Меню

Банковские кредиты должны быть беспроцентными

Соединенные Штаты Америки живут в долг. По сути, это страна-банкрот — того, что она зарабатывает, уже не хватает, чтобы гасить проценты по обязательствам.

У президента и политических сил, которые за ним стоят, нет готовых решений, позволяющих вернуть кредиторам $14 трлн. Американцы расплачиваются с помощью печатного станка. Когда проценты набегают снова, страна допечатывает еще 2-3 трлн и вбрасывает их в экономику. Затем этот процесс повторяется, провоцируя финансовые кризисы, ставшие с некоторых пор регулярными. Теперь все страны друг у друга в долгу, и спекулянты этим пользуются. Вопреки протестам Николя Саркози и Ангелы Меркель, они подталкивают к дефолту страны ЕС: сначала Грецию, теперь — Испанию, наверное, скоро придет очередь Италии.
Действенных экономических решений, позволяющих разобраться с долгами, мировое сообщество не придумало. Единственный выход — развязать большую войну, желательно ядерную, которая спишет все взаимные обязательства. Судя по нарастающему конфликту между Израилем и Ираком, исключить такой сценарий нельзя. На фоне глобальных перемен мы видим, что европейские производства продолжают перебираться в Азию, увеличивая безработицу в собственных странах. Пост­индустриальная экономика зарабатывает на перепродаже денег, спекуляциях акциями или в лучшем случае — на виртуальных продуктах.
У нас — то же самое. Производители еды и предметов первой необходимости находятся на самой низшей ступени иерархии. Мы видим — фермер, который держит коров, ездит на «ниве», переработчик молока — на «фольксвагене», а продавец — на «мерседесе». Экономика стоит вверх ногами: тот, кто создает материальные ценности, нуждается больше других. Все деньги — у банкиров и спекулянтов. В зданиях, которые они настроили в центре Екатеринбурга, не хватает только бриллиантовых унитазов.
Понятно, что за гроши никто работать не станет, но вознаграждение должно быть соизмеримым, а нам то и дело рассказывают про золотые парашюты в десятки миллионов рублей. Это денежки, которые ростовщики вытянули из реальной экономики. Ведь если вы берете в банке кредит 100 млн руб. под 14% на 10 лет, то возвращать придется 240 млн руб. Цифра, конечно, условная, потому что на длительный срок денег не дадут. А большинство проектов, связанных с недвижимостью, — магазин, ресторан или офис, которые вы построили и сдаете в аренду, — окупаются через 10 лет. Представьте, сколько не запущено производств, которые могли бы работать, — их потенциальных собственников не устроили грабительские условия банкиров. Но если завтра вы уедете в стагнирующую Европу и захотите открыть бизнес, то сможете получить долгосрочный кредит под 5% годовых, а в США — и под 2%.
Так вот. В связи с тяжелой международной и внутренней обстановкой самое время пересмотреть условия игры. В России это возможно. Опыт Советского Союза, жившего в полной изоляции, показывает — при необходимости мы сможем сами себя обеспечить. Пример можно брать с Китая, который выпускает для внутреннего потребления все, что нужно: еду, одежду, лекарства, а излишки продает на мировом рынке. У китайцев нет другого выхода — с миллиардным населением их никто не прокормит, зато в кризисы такая экономическая модель более устойчива.
Чтобы производство вырвалось вперед, я бы упразднил частные банки, сделав их государственными учреждениями, которые будут выдавать бизнесу беспроцентные кредиты (страна от этого не потеряет — в России больше разворовывают и тратят на безум­ные прожекты). Результат не замедлит сказаться — когда предприниматели смогут беспрепятственно брать ссуды на развитие бизнеса, вырастет их активность, а с ней — и налоговая база. И процветать будет реальный сектор, а не прослойка спекулянтов. Вы спросите — а как же инфляция? Но согласитесь, инфляцию и порождают высокие процентные ставки. Уберите их — ситуация начет исправляться.
Утопии я не предлагаю. Примеры такого рода в мировой экономике есть — весь Ближний Восток живет в соответствии с Кораном, запрещающим частному лицу или организации давать деньги в долг под проценты. Нарушителей сажают в тюрьму. Там банки нашли другие схемы участия в инвестиционных проектах, наверное, более справедливые. И экономика нормально работает.
Эксперты говорят нам: если спекуляции не остановить, мировая финансовая система окончательно рухнет и хозяйство вновь станет натуральным — первыми окажутся те, кто производит мясо, шьет ботинки и кует гвозди. С одной стороны, это неплохо, ибо все расставляет по местам. Ростовщики вымирают. Но дожидаться апокалипсиса я бы не стал.
Сергей Писарев
Колонка написана специально
для «Делового квартала»