Меню

«Бесполезная кнопка никому не нужна!» Мобильные приложения — тренд или мода: ликбез DK.RU

DK.RU продолжает цикл Дискуссионных клубов, посвященных ИТ-бизнесу Екатеринбурга. Темой очередного обсуждения стала роль мобильных устройств в работе предприятий.

Владельцы крупных российских интернет-ресурсов уже не первый год отмечают серьезный рост мобильного трафика: к текущему моменту аудитория пользователей гаджетов достигает 20%. Мобильная аудитория крупных международных сайтов приближается к 40%. Участники Дискуссионного клуба полагают, что стандартными ресурсами все потребности мобильной аудитории не закрыть — сайтам требуется мобилизация.

Илья Ширяев, директор компании «Айтимо», разделяет мобилизацию на два больших направления: компания может развернуть мобильную версию своего сайта или интернет-сервиса (либо разработка отдельной версии, либо адаптация существующего сайта) или мобильное приложение. И по отдельности, и в комплексе. В основном, уточняет он, мобильный сайт, как и традиционный веб-сайт, замыкает на себе широкий круг задач, тогда как приложение фокусируется на более узких процессах.

«Либо что-то продать, либо что-то показать», — подчеркивает г-н Ширяев.

Алексей Кулаков, генеральный директор Digital-агентства JetStyle, продолжает: взаимодействие с мобильной аудиторией предполагает не одноразовый контакт («продать и пойти искать нового клиента»), а выстраивание длительных отношений. В этом он видит тренд для всей отрасли:

«Рынок SEO и директа в России появился фактически в кризисные 2008-2009 гг., когда бизнес оказался в ситуации «или ты продаешь — или уходишь с рынка». Это позволило многим компаниям не только выжить, но и прирасти. Сегодня ситуация меняется, во главу угла становится конверсия и возвратность аудитории. При этом экономическая ситуация 2014 г. уже отдаленно напоминает стагнацию шестилетней давности, и пока все расклады говорят только о ее ухудшении. Мобильные устройства становятся палочкой-выручалочкой — их аудитория растет, и этот рост будет продолжаться до полной мобилизации населения, когда у каждого пользователя помимо традиционного десктопа под рукой будет еще и смартфон, и планшет, а в перспективе — решения типа «умных» часов и интерактивных очков».

Флагманом 2014-2015 гг. станет таргетированный трафик, продолжает он:

«Сейчас у нас уже есть два источника такого трафика. Тон задали Google и Facebook, первыми «научившиеся» точно таргетировать рекламу для мобильного пользователя. Буквально месяц назад таргетинг в России запустила и Apple, а «ВКонтакте», «Яндекс» и Mail.ru — запустят в скором времени. В ближайшие месяцы количество рекламных инструментов, которые позволят выстраивать кампании исходя именно из длительных коммуникаций, взаимодействуя с разными гаджетами, значительно вырастет. Именно мобилизация станет для бизнеса выходом из нового кризиса».

Впрочем, по словам Виктора Лисицына, генерального директора EastMedia, руководители большинства компаний в Екатеринбурге пока не понимают эту сферу. В первую очередь потому, что сами еще не стали продвинутыми пользователями гаджетов:

«Стандартное коммерческое предложение не работает. Всегда нужно лично встречаться с руководителем и, что называется, на пальцах показывать, какие решения существуют и какие преимущества получит компания от их применения. Нужно брать на себя образовательную функцию, а зачастую — курировать весь проект».

Некоторые компании уже предпринимали самостоятельные попытки наладить взаимодействие с мобильной аудиторией. Как правило, речь идет о запуске мобильного приложения — и, как правило, этот опыт неудачный.

Николай Адеев, директор Artsofte, предлагает начинать мобилизацию с запуска мобильной версии сайта — это позволит наметить дальнейшие шаги развития и сэкономить на первых этапах.

«Сейчас сайт есть у каждой компании — от МСБ до крупных игроков. Но проблема в том, что многие из них по сегодняшним меркам устарели. В традиционном Интернете они могут оставаться эффективными, так как хорошо проиндексированы поисковиками и т. д., но с мобильных устройств в 95% случаев не будут отображаться корректно. Конечно, крупная компания всегда может заказать разработку нового сайта, учитывающего сегодняшние требования, — с адаптивной версткой для разных экранов. Но другим игрокам это не по карману. Или собственник считает эту работу нецелесообразной и ищет компромиссный вариант. Сегодня на рынке доступны специальные решения — оно устанавливается поверх существующих версток и кода и позволяет адаптировать сайт под экраны гаджетов. Затраты и сроки несоизмеримо ниже, чем разработка с нуля. А результат примерно тот же», — говорит он.

Мобильное приложение — куда более сложный продукт. Помимо непосредственных затрат на разработку компании-заказчику не обойтись без компетентных маркетологов и бизнес-аналитиков — либо брать в штат, либо использовать аутсорсинговые ресурсы. Не имея четкой и желательно проверенной стратегии и отработанных логических механик и сценариев, шансы на успех стремятся к нулю, продолжает г-н Адеев:

«Мало просто привлечь аудиторию — важно, чтобы приложением пользовались. Если приложение не приносит регулярную пользу юзеру — он его удалит. Просто так какая-то кнопка на рабочем столе никому не нужна — ни на десктопе, ни в смартфоне».

Алексей Кулаков добавляет:

«Не нужно тратиться на выпуск мобильного приложения только потому, что это сейчас модно. Если у пользователя нет мотива регулярно запускать приложение, значит, оно и не нужно. Слово «регулярно» — главное!».

Потенциальному заказчику мобильного приложения стоит задуматься и о выборе платформы. Очевидное большинство гаджетов на планете работают на Android и iOS: массовый спрос — на Android, в то время как пользователей iOS принято считать более состоятельными и требовательными. Разработка под одну платформу — дешевле, но, если потенциальная аудитория распределяется между этими платформами в равных долях, экономить не стоит. Работает принцип «цена — качество», отмечает Николай Адеев:

«В таком случае логично обратиться к кросс-платформенным решениям, когда создается единое ядро бизнес-логики, к которому могут обращаться приложения и под Android, и под iOS, и под Windows Phone».

Участники встречи сошлись во мнении, что мобилизация сегодня актуальна в первую очередь для компаний, работающих в сфере интернет-торговли, финансовых услуг, туризма, логистики и транспорта, образования и т. д.

Следующий Дискуссионный клуб состоится в сентябре. Подробности об участниках, месте и времени проведения DK.RU сообщит позже. Следите за обновлениями на портале.

Читайте также:

Екатеринбургские компании развернули борьбу за верхние строчки в поисковиках

Если пролистать подшивки «Делового квартала» рубежа 1990-2000-х гг., можно найти массу материалов о зарождающемся рынке веб-разработки. Тема качественных сайтов была номером один. Все возвращается на круги своя.

«Осторожные ожидания роста». ИТ-компании Екатеринбурга не ждут кризиса в 2014 г.

Участники ИТ-рынка если и прогнозируют в 2014 г. легкую стагнацию, то не раньше второго полугодия. Впрочем, ожидания более чем оптимистичные: игроки рассчитывают на небольшой, но стабильный рост.

«Выживут честнейшие...» Екатеринбургские веб-разработчики инициировали передел рынка

Рынок веб-разработки в Екатеринбурге будет укрупняться, констатируют эксперты. Постепенно с него уйдут игроки, зарабатывающие на некомпетентности заказчиков. Изменения лоббируют крупные компании.

Рынки ИТ и телеком в 2014 г. будут двигаться разнонаправленно

ИТ-рынок замер в ожидании бури. Госструктуры и бизнес оптимизируют затраты, сокращая вложения в ИТ. На телеком-рынке, напротив, оживление: кассу операторам связи сделают сервисы передачи данных.