В конце 2014 г. жители Екатеринбурга стали чувствовать себя гораздо неувереннее на рынке труда. Почти половина сотрудников готова пойти на снижение зарплаты, чтобы сохранить рабочее место.
14% екатеринбуржцев допускают возможность, что могут быть уволены, еще 10% чувствуют себя на рабочем месте неуверенно, сообщает пресс-служба рекрутингового портала HeadHunter. По сравнению с 2012 г. число таких работников выросло вдвое, отмечают исследователи. Еще 15% жителей города уверены, что найти работу в их профессиональной сфере будет очень сложно.
Для каждого третьего опрошенного трудоустройство в данный момент является критичным и серьезно отражается на жизнедеятельности семьи. Если год назад пойти на снижение зарплатных ожиданий ради сохранения работы или гарантированного трудоустройства на новое место был готов пойти каждый третий, то сейчас доля таких респондентов выросла до 41%.
Всего 5% опрошенных считают, что им не составит труда найти новое место работы. Согласно ответам соискателей, легче всего будет трудоустроиться специалисту в сфере продаж, а наибольшие сложности испытывают журналисты, представители сферы искусства, юристы и высший менеджмент.
Генеральный директор рекрутинговой компании «Вентра Урал» Елена Ларичева отмечает: то, что сейчас происходит — затишье перед бурей.
«К ней готовятся все. Основное, что делают компании, исходя из опыта прошлых кризисов, — режут издержки там, где только можно. Так как в российском бизнесе, как правило, основные затраты приходятся на персонал, понятно, что он в первую очередь находится под угрозой. Думаю, что реальные действия начнутся в феврале, когда станет более понятна ситуация в целом», — говорит она.
По данным Headhunter, совокупный «индекс самочувствия» показывает, что стабильнее всего на рынке труда чувствуют себя представители медицинской и фармацевтической сфер, а также продаж. Меньше всего комфорта испытывают представители сферы управления персоналом, высшего менеджмента, сферы закупок, масс-медиа и страхования, а также банковского сектора.
Если говорить об отдельных отраслях, то, безусловно, есть отрасли, которые развиваются и в кризис, та же фармацевтика, согласна г-жа Ларичева:
«Люди будут болеть и покупать лекарства при любом раскладе. Наверно, еще продажи в низком и экономсегменте. Что касается других продаж, то здесь, на мой взгляд, ситуация достаточно проблематичная, потому что, по сути дела, рынок продаж встал. Везде. Закупки не производятся, все ждут, что будет с нефтью и долларом. Поэтому продажи тоже находятся в зоне риска. Лучших специалистов постараются сохранить, а все остальные, средние и не очень успешные, оказываются под угрозой».
В целом окончание 2014 г. и начало 2015 г. можно охарактеризовать как несколько тревожное, ощущается напряженность в настроениях работников, говорит Анна Хвостова, директор уральского филиала HeadHunter:
«Сотрудники компаний все чаще сталкиваются со сложностями при поиске работы. Все большее число работников чувствует себя на текущем месте работы нестабильно и видит причины для волнений в связи с возможным неожиданным увольнением или сокращением. Также стоит отметить, что число соискателей, готовых снизить свои зарплатные ожидания, значимо выросло по сравнению с прошлым годом».
Впрочем, большинство кандидатов оптимистично смотрит на перспективу трудоустройства в ближайшее время, а совокупный «индекс самочувствия» положительный, отмечает она. Елена Ларичева добавляет, что зоной стабильности и определенной уверенности можно назвать бюджетные рабочие места. Их, безусловно, тоже будут сокращать, но жизнеобеспечение населения все равно останется, может, не будет индексации зарплат, но работу большая часть бюджетников сохранит, резюмирует она.
Как сообщал DK.RU, в конце прошлого года жители Екатеринбурга стали чаще заниматься подработками — фрилансом занимается до 40% сотрудников компаний. Помимо этого, в ноябре пользователи интернета стали чаще задавать вопрос, имеют ли их право сократить.