Малые предприниматели в России ждут от следующего года новых трудностей: все больше бизнесменов считают свое дело успешным, если просто выживают в текущих условиях.
Экономические ожидания российского малого бизнеса: хуже всего перспективы оценивают компании производственной сферы, строительства и оптовой торговли, говорится в докладе «Пульс малого бизнеса», подготовленном Альфа-банком и Международным исследовательским центром MARC. Индекс рассчитан на основе 1417 тыс. онлайн-интервью с предпринимателями, он включает четыре показателя. Индекс текущей экономической ситуации составил минус 67 и почти не изменился по сравнению с июнем (минус 68). Индекс бизнес-ожиданий ухудшился: минус 35 против минус 27 полгода назад.
«Результаты исследования говорят о том, что предприниматели адаптировались к ведению бизнеса в новой экономической реальности. Однако показатели бизнес-ожиданий на следующие шесть месяцев оказались ниже, чем летом, что говорит о готовности малого бизнеса к очередным вызовам в следующем году», — сказал руководитель блока «Массовый бизнес» Альфа-банка Денис Осин.
Источник: Альфа-банк
Выше всего уверенность у компаний в сфере маркетинга и бизнес-услуг, а также IT. Заметно улучшилось самочувствие компаний в сфере грузоперевозок. Это связано с ростом импорта, который тормозит развитие производства. Из-за падения доходов граждан ухудшения ситуации ожидают оптовые, розничные и строительные компании.
Малые компании оценивают текущую ситуацию в ноябре почти также, как полгода назад. Рост покупательской способности, на который надеялись предприниматели, не состоялся: его улучшение отметили только 2% компаний, тогда как рассчитывала на это каждая десятая фирма. Интересно, что на этом фоне малые бизнесмены лучше оценивают свое положение, чем ситуацию в экономике в целом.
«На фоне затянувшейся стагнации экономики «выживание» в текущих условиях становится более значимым критерием успеха. В результате растет число предпринимателей, которые считают свой бизнес успешным (на 3%)», — говорится в исследовании.
Бизнесу нужно, чтобы были зафиксированы стабильные правила игры и позитивные решения власти, которые изменили бы условия для всех, но их нет, сказала РБК вице-президент «Деловой России» Анастасия Алехнович.
«Если компании не испытывают позитива, то они сразу же закрываются, без позитивного настроя невозможно работать на рынке и преодолевать трудности», — отмечает она.
Среди своих главных проблем все компании называют снижение спроса и высокие налоги. Большинство отраслей отмечают нехватку средств для развития. ИТ-сфера и производственники остро ощущают нехватку квалифицированных кадров, а строительные компании и игроки рынка грузоперевозок — отсутствие господдержки.
Для преодоления кризиса малый бизнес все больше обращает внимание на экспорт: особенно характерно это для компаний интеллектуальных сфер и использующих новые технологии. 53% опрошенных планируют нарастить экспорт в ближайшие полгода. Кроме того, 68% предпринимателей вкладывают средства в автоматизацию бизнес-процессов и использование цифровых технологий, а каждая третья компания за последние полгода пересмотрела модель продаж.