«Сейчас я понимаю: чем больше у тебя есть, тем больше шансов все это благополучно растерять». История инженера, который переехал в дом на острове и зарабатывает на продвижении семейных ценностей.
Иван Петрук, управляющий загородным клубом «Острова Ершовы», рассказывает DK.RU о том, как соотнести бизнес с собственными принципами, запустить его без опыта и финансовой подушки и создать место, где одинаково интересно будет и взрослым, и детям.
Я работал в строительной компании — с хорошей зарплатой и перспективами. С женой и детьми мы жили в Екатеринбурге, раз в две недели приезжали в гости к дедушке и бабушке на озеро Сунгуль в Челябинской области. Здесь, на Островах Ершовых, 15 лет назад дедушка купил землю и построил большой дом, чтобы собирать всю нашу семью, — рассказывает Иван Петрук, показывая семейные владения в 120 км от Екатеринбурга.
Первое время родственники и друзья были частыми гостями на озере Сунгуль, но со временем приезжали все реже. Дедушку, рассказывает Иван, эта ситуация не радовала — сил в строительство было вложено много, а дом по большей части простаивал, территория требовала постоянного ухода. У Ивана возникла идея запустить на этом месте бизнес-проект — открыть загородный клуб. Заручившись одобрением семьи, он уволился с работы и в сентябре 2016 г. перевез жену с детьми на остров.
Жизнь на острове
— Переезд за город был чистой авантюрой. Ни опыта, ни четкого бизнес-плана, ни финансовой подушки не было — пара зарплат в кармане и все, — вспоминает Иван. — Кто-то скажет, что у меня лайт-условия: была готовая инфраструктура, и суперинвестиции не требовались. Но сейчас я понимаю: чем больше у тебя есть, тем больше шансов все это благополучно растерять.
Сначала пытался сдавать в аренду гостевой дом. Думал — создам группу во «Вконтакте», расскажу, как здесь здорово, у нас же настоящий остров! И все к нам побегут. Оказалось, это не так. Сотрудничали с агентствами, которые сдают коттеджи посуточно. Но конкуренция на этом рынке огромна, и в межсезонье сложно найти клиентов, учитывая нашу удаленность от города. Да и после пары мероприятий я понял — это не та аудитория, которую мы бы хотели видеть в качестве наших клиентов, и отказались от такой работы.
Дело в том, что зачастую представления о загородном отдыхе такие: папа с друзьями, шашлыками и пивом — в одной стороне, мама с детьми — в другой. Может, я утрирую, но при запуске проекта было примерно так. Мы сами проводим здесь время с семьей и не готовы отказываться от своих принципов: здоровый образ жизни, безалкогольный отдых. Поэтому долго искали формат — чтобы было комфортно и нам, и нашим гостям.
Гостевой дом в загородном клубе «Острова Ершовы»
Я учился бизнесу, совершая всевозможные ошибки. Начиная с того, что приехали мы в низкий сезон, и я разом начал бездумно вкладывать все свои небольшие накопления — необходимо было подготовить дом к зиме, оплатить коммунальные услуги и аренду земли, найти персонал. За месяц благополучно потратил около 200 тыс. руб. Выручка при этом стремилась к нулю.
Ставка на йогу
Моя жена Юлия предложила искать клиентов через йога-преподавателей, у которых уже есть своя аудитория, и предлагать им нашу площадку для проведения выездных мероприятий.
Предложение оказалось востребованным. Чаще всего такие мероприятия проводятся на базах отдыха, где с одной стороны — йога, а с другой — алкоголь с шашлыками, многих такое соседство не устраивает. А у нас есть зал для занятий, комфортные условия для проживания, тишина и уединение, здоровое и интересное питание.
Уже через неделю поступили первые заявки. Мы обеспечили минимальную наполняемость, и в начале весны я наивно полагал, что с таким успехом лето у нас будет загружено полностью. Но большинство договоренностей было на словах. Лето на Урал не спешило, группы перестали набираться, и стало понятно, что ставка на йогов — не панацея, нужно выходить на частного клиента.
Семейный подход
Когда я только предполагал запускать на этом месте бизнес-проект, планировал проводить мероприятия для родителей с детьми. Семейное направление мне наиболее близко, потому что у меня у самого дети, и я практически не знаю загородных мест ни в Свердловской, ни в Челябинской областях, где одинаково интересно было бы всей семье. Есть базы отдыха, где проводятся свадьбы и банкеты, у них есть детская комната и няня, но нет интересных педагогов и программ для детей. Мы же хотели создать пространство, где родители могли бы провести время с детьми интересно и увлекательно, открыть друг в друге что-то новое, отдохнуть от гаджетов и восполнить недостаток живого общения. Сколотить скворечник, сделать кораблик из коры, научиться разжигать костер, понаблюдать за птицами и собрать букет диких первоцветов. Все то, что было у нас в детстве, но невозможно воспроизвести в условиях растущего мегаполиса.
Семейный подход. Фото из официальной группы клуба в сети «ВКонтакте»
В нашем пространстве, например, актуальна реализация идеи лесных школ. Это концепция, получившая огромное развитие в Германии, Дании и странах Скандинавии. В таком формате дети воспитываются и обучаются азам жизненного пути вне твердых стен зданий, а в свободном пространстве — чаще всего, в лесу. Вне зависимости от погоды все занятия проходят на улице с использованием природных материалов и естественной среды. Пока реализуем эту идею как один из элементов семейных лагерей. Конечно, сделать из этого школу или детский сад не получится, потому что мы находимся достаточно далеко и от Екатеринбурга, и от Челябинска, у нас нет постоянной аудитории. Но проводить такую программу раз в месяц — вполне реально.
Раньше мне казалось, что до семи лет все дети в садике, а мамы — на работе. Но достаточно много мам находится дома с детьми и им интересен формат выездных многодневных программ. Сейчас у нас два направления — для мам с малышами до трех лет и для семей с детьми от трех до восьми лет. Отличие в том, что первое больше направлено на мам и дает им возможность уделить время себе, а второе — на занятия для всей семьи.
Летом выделили территорию под палаточный лагерь. Множество людей с радостью поехали бы вместе с ребенком отдохнуть с палаткой. Но, во-первых, у них ее нет. Во-вторых, они не знают, где найти тихое и безопасное место на берегу. У нас же действует запрет на употребление алкоголя и громкую музыку, мы предоставляем палатку, питьевую воду, оборудованное место для костра, доступ к летней кухне.
Здоровая конкуренция
Наша ниша — здоровый загородный отдых. Если говорить о сегменте работы с йога-преподавателями, то на этом рынке у нас есть, скорее, не конкуренты, а партнеры. Это ретритные центры (например, на озерах Увильды, Тургояк). Но у них более строгие правила и аскетичные условия проживания. Если брать сегмент семейных выездных программ — тут конкуренты, к примеру, санатории с программами «Мать и дитя», но, мне кажется, там можно со скуки умереть. Есть современные загородные базы отдыха и отели, но они не специализируются на детском отдыхе.
В Москве ребята занимаются организацией подобных мероприятий, но у них только участие стоит порядка 15-20 тыс. руб. в неделю. У нас такая цена вместе с проживанием и питанием. Сначала думал, что это дороговато. Хотелось сделать качественно и доступно, а потом оказалось, что этот подход в корне неправильный. Тот, кто не готов платить, не участвует даже задешево. Мы подняли цену в два раза — клиентов только прибавилось, а мы смогли делать все на том уровне, который ценят наши гости, не экономя на ведущих и программе. Привлекали таких ведущих, как Ксения Кинслер (психолог, арт-терапевт, основатель мастерской детских праздников «Дом на крыше», Москва), Марина Кутявина (член «Союза художников России»), задав тем самым высокую планку качества и насыщенности программы.
Сейчас я рассматриваю организацию выездных мероприятий и гостевой дом с оказанием гостиничных услуг, как два разных бизнеса. Организаторы детских и семейных программ не привязаны к месту и могут проводить их хоть на Черноморском побережье, хоть за границей. Для себя такие варианты тоже прорабатываю. Что касается гостевого дома, то до конца года я планирую выйти на чистую ежемесячную прибыль в 200 тыс. руб. и сделать этот проект автономным.
Общая гостиная в доме
Сила соцсетей
Я не верил в силу соцсетей, но оказалось, что при правильном подходе они дают ощутимый эффект. После того, как я прошел обучение по ведению блога в Инстаграм и сделал все, как учили, сразу же получил обратную связь. Сегодня половина частных клиентов приходит к нам из «Вконтакте», половина — из Инстаграма.
Наша инфраструктура на сегодняшний момент не сильно развита. Первое время я переживал по этому поводу. Думал — взять бы кредит, сделать суперсовременную детскую площадку, пляж, уличную площадку для йоги. Хорошо, что я на это не пошел. Просто действую поступательно: как только начинаю понимать, что важно для клиентов, в это и инвестирую. Поэтому никаких долговых обязательств у нас нет — все, что зарабатываем, вкладываем в развитие.
Сейчас дедушке Ивана 88 лет, бабушке — 82. На стене в гостиной до сих пор висят общие фотографии этой большой семьи. «Думали их снять, но гости попросили оставить», — говорит Иван. Себя он гордо называет строителем в третьем поколении и рассказывает — забрасывать семейную традицию не хочет. В планах — увеличение номерного фонда за счет строительства парка эко-домов, живя в которых гости могли бы познакомиться со всеми современными технологиями. Для возведения одного такого демонстрационного дома площадью 30 кв. м нужно порядка 1 млн руб. Для разработки проектов по их строительству и развитию инфраструктуры всей территории Иван планирует привлечь архитекторов и провести конкурс совместно с УралГАХА.Также в планах строительство уже собственного дома на Островах Ершовых.
Материал подготовила Анна Асташкина — специально для DK.RU. Фото автора, инфографика — Игорь Черепанов / DK.RU