В нескольких регионах страны ГИБДД запретила инспекторам использовать ручные радары. Такое решение приняли в целях борьбы с коррупцией в рядах сотрудников Госавтоинспекции.
Письмо о необходимости борьбы с коррупцией в рядах сотрудников Госавтоинспекции направил в ведомство глава МВД Владимир Колокольцев. Эксперты идею поддержали, производители приборов же считают, что ручные радары рано списывать со счетов, пишет «Коммерсант».
Изданию рассказали в управлениях ГИБДД нескольких регионов, что ручные радары для фиксации нарушений ПДД (модели «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и др.) больше не используются. Запрет действует с 10 июля 2016 года.
В Краснодарском крае на этот счет выпустили распоряжение заместителя начальника регионального управления МВД Юрия Кузнецова. В документе уточняется: запрету подлежат все приборы, данные с которых можно стереть вручную. Если инспектор продолжит пользоваться радаром, его ждет дисциплинарная ответственность, если же нарушение зафиксируют вновь – увольнение из органов. В своем распоряжении Кузнецов ссылается на указание главы МВД РФ Владимира Колокольцева от 30 июня 2016 года «О мерах по профилактике и пресечению коррупционных преступлений среди личного состава подразделений Госавтоинспекции».
В пресс-службе ГИБДД РФ подтвердили, что такой документ имеется, однако его содержание раскрывать не стали. В ведомстве уточнили, что письмо «направлено на упорядочение процедуры применения сотрудниками подразделений Госавтоинспекции мобильных средств фото-, видеофиксации нарушений ПДД с целью обеспечения соответствующего контроля и законности при осуществлении правоприменительной практики».
Источник «Коммерсанта», знакомый с содержанием документа, рассказал, что Колокольцев позволил региональным управлениям ГИБДД самостоятельно определять судьбу ручных радаров, а те в ответ ввели запреты.
В ГАИ СССР приборы для замера скорости начали использовать в 60-е – 70-е годы прошлого века. Это были модели «Фара», «Барьер», ЛИДС. Радары совершенствовались, со временем у них появилась функция видеозаписи и привязка к GPS-координатам. При этом решение о наказании все равно принимал инспектор ГИБДД, что приводило к ситуациям, когда водитель «решал вопрос на месте».
В начале 2000-х годов МВД, борясь с коррупцией, начало активно внедрять систему автоматической фиксации нарушений. В 2008 году была принята новая редакция КоАП РФ, разрешившая ГИБДД высылать штрафы по почте владельцу машины, если номер был зафиксирован автоматическим комплексом. Сейчас на дорогах страны установлено более 10 000 таких камер – стационарных и мобильных. Количество оборудование и его функционал растут: кроме скорости камеры фиксируют выезд на встречную или выделенную полосы, проезд через железнодорожные переезды и другие нарушения. За 6 месяцев 2016 года было выписано 26,2 млн штрафных постановлений на основании данных с камер, это на 17% больше, чем годом ранее. Однако инспекторы до последнего времени использовали и ручные радары.
Виктор Травин, зампред общественного совета при ГУ МВД по Москве, правозащитник, рассказал, что разговоры о запрете ручных радаров ведутся последние два года.
«Погрешности у них колоссальные, там можно накрутить все что угодно. Странно, что запрет не ввели раньше,— говорит он.— Это все равно, что объявить сейчас о выводе из оборота керосиновых ламп или катушечных магнитофонов. У меня ощущение, что гаишники очень долго держались за эти радары по вполне понятным причинам».
«Данное указание исключит ситуации, когда сотрудник ГИБДД работает на свой карман»,— считает один из разработчиков ГОСТа для стационарных камер (еще не введен в действие) Григорий Шухман.
При этом он уверен, что нововведение не защитит водителей от фальсификаций с помощью автоматических камер. Шухман напоминает о скандале в Краснодарском крае: в 2013 году водителям по почте высылались штрафы за несуществующие нарушения. Представитель компании «Технологии распознавания» (комплекс «Автоураган») Сергей Кусов признает, что автоматика периодически дает сбои. Например, совсем недавно в Ульяновске: там водитель 14-местной «Газели» получил штраф с камеры за движение со скоростью 233 км/ч. Постановление позже отменили, так как проверка показала, что камера вовремя не прошла поверку.
Илья Барский, гендиректор петербургской компании «Симикон» (производитель «Бинаров»), говорит, что попавшие под запрет радары — достаточно современные устройства.
«В ручном режиме работы решение о наказании нарушителя принимает инспектор, но подтасовать данные он не может, они защищены и от удаления, и от любых изменений,— объясняет он.— Есть и автоматический режим, в таком случае «Бинар» используется вообще без вмешательства полицейского. При установке на треногу он автоматически в зашифрованном виде записывает и видеоряд с дорожной обстановкой, и номер нарушителя крупным планом на флешку, а вечером эти данные загружаются в центры обработки данных. За шесть лет в регионы было продано несколько тысяч таких устройств, и они до недавних пор были крайне востребованы Госавтоинспекцией».
Также Барский отметил, что есть участки дорог, где фиксировать нарушения удобнее только ручными приборами — например, на горных дорогах, где водители часто совершают запрещенные обгоны.
Сергей Кусов отмечает, что ручные радары используются и полицейскими за рубежом. Одновременно он высказывает предположение, что там уровень доверия к инспекторам выше.
«Допускаю, что приборы отозваны не насовсем, а для доработки программного обеспечения на защиту материалов от несанкционированного удаления, после чего приборы вернутся на дороги»,— предполагает Шухман.
Сенатор от Карелии, экс-глава ГИБДД Владимир Федоров считает, что запрещать ручные радары полностью не стоит, хотя бы потому, что не у всех регионов есть средства на дорогие автоматические комплексы, центры обработки данных и рассылку «писем счастья».