«Пора уже перестать одной рукой создавать проблемы, а другой — пытаться их исправить. Соскучились, что ли, по временам «шахтеров с касками?»
Есть вещи, которые не меняются из года в год, что бы ни происходило. Например — жалобы граждан на просроченную заработную плату. Все прекрасно понимают, что это вовсе не единичные случаи, озвученные во время «прямой линии» президента. Каждый год люди обращаются, каждый год проводятся проверки, а воз и ныне там. Меняется только актуальная повестка — в прошлом году жаловались строители космодрома «Восточный», спустя год тема ушла от космоса к более насущным вопросам — продуктам питания, и в «прямую линию» вывели рабочих курильского рыбокомбината.
Как всегда, словно по взмаху волшебной палочки, после этого все оживает: тут же заводятся дела по факту нечеловеческих условий труда и невыплаты зарплаты, в регион вылетают чиновники всех мастей и наблюдается прочая бурная деятельность. Похожее было и с ОМОНом в «цыганском» районе в Тульской области. Смотришь на это диво дивное и кажется, вот-вот «Россия вспрянет ото сна»... Но также как отряд ОМОНовцев не налетается по всей стране наводя везде порядок, так и чиновники не смогут лично посетить каждое своё территориальное подразделение и предприятие.
По данным Росстата, 98,5% от всей задолженности приходится на отсутствие собственных средств у организаций, остальное — задержка получения денежных средств из бюджетов всех уровней. И где, спрашивается, доступные кредиты для бизнеса, которые могли бы вернуть работоспособность предприятиям и помочь выплатить задолженность по зарплатам? Одно дело, когда государство не хочет помогать предпринимателям, считая, что это их личные проблемы, и совсем другое дело, когда речь идёт о многих тысячах рядовых сотрудников.
После обращений к президенту все действия чиновников направлены на ликвидацию последствий возникновения задолженности, но никак не на устранение причины. А причина всё та же — зависимость экономики от сырья. Все успешные, экономически развитые страны строят свою экономику на высокотехнологичной промышленности, на производстве товаров с высокой добавленной стоимостью. Вот и нам надо принимать срочные меры по реструктуризации отечественной экономики, начиная с сокращения неэффективных расходов и улучшения инвестклимата, чтобы потом не возникал вопрос «где взять деньги?», и переходить к поддержке и развитию науки, инновационной промышленности, отказу от крупных, неповоротливых и неэффективных госкорпораций, разработкам долгосрочных планов с четкими и ясными целями и, конечно же, жесткому контролю за выполнением программ.
Пока же, увы, этого нет. А есть вот такое эффективное «импортозамещение»: большая часть задолженности, а это 35%, приходится на обрабатывающие предприятия — нашу надежду на светлое будущее. Понятно, что развиваться в таких условиях практически невозможно. А если рассмотреть динамику прироста задолженности за последний месяц по отраслям, то на первый план выходит транспорт. В течение марта просроченная задолженность перед сотрудниками выросла разом на 83% и составляет четверть от общей задолженности — более миллиарда рублей. Не отходя от транспортной темы, зайдя на официальный сайт «Платона», можно увидеть другие интересные цифры — за 5 месяцев работы, с 15 ноября 2015 года по 15 апреля 2016 года, системой было собрано практически 6,2 млрд рублей с транспортников за проезд большегрузов по федеральным трассам. Вот так.
Пора уже перестать одной рукой создавать проблемы, а другой — пытаться их исправить. Иначе в будущем нас ждет двукратное увеличение просроченной задолженности за год до 9 млрд рублей. Соскучились, что ли, по временам «шахтеров с касками?»