого года мы проводили около 6070% всех факторинговых операций в Екатеринбурге, то с приходом новых игроков ситуация изменилась. Думаю, по итогам работы за 2006 г. мы займем 3035% местного рынка. Еще год назад ближайшие конкуренты отставали от нас по объемам бизнеса в десятки раз. Сейчас наши показатели работы уже соизмеримы», — рассуждает Михаил Давидович.
Чтобы удерживать доли рынка, банки и факторинговые компании упрощают свой продукт, делая его более гибким, доступным и удобным для клиентов. Снижается факторинговая комиссия, растут размеры финансирования (с 6070 до 9095% от суммы сделки) и допустимая отсрочка платежа. Г-н Давидович: «Мы все начинали с 60 дней, сейчас дошли до 120. Есть банки, которые сегодня работают с отсрочкой в 180 дней».
Банки не готовы предлагать факторинг без регресса
Пока большинство банков и ФК предлагают клиентам факторинг с регрессом: если дебитор не расплатился с финансовым учреждением, возместить средства должен клиентпоставщик. При безрегрессном факторинге банк или ФК разбирается с должником самостоятельно. Пока это особо востребованный продукт, убежден Михаил Давидович: «У любого коммерческого предприятия всегда существует риск неплатежа со стороны покупателя. Поэтому люди хотят получать не только быстрое финансирование, но и гарантию оплаты. Уверен, что безрегрессность — тенденция, определяющая развитие факторинга в перспективе». Сергей Мельцов соглашается: «Несмотря на более высокую стоимость факторинга без регресса, он очень удобен для продавцов, так как полностью снимает с них риски неоплаты товара покупателем». Зато эти риски ложатся на банк или ФК. Как отмечает гн Давидович, до 2006 г. безрегрессного факторинга в России не предлагал никто, хотя некоторые банки декларировали этот продукт. Изза сложности услуги она редко встречается до сих пор. Г-н Мельцов: «С возможным неплательщиком банку приходится разбираться самому. Чтобы снизить риски, кредитное учреждение должно иметь специальную мощную службу безопасности, которая проверяет покупателей и ведет мониторинг их финансового состояния».
По словам Михаила Давидовича, в НФК такая служба создана, она занимается только взаимодействием с дебиторами: «Тут нужен более жесткий контроль. Мы проверяем покупателей с экономической и юридической точек зрения, смотрим, нет ли связей с криминальным миром, изучаем деловую репутацию и т. д. На основе собранной информации устанавливаем лимиты финансирования. С некоторыми отказываемся работать, иногда даже можем клиенту посоветовать не иметь отношений с таким дебитором».
В отличие от специализированных ФК, банки не спешат отказываться от регресса. Евгений Болотин: «Факторинг находится еще на первых этапах своего развития, большего ожидать от банков пока не стоит». Ирина Буянова говорит, что клиенты интересуются факторингом без регресса, однако вводить эту услугу Банк24.ру еще не готов — слишком велики риски, связанные с взысканием долгов. «Мы только начали работать по факторингу и усложнять свою услугу пока не намерены», — сообщил о планах УБРиР Сергей Мельцов.
В ВУЗбанке вообще считают, что факторинг без регресса — прерогатива специализированных компаний, таких как НФК или «Еврокоммерц». «Сегодня 80% факторингового рынка России по объему уступленной дебиторской задолженности и так принадлежит трем игрокам — НФК, «Еврокоммерц» и «Петрокоммерц». В отличие от них, основная масса банков вводит факторинг как дополнительный сервис. Поэтому усложнять продукт им невыгодно», — объясняет АЛЕКСАНДР ПЕРЕСЫПКИН, руководитель отдела консультирования клиентов екатеринбургского представительства НФК.
В ближайшее время лидеры получат еще одно преимущество — специалисты ожидают, что в 2007 г. будет принят закон, отменяющий обязательное лицензирование факторинговой деятельности. В этом случае ФК выйдут изпод контроля Центробанка, а значит, смогут сократить издержки и снизить стоимость продуктов. «На рынке появятся компании, которые не смогли ранее получить лицензию ЦБ», — дополняет гн Пересыпкин. МИХАИЛ ПЕСКОВ, региональный представитель МФК «ТРАСТ», считает, что после изменений в законе активно создавать факторинговые «дочки» начнут и сами банки.
Факторинг (англ. factor — агент, посредник) — беззалоговое финансирование поставок с отсрочкой платежа под уступку денежного требования. Банк/факторинговая компания оплачивает 70-90% (иногда больше) суммы каждой поставки товара, как только получает документы, подтверждающие факт отгрузки. Остальное (за вычетом процентов) — после погашения дебитором всей суммы долга.
детали
Кто предлагает факторинг в Свердловской области?
Условия предоставления услуги факторинга
Компания | Комиссия |
Размер финансирования, % от суммы поставки | Лимит финансирования одного покупателя | Допустимая отсрочка платежа | Требования к клиенту |
Время рассмотрения заявки |
БАНК 24.ру | За административное управление дебиторской задолженностью 1,332,38% от суммы поставки; за предоставление денежных средств 0,0440,063% в день от суммы финансирования; за обработку документов 65 руб. |
До 90% | От 10 тыс. руб. | 90 дней | Срок деятельности не менее 6 месяцев, оборот от 300 тыс. руб. в месяц, дебиторская задолженность от 100 тыс. руб. в месяц (по данным баланса) | Первоначальная заявка 7 дней, последующие 1 день |
ВУЗбанк | От 0,2% от суммы поставки | Не ограничен |
Не ограничен | 90 дней | Срок деятельности более 6 месяцев, отчетность без убытков, оборот от 5 млн руб. в месяц | 510 дней |
ФК «Еврокоммерц» | Н/д | Не ограничен | Минимальная сумма 500 тыс. руб., максимальная не ограничена | 120 дней (плюс дополнительная отсрочка) | Отгрузки с отсрочкой платежа производственным и торговым компаниям, срок деятельности более 6 месяцев, дебиторская задолженность более 1 млн руб. в месяц | 2 дня |
«НАЦИОНАЛЬНАЯ ФАКТОРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ» | 27% от суммы поставки |
До 90% | Устанавливается индивидуально | 120 дней (возможно до 180 дней) | Постоянные дебиторы (желательно от четырех), безналичные расчеты, минимальный оборот не ограничен (желательно от 1 млн руб.) | До 3 дней |
«СЕВЕРНАЯ КАЗНА»1 |
0,54,5% от суммы поставки | Не ограничен | Устанавливается индивидуально | 90 дней | Устойчивое финансовое положение, от 57 постоянных дебиторов | 510 дней |
СКББАНК | От 1% от суммы поставки | 7090% | От 50 тыс. руб. | 120 дней | Устойчивое финансовое положение, постоянные дебиторы | До 5 рабочих дней |
ТРАНСКАПИТАЛБАНК |
За открытие и ведение факторингового счета 0,10,3% от суммы финансирования; за факторинговое обслуживание 1316% годовых от суммы финансирования; за обработку документов 50 руб. |
До 90% | Не ограничен | 90 дней | Возможность удостовериться в истории платежей | 7 дней |
МФК «ТРАСТ» |
За управление дебиторской задолженностью от 0,3% от суммы поставки; за предоставление денежных средств 8% годовых от суммы финансирования |
До 95% | Не ограничен | 120 дней | Стабильное развитие бизнеса, срок деятельности более 6 месяцев, постоянные дебиторы, безналичные расчеты, совокупная дебиторская задолженность по всем уступленным денежным требованиям от 500 тыс. руб. | 3 дня |
Уральский Банк Реконструкции и Развития | За управление дебиторской задолженностью 2% от суммы поставки; за предоставление денежных средств 0,0440,060% в день от суммы финансирования |
До 90% | Устанавливается индивидуально | 180 дней | Р/с в УБРиР, срок деятельности более 6 месяцев | 10 дней |
Уралфинпромбанк | За обработку одной поставки 50 руб.; за факторинговое обслуживание 1,82,4% в месяц от суммы финансирования (в зависимости от срока) и 0,5-1,2% в месяц от суммы финансирования (в зависимости от объема платежей); за принятые риски 0,1% в месяц от объема платежей |
До 85% | Н/д | 90 дней |
Платежеспособность | 35 дней |
1 По данным www.kazna.ru
Источник: данные компаний.