Об учебниках по теории успеха, высшей математике аудита и о принципах коучинга Философ: Максим Юрьевич! Согласитесь, что сегодня нет недостатка в учебниках по менеджменту и в книгах о том, как
Об учебниках по теории успеха, высшей математике аудита и о принципах коучинга
Философ: Максим Юрьевич! Согласитесь, что сегодня нет недостатка в учебниках по менеджменту и в книгах о том, как достичь успеха в жизни. Люди читают их, пытаются применить рецепты на практике, но выходит у них это далеко не всегда. Многие объясняют это тем, что такие учебники и книги основаны на переводах американских и европейских наставлений, а у наших людей — другой менталитет, другая философия жизни. Потому напрашивается очень простой выход: поучиться у тех, кто сегодня успешен.
Максим Русаков: Может быть, может быть. Я ничего не имею против. Но пока учиться у российских «успешных людей» получается плохо. Мне несколько раз доводилось слушать их лекции. И всякий раз ничего, кроме похвальбы и саморекламы, они не содержали. Впрочем, порой казалось, что человек доказывает сам себе, что он действительно достиг успеха. Ходит по аудитории — и доказывает. И перемежает это историями о том, с кем из великих мира сего он сидел в ресторане или встречался в каком-нибудь другом престижном месте.
Психолог: Но это ведь и отражает суть прежнего пути к успеху! И во времена административной экономики, и позже все решало личное решение влиятельного человека. А как раз эта застольная беседа, о которой повествует лектор, и привела к тому, что великому человеку удалось понравиться. Результатом и стало назначение на руководящий пост. Так что человек рассказывает сущую правду — секрет его успеха заключался именно в этом.
М. Р.: И его за это трудно осуждать. Времена не выбирают — в них живут и умирают. Тогда были другие правила. Но сегодня они изменились: чтобы занимать руководящий пост, уже мало одной только способности вызывать симпатию в застольной беседе. Сегодня, в эпоху жесткой конкуренции, все решают деловые качества, умение эффективно поставить дело. А способность руководить на практике, к сожалению, редко сочетается с умением преподавать, учить принципам руководства. Я скажу так: бриллиант должны гранить одни, а вставлять его в оправу — другие. Преподавать и писать учебники должны профессионалы. А после учебы на практику человек должен прийти к нам.
Философ: Вас не смущает, что экономику и менеджмент сегодня часто преподают люди среднего и старшего возраста, взгляды которых сформировались еще при административно-командной системе? Откуда же им знать, как функционирует система рыночная? Из книг? Только понаслышке?
М.Р.: Я считаю, что опыт старшего поколения бесценен. В свое время на меня произвели колоссальное впечатление лекции по экономике предприятия. Преподаватель у нас был старой школы — женщина в возрасте. И она всю доску исписывала формулами. Причем формулы были с производными — высшая математика! Эти «старые вещи» просто потрясали — на фоне популярного и по сей день учебника «Экономикс». Парадокс этого учебника в том, что, несмотря на огромное количество примеров из жизни, он не учит решать конкретные задачи. А ведь «Экономикс» преподавали целых два семестра, да еще и экзамен по нему принимали. Можно ли стать серьезным экономистом, имея такую подготовку? Я просто почувствовал тогда и ощущаю сейчас, что средний уровень, рассчитанный на сегодняшнего «массового студента», удручающе низкий. Какая там высшая математика! А можно ли без нее моделировать экономические процессы? Потому и нет у нас сегодня экономического моделирования — даже на микроуровне.
Психолог: Вывод можно сделать такой: учет и контроль, в частности аудит, был доведен при социализме до совершенства. А вот умение грамотно предпринимать, проявлять свободу в экономической сфере, конкурировать, обеспечивать прибыль — все это, мягко говоря, не поощрялось. Потому и научить этому «старые кадры» не могут, а молодые практики пока стесняются. Но возьмем ту же Америку: здесь всегда были популярными биографии и автобиографии успешных людей. И в таких книгах речь шла не столько о конкретных достижениях и интересных встречах, сколько о принципах жизни, из которых вытекала определенная философия и методология управления.
То, что сегодня
называется «коучингом», как раз и помогает прояснить ключевые принципы, на
которых строится жизнь человека. Он сам должен явственно ощутить эти принципы —
и исходя из них определить цель и перспективы своего развития. Лучший способ
осознать свои принципы для себя самого — рассказать о них другим. Может быть,
попробуем это сделать?
ООО «Торговый Комплекс «Кор»:
ул. Высоцкого, 50,
тел. 379-46-70,
348-80-40.